г. Хабаровск |
|
19 февраля 2021 г. |
А73-8361/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Пичининой И.Е., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
в судебном онлайн-заседании принимали участие:
от Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края: Бакушина Д.Ю., представитель по доверенности от 11.01.2021;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Т.П., представитель по доверенности от 29.01.2021;
от Министерства Финансов: Ткаченко О.А., представитель по доверенности от 06.08.2020;
от Комитета по ценам и тарифам: Ларионова М.Н., представитель по доверенности от 01.01.2021;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Маркова Н.А., представитель по доверенности от 01.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
к Финансовому управлению администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700759366, ИНН 2712003212)
о взыскании убытков в размере 4 260 596, 63 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края
по делу N А73-8361/2020
Арбитражного суда Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Финансовому управлению администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о взыскании убытков в размере 4 260 596,63 руб., связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию за период с 01.04.2017 по 02.12.2017.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Министерство финансов Хабаровского края.
В порядке статьи 49 АПК РФ принято уточнение истца, касающееся взыскания убытков за счет суммы субвенции, предоставленной бюджетом края бюджету муниципального района.
Решением суда от 16.10.2020 исковые требования к Финансовому управлению администрации Комсомольского муниципального района удовлетворены за счет казны муниципального образования.
Не согласившись с решением суда, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Финансовое управление администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края подали апелляционные жалобы об отмене судебного акта и отказе в удовлетворении иска.
Финансовое управление администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку соглашение о предоставлении субсидий на 2017 г. с истцом не заключалось, арбитражный суд вышел за пределы требований истца и взыскал межтарифную разницу.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в своей жалобе заявило о необоснованном не привлечении судом к участию в деле в качестве третьего лица Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, тарифное дело судом не исследовалось. Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела выяснены не полностью. Истцу тариф в спорный период не устанавливался, необоснованно истцом самостоятельно применен тариф для другой теплоснабжающей организации, не являющейся правопредшественником истца.
Представители заявителей апелляционных жалоб в судебном заседании 08.12.2020 настаивали на приведенных ими доводах, привлечении регулирующего органа к участию в деле, недоказанность оснований для привлечения ответчика к ответственности, пропуск срока исковой давности за период с 01.04.2017 по 31.03.2017, ненадлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, ссылаясь на законность принятого судебного акта.
Определением от 08.12.2020 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
Определением от 28.01.2021 в порядке статьи 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, обязав представить в суд тарифное дело ФГБУ "ЦЖКУ" и АО "ГУ ЖКХ". Истцу предложено представить пояснение к расчету иска.
Представитель истца представил пояснение к расчету фактических затрат за 2017 г.
Представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края представил отзыв на иск, согласно которому тариф, установленный для ФГБУ "ЦЖКУ", является сопоставимым для предшествующего периода, на основании которого осуществлялся расчет тарифной заявки, в отличие от тарифа, установленного для АО "ГУ ЖКХ".
К отзыву представлены копии экспертного заключения по установлению тарифов на тепловую энергию для ФГБУ "ЦЖКУ" и АО "ГУ ЖКХ", обобщающий расчет тарифов для указанных организаций, письмо ФАС России на запрос комитета от 30.08.2017 N ВК/62425/17 и иные документы. В порядке статьи 286 АПК РФ документы приобщены к материалам дела.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края в отзыве возражал против применения тарифа, установленного для иного лица, ссылался на недоказанность истцом расчета и оснований для удовлетворения иска, на исполнения обязательства краевого бюджета перед бюджетом Хабаровского муниципального района по предоставлению субвенций.
В судебном заседании 11.02.2021 представитель ФГБУ "ЦЖКУ" настаивал на иске.
Представители Министерства финансов Хабаровского края, Министерства ЖКХ Хабаровского края, Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района, Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края поддержали свои ранее изложенные позиции относительно заявленного иска.
Как следует из представленных материалов, ФГБУ "ЦЖКУ" с 01.04.2017 осуществляет снабжение тепловой энергией объектов жилищного фонда, расположенных в Комсомольском муниципальном районе Хабаровского края и обеспечивает теплоснабжение жилых домов военных городков на территории с. Большая Картель.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" истец имеет право на компенсацию разницы в тарифах.
До апреля 2017 года функции поставщика тепловой энергии в жилые дома, в том числе в военных городках в с. Большая Картель осуществляло АО "ГУ ЖКХ".
Для данной организации постановлениями Комитета по ценам и тарифам был установлен экономически обоснованный тариф с 01.04.2017 по 30.06.2017 равный 4 417,05 руб. /Гкал., с 01.07.2017 по 02.12.2017 равный 4 506,06 руб. /Гкал.
В то время как постановлением губернатора Хабаровского края от 01.10.2016 N 100 установлен предельно максимальный тариф на тепловую энергию для населения в размере 2 286,74 руб. /Гкал (без учета НДС).
Для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" постановлением от 20.11.2017 N 33/23 комитет по ценам и тарифам установил тариф на тепловую энергию на период 2017-2020 гг. в размере 4 124,38 руб. /Гкал (без учета НДС) только с 03.12.2017.
В связи с этим, учреждение в бестарифный период (с 01.04.2017 по 02.12.2017) применяло для расчетов с населением экономически обоснованный тариф, установленный ранее для АО "ГУ ЖКХ".
По расчету истца, в результате обеспечения тепловой энергии в спорный период, расчеты за которую осуществлены по предельному для этой категории потребителей тарифу, учреждение понесло убытки в совокупном размере 4 260 596,63 руб.
Претензия истца о возмещении убытков оставлена администрацией без удовлетворения.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом N 222.
Согласно статьям 2, 3 данного Закона возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду (пункт 1 статьи 4 Закона N 222).
В хабаровском крае органы местного самоуправления Хабаровского края наделены государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Так, согласно Закону Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150) муниципальный район наделен государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 150 предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Федерации.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 указанного Порядка органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка, представляется в Министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков. Перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
По информации Министерства финансов Хабаровского края, что ответчиком не оспорено, с учетом финансирования в спорный период, обязательства краевого бюджета перед бюджетом Хабаровского муниципального района по предоставлению субвенций на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, выполнены в полном объеме.
Доказательств необходимости осуществления в целях возмещения убытков истцу дополнительных ассигнований сверх объема средств, предоставляемых из краевого бюджета, администрацией Комсомольского муниципального района не представлено.
Вина ответчика в причинении истцу убытков заключается в самом неисполнении законной обязанности по компенсации межтарифной разницы.
В связи с этим, иск к Финансовому управлению администрации Комсомольского муниципального района подлежит удовлетворению за счет казны муниципального образования.
Тем более что в случае наличия таких обстоятельств ответчик вправе обратиться с соответствующим иском к Хабаровскому краю.
Довод ответчика об отсутствии у истца права на получение субсидии с учетом его организационно-правой формы со ссылкой на положения статьи 78 БК РФ основан на неверном толковании норм права.
Являясь субъектом предпринимательской деятельности, истец не обязан отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. Учитывая статус ресурсоснабжающей организации, не оказывать услуги истец в спорный период не мог.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности суд отклоняет.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исходя из существа данного спора, при определении начала исчисления срока исковой давности необходимо руководствоваться нормами бюджетного законодательства. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 3790/12, от 26.04.2011 N 17828/10, от 12.05.2009 N 514/09, от 26.05.2009 N 15759/08.
В рассматриваемом случае истец мог и должен был узнать о нарушении права на возмещение убытков за 2017 год по окончании финансового года - 01.01.2018.
С указанной даты в силу статьи 200 ГК РФ, а также статей 12 и 242 Бюджетного кодекса РБ, следует исчислять срок исковой давности по требованиям общества за 2017 год.
На дату обращения ФГБУ "ЦЖКУ" в арбитражный суд с настоящим иском (08.06.2020) срок исковой давности по требованию о взыскании убытков за период с 01.04.2017 по 31.03.2017 не пропущен.
Проверив расчет истца, с учетом позиции регулирующего органа суд апелляционной инстанции считает необоснованным в данном случае возможность применения в расчете тарифа, установленного для АО "ГУ ЖКХ", ранее оказывающего услуги по теплоснабжению в отношении потребителей ФГБУ "ЦЖКУ", в период до установления истцу тарифа.
По информации Комитета по ценам и тарифам для АО "ГУ ЖКХ" тариф был сформирован для 149 котельных, а для истца - для 29 котельных, соответственно, полезный отпуск у истца на 41 % ниже, чем у АО "ГУ ЖКХ", что не опровергнуто истцом.
И, поскольку перехода всех элементов инфраструктуры не состоялось, оснований для применения истцом "чужого" тарифа в бестарифный период нет.
При этом, исходя из идентичности имущества, используемого для регулируемого вида деятельности, возможно применение для предшествующего периода тарифа, установленного для самого учреждения, поскольку тарифы, установленные комитетом для ФГБУ "ЦЖКУ" на 2017 год, с вводом в действие с 03.12.2017, были рассчитаны из годового объема на 2017 г.
По расчету суда с Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края за счет средств казны муниципального района в пользу истца подлежат взысканию убытки в размере 3 580 740,70 руб.
Материалами дела подтверждается объем отпущенной тепловой энергии населению за период с 01.04.2017 по 02.12.2017 в размере 1 948,66 Гкал.
Разница в установленных тарифах составляет 1 837,54 (4 124,28- 2286,74).
С учетом изложенного, исковые требования ФГБУ "ЦЖКУ" подлежат удовлетворению в размере 3 580 740,70 руб. (1 837,54 х 1 948,66) убытков.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы стороны освобождены в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.10.2020 по делу А73-8361/2020 отменить.
Взыскать с Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700759366, ИНН 2712003212) за счет средств казны Комсомольского муниципального района Хабаровского края в пользу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) убытки в размере 3 580 740,70 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8361/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" Жилищно-коммунальное хозяйство N 2, ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВо ЖКС N2
Ответчик: Финансовое управление администрации Комсомольского муниципального района
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края