Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 июня 2021 г. N Ф10-1895/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М., судей Семенюта Е.А..,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Офицеровой А.В.,
при участии:
от администрации Колпнянского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления по тарифам и ценовой политики Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Колпнянского района Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.12.2020 по делу N А48-5664/2020 (судья Юдина А.Н.)
по иску администрации Колпнянского района Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" о возложении обязанности на ответчика приобрести и установить контейнеры и бункера в размере, не превышающем 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на 2020 год для установки на обустроенных контейнерных площадках, расположенных на территории пгт. Колпна Колпнянского района Орловской области,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по тарифам и ценовой политики Орловской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Колпнянского района Орловской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (далее - ответчик, ООО "УК "Зеленая роща") о возложении обязанности на ответчика приобрести и установить контейнеры и бункера в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора для установки на обустроенных контейнерных площадках, расположенных на территории Колпнянского района Орловской области в количестве 23 металлических контейнера для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов объёмом 0,75мЗ (2019 год в количестве 4 контейнера, 2020 год в количестве 19 контейнеров) (с учетом принятого судом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление по тарифам и ценовой политики Орловской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.12.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация Колпнянского района Орловской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции стороны явку своих полномочных представителей не обеспечили. От Администрации Колпнянского района Орловской области через электронный сервис "Мой арбитр" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие лица, подавшего жалобу.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения истца и ответчика о времени и месте судебного разбирательства, с учетом заявления ООО "Орловский энергосбыт", апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО "УК "Зеленая роща" и Управление по тарифам и ценовой политики Орловской области направили отзыв и возражение против доводов апелляционной жалобы. Управление по тарифам и ценовой политики Орловской области в отзыве полагалось на усмотрение суда.
Исследовав материал дела с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене или изменению решения суда.
В обоснование исковых требований истец указал, что на момент перехода на новую систему сбора ТКО, на дату 01.01.2019, на территории Колпнянского района Орловской области имелись оборудованные контейнерные площадки с установленными на них стандартными металлическими контейнерами. Большая часть из них расположена па придомовых территориях многоквартирных домов. В целях необоснованного начисления гражданам платежей за не оказанную услугу по обращению с ТКО, руководство района периодически направляло в адрес ООО "УК "Зеленая роща" информацию о наличии установленных контейнеров на территории муниципального образования в разрезе населенных пунктов по состоянию на 25.12.2018.
В соответствии с муниципальным контрактом N 03543300068019000036-01К от 09.07.2019 на выполнение работ для государственных нужд администрацией Колпнянского района в пгт. Колпна было произведено устройство 50 общественных контейнерных площадок, а именно выполнение бетонирования основания и устройство ограждений. ООО УК "Зеленая роща" направило в адрес истца план поставки и распределения контейнеров для сбора ТКО на 2020 год, в соответствии с которым в текущем году в Колпнянский район предполагалось поставить 70 контейнеров, в том числе в 1 квартале 2020 года.
Также в адрес администрации Колпнянского района Орловской области ООО "УК "Зеленая роща" направляло письма о готовности выделить контейнеры для сбора ТКО. Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Истец полагает, что до настоящего периода времени ООО "УК "Зеленая роща" контейнеры не установило, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно и полно установил обстоятельства дела и применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исходя из положений статьи 1 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641").
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В типовом договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, обязанность регионального оператора по установке контейнеров для сбора ТКО не предусмотрена. Таким образом, Законом N 89-ФЗ, постановлением Правительства N 641 на регионального оператора не возложена обязанность по установке на объектах контейнеров и бункеров для сбора ТКО.
В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии со статьей 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, относится к регулируемому виду деятельности.
Согласно пункту 4 указанной статьи регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов; тариф на энергетическую утилизацию.
Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в силу пункта 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области рассчитана сумма расходов на приобретение контейнеров (бункеров) в размере, не превышающим 1 % НВВ регионального оператора путем расчета соотношения объемов ТКО, образуемым на территории Колпнянского района к общим объемам ТКО, образуемых на территории всей Орловской области, может составлять: на 2019 год - 217,3 тыс. руб.; на 2020 год - 183,7 тыс. руб.
Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области, которое является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и осуществляющее функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования правоприменительные функции и функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги), утвержден единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области в 2019 году (приказ N 651-Т Об установлении ООО "Управляющая компания "Зеленая роща" единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области от 20.12.2018).
Методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации - часть 5 статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", утверждены Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пунктам 18, 19, 20 Правил регулирования - тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Допускается приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (положения Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484).
Так, Основами предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. Региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.
Между тем, основы определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО, с дальнейшим их предоставлением потребителям.
Администрацией избран неверный способ защиты, поскольку в силу договорных отношений (в соответствии с контрактом N 03543300068019000036-01К от 09.07.2019) она вправе предъявлять иски о понуждении к надлежащему исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом.
То обстоятельство, что при установлении тарифа были учтены 3% валовой выручки, как расходы на приобретение контейнеров, не свидетельствует о том, что Администрация вправе понуждать к соблюдению параметров тарифного регулирования.
Доводы жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.12.2020 по делу N А48-5664/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Колпнянского района Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5664/2020
Истец: Администрация Колпнянского района Орловской области
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЗЕЛЕНАЯ РОЩА"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ НАДЗОРНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области