г. Владимир |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А79-6442/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 17.02.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Богуновой Е.А., Кириловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федорковой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Шумерлинское производственное управление "Водоканал" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.12.2020 по делу N А79-6442/2020,
по иску муниципального унитарного предприятия "Шумерлинское производственное управление "Водоканал", г. Шумерля, Чувашская Республика-Чувашия (ОГРН 1022103028584 ИНН 2125001099, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) (ОГРН 1162130065888 ИНН 2125008707), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - Чувашии,
о взыскании 627 руб. 91 коп.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Шумерлинское производственное управление "Водоканал" (далее - МУП ПУ "Водоканал") обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) (далее - УПФР в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное)) о взыскании 627 руб. 91 коп. задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ со сточными водами за 1 квартал 2020 года по контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 17.01.2020 N 9.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики- Чувашии.
Решением от 01.12.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики- Чувашии в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП ПУ "Водоканал" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель не согласен с выводом суда об отсутствии у ответчика обязанности по внесению платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами.
Стороны явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили. Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
МУП ПУ "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и УПФР в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) (абонент) заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 17.01.2020 N 9, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду и осуществить прием сточных вод (водоотведение). Абонент обязуется оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной волы, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1.1 контракта от 17.01.2020 N 9).
Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и применяется к правоотношениям сторон, возникшим с 01.01.2020 и действует по 30.06.2020 (пункт 11.1 контракта от 17.01.2020 N 9).
31.03.2020 истец выставил ответчику счет-фактуру N 699 на плату за сброс загрязняющих веществ за 1 квартал 2020 года.
УПФР в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) возвратило данную счет-фактуру без оплаты.
Претензией от 24.04.2020 N 450 ответчик потребовал от истца погасить задолженность в размере 627 руб. 91 коп., составляющую плату за сброс загрязняющих веществ в 1 квартале 2020 года.
В связи с отсутствием добровольной уплаты ответчиком задолженности истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены данными Правилами.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктами 118, 119 Правил N 644 (в редакции спорного периода) в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Сброс ответчиком сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил, истец не фиксировал, результаты контроля в материалах дела отсутствуют.
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на
территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно пункту 2 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории. Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии).
Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.
Из вышеприведенных положений пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды следует, что из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
К указанным объектам согласно пункту 6 части IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
При этом, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).
В письме от 10.02.2017 N 3/23-2541 уполномоченный орган, признал, что объекты УПФР в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) не относятся ни к одной категории, указанных в Критериях и не подлежат постановке на государственный учет, а являются объектами, не оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", действовавшее до 02.06.2020 было установлено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки
суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Судом установлено, что ответчик критериям, указанным в названном постановлении Правительства Российской Федерации, как по виду деятельности, так и по объему отводимых сточных вод не соответствует.
Его деятельность не связана с производством, переработкой продукции, которые могут повлечь сверхнормативный сброс; не относится к организациям, для которых устанавливаются лимиты допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Иного в материалы дела не представлено.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", действовавшее до 30.06.2020, указано, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.11.2004 N 286 утвержден Порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов, в котором пунктом 1.4 установлено, что плата за сброс ЗВ со сточными водами в систему канализации включает в себя: плату за сброс ЗВ в пределах установленных нормативов допустимых сбросов; плату за сброс ЗВ в пределах установленных лимитов на сбросы (временно разрешенные сбросы); плату за сброс ЗВ сверх установленных лимитов на сбросы (временно разрешенные сбросы); плату за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Судом установлено, что, ответчик не относится ни к одному виду плательщиков из вышеназванного постановления.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), действовавших в спорный период (до 02.06.2020), контроль состава и свойств сточных вод включает в себя отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Согласно пункту 18 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Акт отбора проб, на основании которого проводится лабораторный анализ сточных вод, является единственным допустимым доказательством, подтверждающим факт отбора проб у абонента и с учетом результатов анализов наличие или отсутствие со стороны абонента сброса загрязняющих веществ.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в спорный период истец производил отбор проб принимаемых в канализационную систему сточных вод ответчика.
С учетом условий контракта, в любом случае взыскание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отсутствие предварительного отбора проб на объекте ответчика недопустимо.
Суд первой инстанции, установив факт отсутствия сбросов на объекте ответчика в систему водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд, отсутствие иные видов негативного воздействия, пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика отсутствует обязанность по оплате за сброс загрязняющих веществ.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска судом правомерно отказано.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Поскольку МУП ПУ "Водоканал" при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка, государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.12.2020 по делу N А79-6442/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Шумерлинское производственное управление "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Шумерлинское производственное управление "Водоканал" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6442/2020
Истец: МУП "Шумерлинское производственное управление "Водоканал"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии межрайонное
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.