г. Вологда |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А13-9222/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Пономаревой В.А. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 декабря 2020 года по делу N А13-9222/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Грайф Вологда" (ОГРН 1023500874880, ИНН 3525087818; адрес: 160004, Вологодская область, город Вологда, улица Маяковского, дом 38; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (ОГРН 1043500095737, ИНН 3525022440; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 1; далее - инспекция) об отмене постановления от 03.07.2020 N 35252005819190500012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что оспариваемый судебный акт вынесен с нарушением требований закона, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на то, что вывод суда об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих событие правонарушения, неправомерен. По мнению инспекции, в ее полномочия не входит оценка правомерности отказа банка в принятии справки и документов. Также податель жалобы ссылается на отсутствие оснований признания постановления незаконным по причине устранения ответственности за вмененные нарушения после даты вынесения постановления.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Общество в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим судебное заседание проведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя инспекции, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, обществом и BAGAT Sp. z.o.o., Польша (нерезидент; экспедитор) заключен договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания от 01.08.2017 N 902-2S/ВТ-GV (далее - договор от 01.08.2017), по условиям которого экспедитор обязуется оказать определенные договором услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза (транспортно- экспедиционные услуги) за вознаграждение и за счет клиента либо третьего лица, грузополучателя или грузоотправителя.
Договор принят 21.08.2017 на расчетное обслуживание АО КБ "Ситибанк" с уникальным номером N 17080077/2557/0000/4/1.
Дополнительным соглашением от 01.08.2019 N 1 срок действия договора от 01.08.2017 продлен до 01.08.2020.
Обществом на запрос инспекции от 30.01.2020 N 15-23/35252020000202 представлены договор от 01.08.2017, дополнительное соглашение от 01.08.2019 N 1, акт приемки-сдачи выполненных работ от 30.01.2019 N 902-2-21, ведомость банковского контроля по контракту с уникальным номером N 17080077/2557/0000/4/1 по состоянию на 04.02.2020, справки о подтверждающих документах от 18.03.2019, от 27.03.2019, возврат справки о подтверждающих документах от 18.03.2019.
По результатам рассмотрения полученных документов инспекция установила, что согласно ведомости банковского контроля по контракту от 01.08.2017 всего по разделу II "Сведения о платежах" обществом осуществлены платежи на 208 321,62 евро. Согласно разделу III "Сведения о подтверждающих документах" сумма по подтверждающим документам составляет 173023,67 евро, в том числе 3122 евро по подтверждающему документу N 902-2/21 от 25.02.2019. Согласно акту приемки-сдачи выполненных работ от 30.01.2019 N 902-2/21 экспедитор - фирма "BAGAT Sp. z.o.o." (Польша) выполнила для общества работы, предусмотренные договором от 01.08.2017 по маршруту: 3198 LP Europoort-RT, 7041, GV s-Heerenberg, 3633 АК Vreeland (Нидерланды) - город Вологда на сумму 3122 евро. Акт приемки-сдачи выполненных работ от 30.01.2019 N 902 2/21 составлен 30.01.2019, подписан 25.02.2019, срок представления справки о подтверждающих документах в банк - 22.03.2019. Общество представило справку о подтверждающих документах от 18.03.2019 в АО КБ "Ситибанк" 18.03.2019 с нарушением Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, в результате чего данная справка возвращена банком 21.03.2019. Таким образом, справка о подтверждающих документах первоначально представлена в банк в установленный срок - 18.03.2019, но возвращена по причинам: подтверждающий документ не заверен печатью резидента; неверно указана дата подтверждающего документа в графе 3 справки о подтверждающих документах. Обществом 27.03.2019 повторно направлена справка о подтверждающих документах, которая принята банком 29.03.2019.
Придя к выводу о том, что представление обществом справки 27.03.2019 произведено с нарушением установленного срока, главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок N 1 инспекции в отношении общества составил протокол от 10.03.2020 N 35252005819190500002 об административном правонарушении по части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ. В протоколе зафиксировано нарушение требований подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), пункта 8.2.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И).
Заместитель начальника инспекции, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес постановление от 03.07.2020 N 35252005819190500012, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ) нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В пункте 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ указано, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается для представления агентам валютного контроля - Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3 Инструкции N 181-И справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
В соответствии с пунктом 8.1 Инструкции N 181-И при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к Инструкции, документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (далее - подтверждающие документы).
В силу подпункта 8.1.3 пункта 8.1 Инструкции N 181-И в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в качестве подтверждающих документов должны быть представлены акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Согласно подпункту 8.2.2 пункта 8.2 Инструкции N 181-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 названной Инструкции, представляются резидентом в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 Инструкции.
В соответствии с пунктом 8.3 Инструкции N 181-И датой оформления подтверждающего документа, указанного в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 и в пункте 8.7 названной Инструкции, считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления или дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), содержащаяся в подтверждающем документе.
Из положений подпункта 16.1.5 пункта 16.1 Инструкции N 181-И следует, что при представлении резидентом, физическим лицом - резидентом, нерезидентом в уполномоченный банк документов и информации, требование о представлении которых установлено настоящей Инструкцией, уполномоченный банк должен осуществить проверку, в том числе соблюдения установленного настоящей Инструкцией порядка заполнения, представления резидентом, физическим лицом - резидентом соответствующих документов и информации, требование о представлении которых установлено настоящей Инструкцией.
При отрицательном результате проверки, указанной в пункте 16.1 настоящей Инструкции, уполномоченный банк не позднее сроков, установленных для проверки, должен вернуть представленные резидентом, физическим лицом - резидентом документы и информацию с указанием даты и причины отказа в их принятии (пункт 16.5 Инструкции N 181-И).
Общество направило справку о подтверждающих документах от 18.03.2019 в АО КБ "Ситибанк" 18.03.2019.
Суд первой инстанции обоснованно заключил о том, что в отношении представленных обществом 18.03.2019 в банк справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов отсутствовали основания для вывода об отрицательном результате проверки и, соответственно, для возврата указанных документов обществу.
Так, согласно пункту 15.2 Инструкции N 181-И документы, требование о представлении которых установлено настоящей Инструкцией, представляются резидентом в уполномоченный банк в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Порядок оформления (заверения) копий документов определяется по согласованию уполномоченного банка с резидентом.
В соответствии с пунктом 15.6 Инструкции N 181-И при обмене документами и информацией на бумажном носителе документы, оформляемые в соответствии с настоящей Инструкцией юридическим лицом - резидентом, подписываются лицом (лицами), наделенным (наделенными) правом подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати, и заверяются оттиском печати юридического лица (при ее наличии), образец которой проставлен в карточке с образцами подписей и оттиска печати этого юридического лица.
Поскольку подтверждающие документы не относятся к документам, оформляемым в соответствии с Инструкцией N 181-И, требования пункта 15.6 названной Инструкции не распространяются на подтверждающие документы.
Правильность указания в графе 3 справки о подтверждающих документах сведений о дате подтверждающего документа (25.02.2019) подтверждена материалами дела, в том числе следует из указания одинаковой даты в первоначальной справке и в повторно представленной справке, которая банком принята.
Таким образом, событие правонарушения, выразившееся в нарушении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, инспекцией не доказано.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие полномочий оценивать правомерность отказа банка в принятии справки является несостоятельной, поскольку не освобождает инспекцию от обязанность доказать событие вменяемого обществу правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции верно заключил об отсутствии оснований для привлечении общества к административной ответственности по части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ, следовательно постановление правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Довод подателя жалобы о том, что устранение административной ответственности за рассматриваемые нарушения позднее даты принятия оспариваемого постановления не может служить основанием признания постановления незаконным, подлежит отклонению, поскольку установленное судом отсутствие события правонарушения является достаточным основанием удовлетворения требований общества.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 декабря 2020 года по делу N А13-9222/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9222/2020
Истец: ООО "ГРАЙФ Вологда"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 11 по Вологодской области