г. Пермь |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А71-11712/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ижевская управляющая компания"
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 11 декабря 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А71-11712/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ижевская управляющая компания" (ОГРН 1121832001763, ИНН 1832096497)
к административной комиссии Администрации Первомайского района г. Ижевска (ОГРН 1061841046464, ИНН 1835071691)
о признании незаконным и отмене постановления от 26.08.2020 N 446/20 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ижевская управляющая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к административной комиссии Администрации при Первомайского района г. Ижевска (далее - административная комиссия, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 26.08.2020 по делу об административном правонарушении N 446/20.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 декабря 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 01 декабря 2020 года), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "ИУК"" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявителем приведены доводы, согласно которым в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку общество утвердило график покоса травы. Заявитель отмечает, что периодичность работ административной комиссией и судом первой инстанции не исследованы, сама по себе высота травы более 15 см не является нарушением. Кроме того, заявитель жалобы со ссылкой на постановление Правительства РФ N 438 от 03 апреля 2020 года указывает, что проверки в отношении субъекта малого предпринимательства запрещены в 2020 году, а ООО "Ижевская управляющая компания является субъектом малого предпринимательства.
Административным органом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 11.08.2020 в период времени с 10 час. 06 мин. до 10 час. 16 мин., а также повторно 13.08.2020 в период времени с 11 час. 09 мин. до 11 час. 19 мин. членом административной комиссии проведен осмотр территории, прилегающей к многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Ижевск, ул. Воровского, д. 141 (далее - МКД N 141). В ходе осмотра территории МКД N 141 установлено, что не проводятся работы по скашиванию травы. Высота травы превышает 15 см, что подтверждается измерением высоты травы линейкой. Тем самым нарушены требования Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 N308 (далее - Правила благоустройства N 308). Нарушения зафиксированы в актах осмотра от соответствующих дат с фототаблицами и картами-схемами.
17.08.2020 в общество поступило извещение-вызов от 13.08.2020 на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N57-РЗ).
По факту выявленного нарушения 21.08.2020 в 09 час. 45 мин. уполномоченным лицом административной комиссии в присутствии представителя (защитника) общества по доверенности от 17.01.2020 Прокофьева А.Л. составлен протокол N 18ПР2001099 об административном правонарушении в отношении юридического лица, предусмотренном частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
В ходе составления протокола представитель общества с нарушением не согласился, пояснил, что уборка объекта благоустройства выполняется систематически. Последняя уборка (покос и вывоз) выполнена в период с 10 по 13 августа, что подтверждается фотографиями.
Копия протокола, содержащего уведомление о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, вручена представителю общества по доверенности, о чем имеются подписи представителя в протоколе.
26.08.2020 административной комиссией в присутствии представителя общества по доверенности от 17.01.2020 Прокофьева А.Л. материалы дела об административном правонарушении рассмотрены, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 446/20, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ в виде штрафа в размере 16 000 рублей.
Копия постановления получена обществом 21.09.2020, что подтверждается уведомлением о вручении.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, 01.10.2020 общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания постановления незаконным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Заявитель жалобы настаивает на отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
Суд апелляционной инстанции находит указанные доводы заявителя несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий поселений, городских округов, муниципальных округов работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по кошению травы - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются отношения в сфере благоустройства.
Объективная сторона данного административного правонарушения заключается в непроведении предусмотренных правилами благоустройства территорий поселений, городских округов, муниципальных округов работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшем их загрязнение и засорение, либо нарушении установленных сроков и порядка проведения указанных работ, в том числе в непроведении работ по кошению травы.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского и сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, - в отношении сельского поселения).
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пунктами 1, 10, 16, 17 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил благоустройства N 308 правила благоустройства города Ижевска (далее - Правила) устанавливают обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
В целях применения Правил благоустройства N 308 используются следующие основные термины и определения (раздел 2 Правил благоустройства N 308):
территория объекта благоустройства - участки территорий в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности, обязательственном праве или на правовых основаниях в соответствии с действующим законодательством, непосредственно примыкающие к зданиям, строениям, сооружениям, некапитальным объектам, сооружениям (объектам) внешнего благоустройства, элементам благоустройства, находящимся в собственности, аренде, пользовании или владении у юридических или физических лиц;
объект благоустройства - территория (в том числе территория предприятий, учреждений, организаций, земельных участков многоквартирных домов, объектов социального и культурно-бытового назначения, территория общего пользования), здание, строение, сооружение, объекты природного, антропогенного или природно-антропогенного происхождения, которые подлежат содержанию и в отношении которых должны осуществляться работы по благоустройству; содержание объекта благоустройства - выполнение в отношении объекта благоустройства комплекса работ (в том числе очистка и уборка), обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое и техническое состояние, а также безопасность.
Пунктом 3.1.3 Правил благоустройства N 308 установлено, что в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
Согласно подпункту 1 пункта 4.2 Правил благоустройства N 308 ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
В силу пункта 4.3 Правил благоустройства N 308 содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляются в весенне-летний период - с 15 апреля по 31 октября.
Подпунктом 4 пункта 4.4.1 Правил благоустройства N 308 установлено, что мероприятия по содержанию объектов благоустройства производятся с целью ликвидации загрязненности и запыленности посредством проведения работ, в том числе, включающих в себя кошение травы (при достижении травой высоты более 15 см, высота оставляемого травостоя - 3 - 8 см) и уборку скошенной травы в течение трех рабочих дней.
Согласно пункту 4.4.8 Правил благоустройства N 308 все работы по уборке и содержанию территорий объектов благоустройства и территорий общего пользования в весенне-летний период должны быть закончены к 10 часам утра.
В результате выполнения мероприятий по содержанию объектов благоустройства (в том числе территорий) должны быть обеспечены порядок, чистота и безопасность (пункт 4.4.9).
Согласно пункту 4.6.1 Правил благоустройства N 308 организация, осуществляющая управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления, обязаны обеспечить благоустройство и содержание территории многоквартирного дома в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), а также настоящими Правилами, в том числе:
1) осуществлять уборку территории многоквартирного дома;
2) осуществлять озеленение, сохранность и надлежащий уход за зелеными насаждениями на территории земельного участка многоквартирного дома;
3) исключить самовольное проведение работ, влекущих нарушение благоустройства территории многоквартирного дома;
4) осуществлять вывоз собранного мусора, смета, листвы, скошенной травы, веток в течение трех дней.
В соответствии с пунктом 4.6.2 Правил благоустройства N 308 летняя уборка территорий многоквартирных домов (подметание, мойка или поливка) должна выполняться в поздние вечерние и ранние часы и должна быть закончена к 10.00 часам утра (подпункт 4.6.2.1); выполнение летних уборочных работ должно осуществляться с периодичностью, установленной Правилами и нормами технической эксплуатации, но не менее одного раза в сутки (подпункт 4.6.2.2).
В соответствии с пунктом 6.4 Правил благоустройства N 308 лица, указанные в п. 4.2 настоящих Правил, обязаны сохранять зеленые насаждения, проводить агротехнические мероприятия по уходу за деревьями, кустарниками, газонами и цветниками, своевременно восстанавливать насаждения, плодородный слой земли в местах их повреждения, своевременно принимать меры по санитарной вырубке аварийных деревьев в соответствии с "Порядком вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2006 N 199, своевременно доводить до сведения органов местного самоуправления обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними, производить замазку ран и дупел на деревьях, проводить своевременный ремонт ограждений зеленых насаждений, а также регулярно осуществлять работы по скашиванию травы и вырубке поросли.
Как установлено судом первой инстанции, общество исполняет обязанности управляющей организации в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Воровского, д. 141, сведения об обществе внесены в реестр лицензий управляющих организаций Удмуртской Республики в отношении указанного многоквартирного дома.
11.08.2020 в период времени с 10 час. 06 мин. до 10 час. 16 мин. и 13.08.2020 в период времени с 11 час. 09 мин. до 11 час. 19 мин. членом административной комиссии выявлено нарушение обществом установленных подпунктом 4 пункта 4.4.1, пункта 6.4 Правил благоустройства N 308 требований по содержанию территории МКД N 141, а именно: невыполнение работ по кошению травы. Нарушение зафиксировано в актах осмотра территории (объекта) от 11.08.2020, от 13.08.2020, приложением к которым являются фототаблицы и карты-схемы.
Из фототаблиц следует, что измерения проводились пластмассовой линейкой с ценой деления с ценой деления 1 мм и ограничением в 30 см, при этом высота травостоя превышала 30 см.
По факту совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ, выразившегося в непроведении работ по скашиванию травы на территории МКД N 141, что зафиксировано в актах осмотра от 11.08.2020 и от 13.08.2020, членом административной комиссии с участием представителя (защитника) общества составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица от 21.08.2020 N 18ПР2001099.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.08.2020 N 446/20 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
Факт нарушения заявителем Правил благоустройства N 308 подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе актами осмотра территории (объекта) от 11.08.2020, от 13.08.2020 и фотоматериалами к ним, протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица от 21.08.2020 N 18ПР2001099.
МКД N 141 находится под управлением заявителя, которое является лицом, ответственным за соблюдение Правил благоустройства N 308, нарушение которых установлено административной комиссией.
На основании изложенного, наличие в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ, апелляционный суд признает доказанным.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
При этом в оспариваемом постановлении указано, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения требований Правил благоустройства, но не предприняло все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности проведения необходимых и достаточных работ по очистке придомовой территории и кровли указанного многоквартирного дома в зимний период, в соответствии с Правилами благоустройства, а также принятия заявителем всех зависящих от него мер по недопущению нарушений суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона УР N 57-РЗ.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод апелляционной жалобы о недоказанности состава вмененного административного правонарушения, со ссылкой на то, что фактически событием административного правонарушения является невыполнение периодических работ по кошению травы, при этом Правила благоустройства не содержат в себе положений, устанавливающих нормативную периодичность покоса травы, при достижении ей высоты более 15 см.
Указанная позиция заявителя является ошибочной, поскольку основана на неверном толковании положений Правил благоустройства, в частности подпункта 4 пункта 4.4.1, а также части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Довод заявителя жалобы о том, что постановление о привлечении общества к административной ответственности было вынесено во время ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции, также подлежит отклонению, поскольку подпункт "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438) распространяется на виды госконтроля (надзора) и муниципального контроля по Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ N 294).
Администрацией Первомайского района г. Ижевска не проводилась внеплановая проверка по ФЗ N 294, а был произведен осмотр территории, в результате которого были выявлены нарушения Правил N 961.
Нарушения выявлены в порядке части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, в соответствии с которой поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что акты осмотра территории (объекта) не могут быть признаны надлежащим доказательством, поскольку в порядке, установленном статьей 27.8 КоАП РФ, оформляется осмотр территорий, принадлежащих юридическому лицу, а в данном случае осматривалась территория общего пользования.
Административная комиссия действовала в соответствии с полномочиями, определенными Законом Удмуртской Республики от 17.09.2007 N 53-РЗ "Об административных комиссиях в Удмуртской Республике".
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное административным органом наказание в виде штрафа размере 16 000 рублей соответствует санкции, предусмотренной частью 1 статьи 11.2 Закона УР N 57-РЗ, назначено с учетом отягчающего административную ответственность обстоятельства - повторного совершения однородного правонарушения (постановлением по делу об административном правонарушении от 05.02.2020 N 64/20, законность которого подтверждена решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-3921/2020, оставленным без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020, Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона УР N 57-РЗ).
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку несоблюдение Правил благоустройства нарушает право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, следовательно, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Исключительность ситуации, в которой было совершено административное правонарушение, из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводам, что оспариваемое постановление соответствует закону, оснований для признания его незаконным не имеется, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 декабря 2020 года (резолютивная часть от 01 декабря 2020 года) по делу N А71-11712/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11712/2020
Истец: ООО "Ижевская управляющая компания"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации Первомайского района г. Ижевска