г. Санкт-Петербург |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А21-14541/2019/-5 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Тойвонена И.Ю.
судей Герасимовой Е.А., Морозовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Смирновой В.С.,
при неявке лиц, участвующих в обособленном споре,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36782/2020) КБ "Энерготрансбанк" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 06.11.2020 по делу N А21-14541/2019-5 (судья Лузанова З.Б.), принятое по заявлению Гаджиева Руслана Олеговича об исключении имущества из конкурсной массы должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Гаджиева Руслана Олеговича,
заинтересованное лицо: Гаджиева Наталья Владимировна,
третье лицо: ООО "Автоломбард Ростовщик",
УСТАНОВИЛ:
07.11.2019 Гаджиев Руслан Олегович (02.06.1978 г.р., далее - должник) обратился в Арбитражный суд Калининградской области (далее - арбитражный суд) с заявлением о признании его банкротом.
Определением арбитражного суда от 12.11.2019 заявление принято к производству суда, назначено судебное заседание для проверки обоснованности заявления.
Решением арбитражного суда от 21.01.2020 Гаджиев Руслан Олегович признан банкротом, в отношении него введена процедура банкротства реализации имущества, финансовым управляющим должника утвержден Пузик Кирилл Сергеевич.
24.08.2020 Гаджиев Р.О. обратился в суд с заявлением об исключении из конкурсной массы автомобиля Крайслер Pacifica, 2004 года выпуска, указывая, что он приобретен его супругой Гаджиевой Натальей Владимировной в период брака с должником на средства материнского капитала и находится в залоге у ООО "Автоломбард Ростовщик".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена супруга должника - Гаджиева Наталья Владимировна и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Автоломбард Ростовщик".
Определением арбитражного суда от 06.11.2020 из конкурсной массы Гаджиева Р.О. исключен автомобиль Крайслер Pacifica, 2004 года выпуска, VIN2C8GM68434R638962.
В апелляционной жалобе КБ "Энерготрансбанк" просит определение арбитражного суда от 06.11.2020 отменить. Полагает, что банкротство должника и обращение взыскания на автотранспортное средство, приобретенное с использованием средств материнского капитала, не является основанием для исключения из конкурсной массы приобретенного имущества.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не направлен.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Гаджиев Р.О. и Гаджиева Наталья Владимировна состоят в браке с 1999 года, имеют четверых детей - Гаджиева Мирона Руслановича 29.09.2015 года рождения, Гаджиеву Полину Руслановну 14.01.2017 года рождения и Гаджиева Платона Руслановича 05.01.2019 года рождения и Гаджиева Владислава Руслановича 25.06.2002 года рождения.
13.07.2018 супругой должника - Гаджиевой Натальей Владимировной был приобретен автомобиль Крайслер Pacifica, 2004 года выпуска, VIN2C8GM68434R638962 стоимостью 230 000 руб., которые были уплачены покупателем продавцу наличными денежными средствами, о чем имеется расписка продавца на договоре, подлинник которого обозревался судом первой инстанции в судебном заседании.
Собственником указанного автомобиля в паспорте транспортного средства 39 ОР 298118 указана Гаджиева Наталья Владимировна.
В материалы дела представлены копии сертификатов N 08296.16-0918.034/1 от 24.05.2016 и N 011348.17-0120.02/1/1 от 18.12.2017 на 100 000 руб. каждый.
Согласно справке Гурьевского отдела областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения" от 13.08.2020 N 306 Гаджиева Н.В. 05.09.2018 обратилась в ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" за расходованием средств областного материнского (семейного) капитала на основании выданных сертификатов N 08296.16-0918.034/1 от 24.05.2016 и N 011348.17-0120.02/1/1 от 18.12.2017 на приобретение автомобиля в размере 200 000 руб.; данные средства были израсходованы на приобретение автомобиля Крайслер Pacifica, 2004 года выпуска, VIN2C8GM68434R638962; По данному обращению было принято положительное решение и произведена выплата по мерам социальной поддержки.
По договору займа от 18.10.2019 N 001690 Гаджиева Н.В. получила от ООО "Автокредит Ростовщик" заем на сумму 90 000 руб. с передачей в залог автомобиля Крайслер Pacifica, 2004 года выпуска, VIN2C8GM68434R638962.
Решением финансового управляющего от 19.05.2020 произведена оценка имущества должника, в том числе автомобиля Крайслер Pacifica, 2004 года выпуска, VIN2C8GM68434R638962, стоимость которого определена в сумме 400 000 руб.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Понятие конкурсной массы гражданина определено в статье 213.25 Закона о банкротстве и согласно данной норме, конкурсную массу гражданина составляет все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона. Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение.
Оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с Законом о банкротстве, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем им принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена в установленном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве из конкурсной массы должника исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Предоставляя таким образом должнику-гражданину имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы - исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, данная статья выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2007 N 10-П).
Согласно подпунктам 13, 14 пункта 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ) материнский (семейный) капитал предоставляется за счет средств федерального бюджета и является дополнительной мерой государственной поддержки. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 указанного Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (статья 3).
Из положений данного закона следует, что материнский (семейный) капитал, предоставляется за счет средств федерального бюджета и предназначен для реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, то есть средства материнского капитала не являются собственностью малолетних детей и в силу закона предоставляются их родителям (усыновителям).
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж" и "к" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, осуществляемых названными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункт 2 статьи 26.3).
В соответствии с положениями статьи 26.3.1 поименованного акта органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В пункте 2 статьи 1 Закона N 256-ФЗ закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
В силу действовавшего в 2018 году Закона Калининградской области от 11.07.2011 N 17 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 17) этот закон устанавливал дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Статьей 1 Закона N 17 устанавливались следующие дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей (далее - дополнительные меры социальной поддержки):
1) областной материнский (семейный) капитал (далее - семейный капитал);
2) дополнительный областной материнский (семейный) капитал (далее - дополнительный семейный капитал).
Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются лицам, которые на дату рождения (усыновления) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, в связи с рождением (усыновлением) которого (которых) возникает право на получение дополнительной меры социальной поддержки, на дату обращения за предоставлением дополнительной меры социальной поддержки являются гражданами Российской Федерации и проживают на территории Калининградской области.
В соответствии со статьей 7 Закона N 17 лица, получившие сертификат, в заявительном порядке могли распоряжаться средствами семейного капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий на территории Калининградской области, в том числе ремонт жилого помещения; приобретение предметов длительного пользования (автомобиля, мебели, бытовой техники); оплата обследования, лечения ребенка, матери по рекомендации медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в случае, если данный вид медицинской помощи не входит в Программу государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи; предоставление единовременной денежной выплаты в размере, не превышающем 15000 руб.
Следовательно, установив на территории Калининградской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств областного бюджета, законодатель вправе был установить и порядок распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала.
Решением ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" было удовлетворено заявление Гаджиевой Н.В. о распоряжении средствами материнского капитала и направлении средств на приобретение автотранспортного средства.
Денежные средства материнского капитала в сумме 200 000 руб. в соответствии с вышеуказанными сертификатами на региональный материнский капитал было разрешено израсходовать на приобретение автомобиля Крайслер Pacifica, 2004 года выпуска, VIN2C8GM68434R638962.
Таким образом, указанная выплата имеет социальный характер и направлена исключительно на приобретение автотранспортного средства, предоставлена супруге должника в качестве меры дополнительной социальной поддержки.
Следовательно, социальная выплата, за счет которой приобретено транспортное средство, является мерой дополнительной поддержки малоимущей семьи, или, иными словами льготой, предоставляемой за счет средств субъекта Российской Федерации, на приобретение автотранспортного средства указанной категории граждан, что в соответствии с пунктом 13 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исключает возможность включения такого транспортного средства в конкурсную массу должника.
Руководствуясь приведенными нормами права и соответствующими разъяснениями, исследовав и проанализировав установленные на основании изучения и оценки позиций сторон и представленных ими документов фактические обстоятельства спора, исходя из конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание, что семья должника является многодетной (имеет четверых детей), вследствие чего имела право на получение из соответствующего бюджета средств регионального материнского капитала, установив, что, как следует из материалов дела, в том числе из справки Гурьевского отдела областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения" от 13.08.2020 N 306, условий договора купли-продажи от 13.07.2018 и сертификатов N08296.16-0918.03/1 от 24.05.2016 и N011348.17-0120.02/1/1 от 18.12.2017 об уплате соответствующим органом власти субъекта денежных средств Гаджиевой Н.В., спорные денежные средства в сумме 200 000 руб. направлены в полном объеме на приобретение спорного автомобиля, и иное не доказано, а также, учитывая, что названная социальная выплата имеет целевую направленность, правом на которую обладают все члены семьи должника, включая детей, что в данном случае исключает возможность обращения на нее взыскания по требованиям кредиторов (включая и выручку от реализации имущества, приобретенного из средств материнского капитала), и, реализуя принцип соблюдения разумного и справедливого баланса между интересами должника и членов его семьи, включая трех несовершеннолетних детей, на достойную жизнь, для обеспечения которой необходимо соответствующее транспортное средство, с одной стороны, и конкурсных кредиторов должника на удовлетворение их требований - с другой, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела наличия в данном случае всей необходимой и достаточной совокупности обстоятельств, являющихся основанием для исключения спорного автомобиля из конкурсной массы должника, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявление об исключении данного автомобиля из состава конкурсной массы должника.
Таким образом, удовлетворяя заявление должника, суд первой инстанции исходил из совокупности установленных по делу обстоятельств и доказанности материалами дела наличия в данном случае необходимых и достаточных оснований для исключения спорного автомобиля из конкурсной массы должника, а также из отсутствия надлежащих и достаточных доказательств, опровергающих соответствующие обстоятельства, и, свидетельствующих об ином.
Тот факт, что на приобретение автомобиля супругой должника частично были использованы денежные средства в сумме 30 000 руб., относящиеся к общим денежным средствам супругов, не влияет на необходимость исключения транспортного средства из конкурсной массы должника.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом судебного акта.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 223, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 06.11.2020 по делу N А21-14541/2019/-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
Е.А. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14541/2019
Должник: Гаджиев Руслан Олегович
Кредитор: Гаджиев Руслан Олегович
Третье лицо: АО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ЭНЕРГОТРАНСБАНК", Донченко Сергей Анатольевич, НП СОАУ "Меркурий", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", Пузик Кирилл Сергеевич, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ