Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2021 г. N Ф07-5344/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
20 февраля 2021 г. |
Дело N А66-4857/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дорсервис" Густова В.Ф. по доверенности от 10.03.20230, от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Семеновой А.Э. по доверенности от 25.05.2020 N 62,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорсервис" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 сентября 2020 года по делу N А66-4857/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дорсервис" (ОГРН 1056912012013, ИНН 6912008840; адрес: 172524, Тверская область, город Нелидово, территория 321 км автодороги Москва-Рига; далее - ООО "Дорсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее - министерство) о признании недействительными заключения от 20.01.2020 и приказа от 20.01.2020 N 12-кв, о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов общества путем согласования "Проекта горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения "Курово" и оформления горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами ТВЕ 80045 ТЭ в течение 7 дней после вступления решения арбитражного суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Дорсервис" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. Настаивает на неправомерности повторного отказа министерства в согласовании проекта горного отвода, приложенного к заявлению о предоставлении горного отвода, поскольку в первоначальном отказе министерства, изложенном в заключении от 03.12.2019, допускалось отражение рельефа не удалении не менее 100 метров. Указывает, что положениями статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывалась при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. Полагает, что поскольку требования министерства, изложенные в первоначальном отказе, обществом исполнены, повторный отказ в согласовании проекта горного отвода, изложенный в заключении от 20.01.2020, содержит дополнительные требования, не предъявлявшиеся ответчиком ранее. Кроме того, ссылаясь на письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.02.2020 N 07-05-02/286 "О разъяснении нормативных требований", полагает, что представленная в проектной документации информация относительно рельефа местности и постоянных предметов является достаточной для согласования проекта горного отвода.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим судебное заседание проведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия от 25.03.2008 серии ТВЕ N 80045ТЭ (дополнения от 29.10.2012, 07.12.2015, 09.12.2016) на право пользования участком недр в северной части месторождения "Курово" Нелидовского района Тверской области с целевым назначением и видами работ: добыча строительных песков для использования его в строительстве, ремонте и содержании автодорог.
На период действия лицензии на основании заключения Комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения на территории Тверской области (далее - Комиссия) от 01.06.2016 приказом министерства от 01.06.2016 обществу согласован "Технический проект разработки и рекультивации северной части месторождения строительных песков "Курово" в Нелидовском районе Тверской области".
В соответствии с Правилами подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 N 770, ООО "Дорсервис" направило в министерство для согласования Проект горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения "Курово" для использования его в строительстве, ремонте и содержании дорог, расположенного в Нелидовском районе Тверской области, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "ИНЖГЕОРЕСУРС" (далее - ООО "ИНЖГЕОРЕСУРС").
Комиссией 03.12.2019 рассмотрен представленный ООО "Дорсервис" Проект горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения "Курово" для использования его в строительстве, ремонте и содержании дорог, расположенного в Нелидовском районе Тверской области, выполненный ООО "ИНЖГЕОРЕСУРС" и выявлены следующие замечания:
1. Недропользователем в проекте не представлены данные о состоянии минерально-сырьевой базы на 1 января текущего года (форма 5-гр - запасы месторождения на 01.01.2019).
2. В плане горного отвода должны отображаться: рельеф местности, постоянные предметы местности (ситуация местности), соответствующие текущему состоянию на площади горного отвода и расположенные на удалении не менее 2 километров от границы горного отвода территориях (в данном случае не менее 100 метров).
Заключением Комиссии от 03.12.2019 министерству рекомендовано утвердить отрицательное заключение по вышеназванной проектной документации, а также отказать обществу в её согласовании.
В связи с этим министерством издан приказ от 03.12.2019 N 163-кв об утверждении отрицательно заключения Комиссии от 03.12.2019 и об отказе обществу в оформлении горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами ТВЕ N 80045 ТЭ.
После исправления замечаний, отраженных в заключении Комиссии от 03.12.2019, общество представило в министерство для согласования исправленный Проект горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения "Курово" для использования его в строительстве, ремонте и содержании дорог, расположенного в Нелидовском районе Тверской области, в котором отображен рельеф местности на удалении 100 метров от границы горного отвода.
По результатам рассмотрения названного проекта заключением Комиссии от 20.01.2020 обществу вновь отказано в согласовании указанной проектной документации по следующей причине:
В плане горного отвода должны отображаться: рельеф местности, постоянные предметы местности (ситуация местности), соответствующие текущему состоянию на площади горного отвода и расположенные на удалении не менее 2 километров от границы горного отвода территориях (пункт 11.1 Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 N 461 (далее - Требования N 461)).
Данное положение Требований N 461 не полностью отражено на топографическом (маркшейдерском) плане горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения "Курово", что необходимо исправить.
В связи с изложенным Проект горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения "Курово" для использования его в строительстве, ремонте и содержании дорог, расположенного в Нелидовском районе Тверской области не может быть согласован, а горноотводный акт к лицензии на право пользования недрами ТВЕ N 80045 ТЭ не может быть оформлен.
На основании данного заключения Комиссии от 20.01.2020 министерством издан приказ от 20.01.2020 N 12-кв об утверждении отрицательно заключения Комиссии от 03.12.2019 и об отказе обществу в оформлении горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами ТВЕ N 80045 ТЭ.
Не согласившись с заключением и приказом от 20.01.2020, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Порядок рассмотрении проектной документации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Положение N 118).
Настоящее Положение устанавливает порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Согласно пункту 5 Положения N 118 документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, которым является министерство.
Необходимость создания Комиссии закреплена в пункте 6 Положения N 118.
Министерство создало Комиссию, которая утверждена приказом Министерства от 30.05.2014 N 96-кв.
В пункте 18 Положения N 118 закреплено, что представленные на согласование материалы, соответствующие установленным требованиям, подлежат рассмотрению уполномоченным органом (министерством).
Пунктом 20 Положения N 18 предусмотрено, что по результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации.
В данном случае таким решением является оспариваемое в рамках настоящего дела заключение Комиссии от 20.01.2021.
В силу пункта 21 Положения N 118 основаниями для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации являются:
а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации;
б) несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (за исключением проектной документации, предусмотренной подпунктами "в" и "г" пункта 13 настоящего Положения);
в) несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 настоящего Положения.
Согласно пункту 1 Требований N 461, действовавших в период принятия оспариваемых заключения и приказа, настоящие Требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливают структуру и содержание проекта горного отвода при обосновании границ горного отвода, форме документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (далее - горноотводная документация), и ведению реестра горноотводной документации.
Следовательно, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, проект горного отвода должен быть составлен в соответствии с данными Требованиями N 461.
В данном случае Комиссия пришла к выводу о несоответствии предъявленного обществом Проект горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения "Курово" положениям пункта 11.1 Требований N 461, поскольку на топографическом (маркшейдерском) плане горного отвода должны отображаться: рельеф местности, постоянные предметы местности (ситуация местности), соответствующие текущему состоянию на площади горного отвода и расположенные на удалении не менее 2 километров от границы горного отвода территориях, тогда как данное положение упомянутых Требований не полностью отражено на топографическом (маркшейдерском) плане горного отвода, что заявителем не отрицается.
В связи с этим Комиссия рекомендовала обществу исправить План и привести его в соответствие с Требованиями N 461.
Ссылка подателя жалобы на то, что в силу статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывалась при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, не принимается апелляционным судом, поскольку в первоначальном отказе от 03.12.2019 также указано, что в плане горного отвода должны отображаться: рельеф местности, постоянные предметы местности (ситуация местности), соответствующие текущему состоянию на площади горного отвода и расположенные на удалении не менее 2 километров от границы горного отвода территориях.
Из пояснений представителя министерства следует, что указание в заключении Комиссии от 03.12.2019 слов "(в данном случае не менее 100 метров)" является ошибочным и ничем не обоснованным.
При этом заявитель не был лишен возможности уточнить у ответчика смысл абзаца четвертого пункта 2.3 заключения Комиссии от 03.12.2019 при наличии у него сомнений в трактовке содержания этого предложения, однако не воспользовался таким правом.
Довод общества о том, что к рассматриваемым правоотношения подлежит применению письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.02.2020 N 07-05-02/286 "О разъяснении нормативных требований", отклоняется коллегией судей как несостоятельный, поскольку данное письмо издано позднее даты оспариваемых заключения и приказа, не относится к нормативным правовым актам, адресовано не заявителю, а иному лицу, не участвующему в настоящем деле, является, по сути, мнением отдельного должностного лица ведомства относительно вопроса применения положений пункта 11.1 Требований N 461 и не содержит ссылки на то, что данные в нем разъяснения относятся именно к спорному Проекту горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения "Курово".
При этом в самом пункте 11.1 Требований N 461 не содержится отсылок к иному пункту данных Требований, как и не содержится информации о том, что его положения не применяются или применяются с иными особыми условиями к месторождениям полезных ископаемых, характеризующихся незначительной площадью горных отводов.
Таким образом, поскольку нормами права не установлено каких-либо исключений для размера горного отвода, который общество намерено использовать в своей деятельности, обращаясь в уполномоченный орган для согласования Проекта горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения "Курово" для использования его в строительстве, ремонте и содержании дорог, расположенного в Нелидовском районе Тверской области, заявитель независимо не от чего обязан был соблюсти условия, предусмотренные пунктом 11.1 Требований N 461, относительно отображения рельефа местности на удалении 2-х километров от границы горного отвода.
В связи с несоблюдением указанной правовой нормы у министерства не возникло оснований для согласования обществу предъявленного им Проекта горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения "Курово" и оформления после этого горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами ТВЕ N 80045 ТЭ.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано судом правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 сентября 2020 года по делу N А66-4857/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4857/2020
Истец: ООО "ДОРСЕРВИС"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
Третье лицо: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору