г. Владимир |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А43-31356/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Кириловой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческому партнерству "Богородские коммунальные энергетические системы" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.11.2020 по делу N А43-31356/2020, по иску общества с ограниченной ответственностью "СитиЛюкс 52" (ИНН 5258122475, ОГРН 1155258003196) к некоммерческому партнерству "Богородские коммунальные энергетические системы" (ИНН 5245003431, ОГРН 1055223016826) о взыскании задолженности и неустойки,
при участии от сторон:
от истца - Печнин А.Л., по доверенности N 3 от 101.01.2021 сроком на один год, представлен диплом КN 53323 от 01.07.2011;
от ответчика - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СитиЛюкс 52" (далее - ООО "СитиЛюкс 52", Региональный Оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к некоммерческому партнерству "Богородские коммунальные энергетические системы" (далее - НП "БКЭС", Некоммерческое Партнерство, ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 1 890 948 руб. 90 коп. за период с января по май 2020 года, неустойки в сумме 12 392 руб. 98 коп. за период с 11.02.2020 по 31.03.2020.
Решением от 23.11.2020 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым по делу решением, Некоммерческое Партнерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель указал, что суд при неявке ответчика в предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание и рассмотрел дело по существу, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе апеллянт, ссылаясь статьи 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что по действующему в спорный период договору N СЛ52-00753/19 от 15.01.2019 ответчиком услуги оплачены в полном объеме, задолженности перед истцом за вывоз ТБО не имеется.
Отметил, что акты оказанных услуг за спорный период подписаны только со стороны истца и не направлялись в адрес ответчика.
Истец в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя от заявителя, извещенного о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.03.2018 между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО "СитиЛюкс 52" (Региональный Оператор) было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 3) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на период с "01" января 2019 года соком на 10 лет.
Ответчик наделен полномочиями по управлению жилыми многоквартирными домами.
В связи с расторжением договора от 2019 года в рамках приведения его в соответствие с условиями типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156, Региональный оператор) письмом от 05.12.2019 N 3675/1 в адрес ответчика направил проект договора (оферту), соответствующий требованием действующего законодательства РФ.
28.02.2020 ответчик прислал письмо, в котором говорится о смене директора НП "БКЭС" и фактического адреса ответчика.
03.02.2020 истец повторно в адрес ответчика направил типовой Договор на оказание услуг по обращению с ТКО N СЛ52-00446/20, а также 13 марта 2020 года истец лично вручил ответчику вышеуказанный договор с внесенными изменениями.
Поскольку в адрес истца от ответчика не поступил подписанный договор, а также возражения в отношении условий договора, между ООО "СитиЛюкс 52" и НП "БКЭС" заключен типовой Договор N СЛ52-00446/20 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому Региональный Оператор обязался принимать ТКО, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязался оплачивать услуги Регионального Оператора по тарифу, установленному решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области N 65/55 от 20 декабря 2019 года в размере 619 рублей 88 копеек, в т.ч. НДС.
Согласно пункту 4 Договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2020.
В соответствии с пунктом 6 Договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В силу пункта 25 Договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
За период с января по май 2020 года ответчику были оказаны услуги на общую сумму 1 890 948 руб. 90 коп.
Ответчик надлежащим образом не исполнил обязанность по оплате оказанных услуг, в связи с чем за ним образовалась задолженность.
Региональный Оператор направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
На основании части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 8 (11) указанных правил, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указано в пункте 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил.
В силу пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом под потребителем Правил N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В пункте 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2016 N 505 (далее - Правила N 505) определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержаться в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Таким образом, Правилами N 1156 и N 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При этом положениями пункта 6 Правил N 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.
Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил N 505).
Из материалов дела следует, что проект договора от 01.01.2020 N СЛ52-00446/20 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами сторонами не заключен в виде единого пописанного обеими сторонами документа (т.1 л.д. 128-131).
Таким образом, указанный договор считается заключенным на условиях типового договора. В связи с этим, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
Пунктами 16 и 20 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В рассматриваемом деле, оспаривая факт оказания услуг, ответчик не представил доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги он оплатил.
Учитывая, что добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, и что Некоммерческое Партнерство в порядке, установленном пунктами 16 и 20 типового договора, не заявляло о выявленных нарушениях в работе регионального оператора, оснований полагать, что ООО "СитиЛюкс52" не исполняло обязательства перед Некоммерческим Партнерством по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов у суда не имеется.
Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Нижегородской области (зона деятельности 3) и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
Факт оказания услуг подтверждается актами N 520 от 31.01.2020, N 2182 от 29.02.2020, N 3900 от 31.03.2020, N 5183 от 30.04.2020, N 6442 от 31.05.2020, которые были направлены ответчику, однако не подписаны последним, в то же время, претензии относительно качества выполненных работ не заявлялись.
Оказание Региональным оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик факт оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период документально не опроверг.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что услуги по обращению с ТКО с января по май 2020 года истцом оказаны, в связи с чем на стороне ответчика возникли обязательства по их оплате.
Поскольку доказательства оплаты долга ответчик в материалы дела не предоставил, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование о взыскании суммы долга в заявленном истцом размере (1 890 948 руб. 90 коп.).
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании 12 392 руб. 98 коп. неустойки за период с 11.02.2020 по 31.03.2020.
В силу статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 22 договора предусмотрена ответственность потребителя в случае несвоевременной оплаты оказанных услуг в виде неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Факт нарушения ответчиком обязательств по оплате услуг подтверждается материалами дела.
Расчет неустойки судом проверен и признан верным.
Поскольку факт просрочки внесения платежей подтверждается материалами дела, то требование о взыскании 12 392 руб. 98 коп. неустойки за период с 11.02.2020 по 31.03.2020 также является правомерным и подлежащим удовлетворению.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - переходе из предварительного судебного заседания в основное и вынесении судебного акта в отсутствие представителей сторон, отклоняется.
В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 27 постановления Пленума от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела в судебному разбирательству", если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 08.10.2020 предварительное судебное заседание было назначено на 23.11.2020 в 10 часов 30 минут. В нем было указано на назначение судебного заседания арбитражного суда на 23.11.2020 в 10 час. 45 мин. Также в определения было разъяснено о том, что если лица, участвующие в деле, отсутствуют в судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
Определение получено представителем ответчика 21.10.2020, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлениями (л.д.2).
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Руководствуясь правилами части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие возражений сторон на момент рассмотрения спора, суд счел возможным завершить предварительное судебное заседание и продолжить рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
При неявке в заседание арбитражного суда ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте разбирательства дела, спор может быть разрешен в его отсутствие (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), что и было сделано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционный суд на основе оценки приведенных в жалобе доводов не установил оснований для отмены обжалованного решения, поскольку аргументы заявителя не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права.
Иное толкование апеллянтом норм права, обстоятельств дела и его несогласие с выводами суда, основанными на оценке доказательств, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.11.2020 по делу N А43-31356/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческого партнерства "Богородские коммунальные энергетические системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31356/2020
Истец: ООО "СИТИЛЮКС 52"
Ответчик: НП "БКЭС", НП "Богородские коммунальные энергетические системы"