Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2021 г. N Ф04-1524/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
20 февраля 2021 г. |
Дело N А03-5355/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д.
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (N 07АП-86/2021) на решение от 03.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5355/2020 (судья Синцова В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма ПЖЭТ-2" (ОГРН: 1102223009569, ИНН: 2222791276, г. Барнаул, к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ОГРН: 1122225019070, ИНН: 2225135610, г. Барнаул, о признании незаконным предписания от 17.02.2020 N15-05/ЛК321
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Экокомплекс",г. Барнаул
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании принял участие представитель Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края: Федорова И.В. по доверенности от 23.12.2020 (по 31.12.2021).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма ПЖЭТ-2" (далее - ООО "Фирма ПЖЭТ-2", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным предписания от 17.02.2020 N 15-05/ЛК321.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Экокомплекс" (далее - ОАО "Экокомплекс", третье лицо).
Решением от 03.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция просит состоявшийся судебный акт отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что плата за вывоз растительного мусора и крупногабаритных отходов должна предъявляться в платежных документах собственникам помещений многоквартирных домов только по строке "обращение с ТКО" и не должна входить в тариф на содержание помещения. Начисление платы за содержание помещения по тарифу, включающему затраты на вывоз крупногабаритных отходов (далее - КГО) и веток противоречит действующему законодательству.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от заявителя и третьего лица не представлены.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 и 5 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы и наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки 17.02.2020 на основании приказа от 17.02.2020 N 12-04/ЛК/321 Инспекцией по информации, поступившей от собственника многоквартирного жилого дома (далее - МКД) по ул. Панфиловцев, 31 г. Барнаул, выявлены нарушения ООО "Фирма ПЖЭТ-2" действующего законодательства Российской Федерации.
Содержание нарушения состоит в двойном предъявления платы за вывоз крупногабаритных ТКО по дому N 31 по ул. Панфиловцев в г. Барнауле.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 17.02.2020 N 12-05/ЛК/321.
На основании акта проверки 17.02.2020 вынесено предписание N 12-05/ЛК/321 об устранении нарушений законодательства, в соответствии с которым ООО "Фирма ПЖЭТ-2" в срок до 13.04.2020 необходимо произвести перерасчет платы по строке "содержание помещений", исключив расходы 0,11 руб. с кв.м, из тарифа 9,86 руб. с 15.12.2018 и до момента исполнения предписания.
Считая, что предписание Инспекцией вынесено неправомерно, ООО "Фирма ПЖЭТ-2" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Инспекцией не представлено доказательств, подтверждающих, что растительные отходы - ветки и спилы деревьев, поименованные в актах выполненных работ, представленных обществом в целях выполнения работ по Перечню работ и услуг к договору управления, утвержденному решением собрания собственников помещений МКД по ул. Панфиловцев, 31 на 2019 год, относятся к смету уличному, отходам при уходе за газонами, образующимися при уборке придомовой территории, учитываемыми при определении нормативов в составе отходов по пункту 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности доказывания обстоятельств нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Из содержания статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что придомовая территория - это земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (пункт 4).
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) Правительство Российской Федерации постановлением от 04.04.2016 N 269 утвердило Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N269).
Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 11.04.2016 N 15 и размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 06.04.2016.
Согласно пункту 3 Правил N 269 в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
С 15.12.2018 на территории г. Барнаула в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жилищная услуга по вывозу и утилизации ТБО перешла в разряд коммунальной услуги. Расчет платы по обращению с ТКО должен производиться исходя из утвержденного норматива и количества проживающих граждан (пункт 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что вывоз растительных отходов при уходе за газонами должен быть возмещен из платы по строке "содержание помещения" противоречит нормам действующего законодательства.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что "твердые коммунальные отходы" - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.
Пунктом 1 статьи 18 данного Закона предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Правила N 269 устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1), и в состав отходов, подлежащих учету, относят отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (пункт 3).
В единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, установленные Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, включены, в том числе, КГО. Таким образом, такие виды отходов как старая мебель и мусор, образующийся от ремонта помещений, является предметом соглашения с региональным оператором и подлежит вывозу в рамках установленного тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, отходы из жилищ крупногабаритные (7 31 110 02 21 5) в составе вида отходов "Отходы из жилищ" (7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу "Отходы коммунальные твердые" (7 31 000 00 00 0).
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N1156), "крупногабаритные отходы" - ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Правилами N 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Способы складирования КГО:
1. В бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
2. На специальных площадках для складирования КГО.
В связи с тем, что площадки для складирования КГО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, пунктом 12 Правил N 1156 предусматривается, что потребители имеют самостоятельную возможность доставить КГО на площадку для их складирования, определенную договором на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
На основании изложенного, КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
С учетом положений Правил N 1156 в части определения КГО, их складирования, а также Правил определения нормативов в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются КГО), КГО должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354) предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать: 1) управляющая организация; 2) товарищество или кооператив; 3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, плата за вывоз КГО и веток должна предъявляться в платежных документах собственникам помещений многоквартирных домов только по строке "обращение с ТКО" и не должна входить в тариф на содержание помещения.
Согласно информации, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (по адресной строке: https://dom.gosuslugi.ru) установлено, что протоколом общего собрания собственников помещений дома от 26.11.2018 утвержден перечень услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества на 2019 год, в котором установлена плата в размере 0,11 руб./кв.м, за погрузку и транспортировку нестандартного, строительного мусора, веток в специализированные организации.
Частью 8 статьи 23 Федерального Закона N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) установлено, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с КГО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения, начиная с месяца, в котором услуги, но обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ГКО обязана известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы (часть 8 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ).
Таким образом, начисление платы за содержание помещения по тарифу, включающему затраты на вывоз КГО и веток противоречит действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, начисление платы за вывоз КГО и веток производилось с 15.12.2018 по январь 2020 года в размере 0,11 руб./кв.м, в составе тарифа на содержание помещения, что противоречит действующему законодательству.
В материалы дела не представлено доказательств того, что нестандартные отходы, предусмотренные указанным пунктом перечня работ и услуг, были образованы именно в результате ремонта и содержания общедомового имущества.
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ от 23.01.2020 N АПЛ19-508
"Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 23.09.2019 N АКПИ19-543", которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3, 11 (в части) Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269, сделан вывод, что указанные правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1), и в состав отходов, подлежащих учету, относят отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (пункт 3).
Решение Арбитражного суда Алтайского края по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Фирма ПЖЭТ-2" требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5355/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Фирма ПЖЭТ-2" о признании незаконным предписания Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от 17.02.2020 N 15-05/ЛК321 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5355/2020
Истец: ООО "Фирма ПЖЭТ-2"
Ответчик: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края
Третье лицо: ОАО "Экокомплекс"