город Ростов-на-Дону |
|
19 февраля 2021 г. |
дело N А53-13415/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2021 года.
Судья Ефимова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии: от ЮМТУ Росстандарта: Карнаухова В.В., паспорт, по доверенности от 18.12.2020 N 17, Плаксин П.М., паспорт, по доверенности от 21.12.2020 N 74,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на определение Арбитражного суда Ростовской области от 24.12.2020 о прекращении производства по делу N А53-13415/2020
по заявлению Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
к обществу с ограниченной ответственностью "Аквапланета"
о признании недействительной декларации о соответствии,
при участии третьих лиц: Федеральная служба по аккредитации; общество с ограниченной ответственностью "Тест Серт"; общество с ограниченной ответственностью "Метро Логистик",
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аквапланета" (далее - ООО "Аквапланета") о признании недействительной с даты регистрации декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-CN.НА 27.В.01128/18, зарегистрированной 24.09.2018.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Федеральная служба по аккредитации, общество с ограниченной ответственностью "Тест Серт"; общество с ограниченной ответственностью "Метро Логистик".
Определением от 22.05.2020 суд принял заявление к рассмотрению.
Определением от 24.12.2020 суд прекратил производство по делу, поскольку заявленное требование не может быть рассмотрено в арбитражном суде.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЮМТУ Росстандарта обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить определение суда, ссылаясь на то, что декларация обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку регистрируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно Федеральной службой по аккредитации. Аккредитованные лица, хотя и являются субъектами частного права, по характеру своей деятельности в сфере декларирования продукции приравниваются к органам публичной власти. Декларация о соответствии обладает признаками ненормативного правового акта, который может быть оспорен, так как носит властно-распорядительный характер, устанавливает с момента регистрации данной декларации о соответствии и прекращает правовые отношения с истечением ее срока действия, а также влечет возникновение гражданских прав и обязанностей для определенного круга лиц (заявителя декларации о соответствии) и влияет на его права и законные интересы.
В судебное заседание не явились представители ООО "Аквапланета" и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ООО "Авкапланета" и третьих лиц.
Представитель ЮМТУ Росстандарта в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение суда отменить и направить вопрос на рассмотрение в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
Как следует из материалов дела, в Ростовский отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта поступило обращение (вх. от 14.01.2020 N 8) по вопросу возможного нарушения требований действующего законодательства в области технического регулирования, в процессе рассмотрения которого в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аквапланета" на основании приказа ЮМТУ Росстандарта от 17.01.2020 N 01-30/56 инициирована внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании".
ООО "Аквапланета" представлено информационное письмо от 11.02.2020 N 4 (вх. от 11.02.2020 г. N 71) с приложением копий документов, согласно которым общество приобретало и реализовывало продукцию - электронные весы для взвешивания товаров (изготовитель "NINGBO HAK INTERNATIONAL TRADE CO., LTD", Китай).
В ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено, что техническое средство, низковольтное оборудование подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям TP ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств", TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования".
Для проверки соответствия требованиям TP ТС 020/2011, TP ТС 004/2011 проведен анализ представленных документов и сведений на продукцию:
- электронные весы для взвешивания товаров (изготовитель "NINGBO HAK INTERNATIONAL TRADE CO., LTD", Китай).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе" утверждена Единая форма декларации о соответствии.
Согласно приложению N 2 к Единой форме декларации о соответствии в позиции 1 декларации указываются: полное наименование изготовителя, поставщика или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, принявших декларацию о соответствии, юридический и фактический адрес (включая наименование государства), телефон, факс, адрес электронной почты, сведения о государственной регистрации указанных субъектов в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В позиции 3 закрепляются сведения о продукции, в отношении которой принята декларация о соответствии: полное наименование продукции; сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (тип, марка, модель, артикул и др.); полное наименование изготовителя с указанием адреса (включая наименование государства); обозначение нормативных правовых актов и (или) технических нормативных правовых актов, нормативных документов, в соответствии с которыми изготовлена продукция; код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза; наименование типа объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие). В случае серийного выпуска продукции делается запись "серийный выпуск". Для партии продукции указывается размер партии, для единичного изделия - заводской номер изделия, дополнительно в обоих случаях приводятся реквизиты товаросопроводительной документации.
В позиции 4 декларации указываются: обозначение НПА. соответствие требованиям которых подтверждено данной декларацией о соответствии (с указанием разделов (пунктов, подпунктов) НПА) и предусмотренных Единым перечнем. При проведении декларирования соответствия допускается не указывать разделы (пункты, подпункты) НПА в случае применения данного НПА в целом.
В позиции 5 декларации приводится обозначение (наименование) документов, на основании которых принимается декларация о соответствии. В качестве таких документов могут использоваться: подтверждающие соответствие обязательным требованиям протоколы испытаний продукции, проведенных аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза; документы, предусмотренные для данной продукции законодательством Сторон и выданные уполномоченными на то органами, учреждениями и организациями (свидетельство о государственной регистрации, ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, сертификат пожарной безопасности), с указанием номера, даты выдачи и др.; другие документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий ООО "Аквапланета" представлены декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-СК.НА 27.В.01128/18, зарегистрированная 24.09.2018, заявление на регистрацию которой подано 21.09.2018, дата окончания действия декларации 20.09.2021, и протокол испытаний N 0107-САД-2018 от 21.09.2018, выданный испытательной лабораторией общества с ограниченной ответственностью "Метро Логистик", аттестат аккредитации РОСС Ки.31391.04ИБФ0.В07 выдан 01.03.2016.
Согласно представленной декларации о соответствии заявителем является общество с ограниченной ответственностью "Аквапланета" в лице директора Локтионовой Евгении Михайловны; продукция: электронные весы для взвешивания товаров, марка "MUR-CELL SHIRVAN", серийный выпуск, коды ТЕВЭДЕАЭС:8423815000, 8423829000, 8423101000; изготовитель: "NINGBO НАК INTERNATIONAL TRADE CO.. LTD", адрес нахождения и адрес места осуществления деятельности по изготовлению продукции: RM1002, 2ND BUILDING, YINCHEN INTERNATIONAL. N0.668, JINGJIA ROAD. NINGBO, CHINA, Китай; соответствует требованиям TP ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств", TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования"; декларация о соответствии принята на основании протокола испытаний N 0107-САД-2018 от 21.09.2018 года, выданного испытательной лабораторией общества с ограниченной ответственностью "Метро Логистик" (142110, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, д. 46, пом. 2), аттестат аккредитации РОСС RU.31391.04ИБФ0.В07 выданный 01.03.2016, схема декларирования 1д.
ООО "Аквапланета", как заявитель, подтвердило соответствие продукции -электронные весы для взвешивания товаров, марка "MUR-CELL SHIRVAN" требованиям TP ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств", TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования".
На официальном интернет-ресурсе Федеральной службы по аккредитации в разделе "Декларации о соответствии" имеются сведения о вышеуказанной декларации о соответствии.
Органом по сертификации продукции является общество с ограниченной ответственностью "Тест Серт" (ОГРН 1177746369096, адрес: 117437, РОССИЯ, город Москва, ул. Академика Волгина, д. 33, помещение I, комнаты 40,41).
Основанием для принятия декларации явился протокол испытаний N 0107-САЛ-2018 от 21.09,2018, выданный испытательной лабораторией общества с ограниченной ответственностью "Метро Логистик", аттестат аккредитации РОСС ЯЦ.31391.04ИБФ0.В07 выдан 01.03.2016.
Однако, в реестре аккредитованных лиц, расположенном на официальном интернет-ресурсе Федеральной службы по аккредитации сведения об испытательной лаборатории ООО "Метро Логистик", отсутствуют.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в отношении названного юридического лица в составе сведений об осуществляемых видах экономической деятельности не указано каких-либо данных применительно к деятельности испытательной лаборатории. Основным видом экономической деятельности ООО "Метро Логистик" является: Торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами (ОКВЭД 46.4). В качестве юридического адреса общества указан: 142110, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, д. 46, пом. 2. Этот же адрес обозначен в протоколах испытаний испытательной лаборатории ООО "Метро Логистик".
В адрес ООО "Метро Логистик" (142110, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, д. 46, пом. 2) направлено письмо Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта от 13.02.2020 N 7/07-98 с просьбой пояснить, проводились ли испытательной лабораторией ООО "Метро Логистик" испытания вышеуказанной продукции, выдавались ли протоколы испытаний.
Согласно представленному ответу ООО "Метро Логистик" от 18.02.2020 N 32 (вх. от 18.02.2020 N 95) "ООО "Метро Логистик" не аккредитовано на проведение исследований какой-либо продукции. Какие-либо документы, свидетельствующие о соответствии продукции установленным требованиям, в том числе протоколы испытаний, сертификаты, аттестаты, удостоверения качества продукции, результаты анализа продукции и т.п., ООО "Метро Логистик" не выдавало. Испытания продукции ООО "Метро Логистик" не проводились.
По мнению ЮМТУ Росстандарта, декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-СКНА27.В.01128/18, зарегистрированная 24.09.2018, заявление на регистрацию которой подано 21.09.2018, дата окончания действия декларации 20.09.2021, подлежит признанию недействительной с момента регистрации, а не с момента прекращения срока действия, так как изначально декларация была зарегистрирована на основании недостоверных документов - указанных протоколов испытаний.
При таких обстоятельствах, ЮМТУ Росстандарта обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительной с даты регистрации декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-CN.НА 27.В.01128/18, зарегистрированной 24.09.2018.
Принимая определение по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявление управления не может быть рассмотрено арбитражным судом.
В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, подведомственность дела арбитражному суду определяется исходя из двух критериев: правового статуса заявителя и характера судебного спора.
В настоящем случае заявителем по делу выступает ЮМТУ Росстандарта, требования адресованы ООО "Аквапланета", что соответствует субъектному критерию подведомственности арбитражного суда.
В судебном порядке может быть обжалован акт уполномоченного органа, содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, незаконно возлагающий на юридическое лицо какие-либо обязанности и влекущий правовые последствия.
Предметом спора является действительность декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-CN.НА 27.В.01128/18, зарегистрированной 24.09.2018.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемая декларация о соответствии признаками подобного ненормативного правового акта не обладает, обязательные для исполнения предписания не содержат, а лишь фиксирует факт соответствия либо несоответствия декларируемых товаров требованиям законодательства.
Специальным правовым актом, регламентирующим вопросы государственного контроля за техническим регулированием и соблюдением обязательных требований в отношении продукции и связанных с ней процессов, является Федеральный Закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
В соответствии с абзацем шестым статьи 2 указанного Закона, декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента (абзац первый пункта 1 статьи 24 Закона о техническом регулировании).
Пунктом 1 статьи 32 Закона о техническом регулировании осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 32 Закона о техническом регулировании).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41 утвержден Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 19 Порядка, одним из оснований для прекращения действия декларации о соответствии является принятие органом государственного контроля (надзора) решения о признании декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части соответствующего государства-члена, недействительной.
Пунктом 22 Порядка установлено, что информация о выдаче заявителю органом государственного контроля (надзора) предписания о приостановлении, прекращении действия декларации о соответствии, принятии решения о прекращении (возобновлении) действия декларации о соответствии, действие которой было приостановлено по предписанию этого органа, либо решения о признании декларации о соответствии недействительной, направляется в орган соответствующего государства-члена, ответственный за формирование и ведение национальной части единого реестра, если это предусмотрено законодательством такого государства.
Орган государства-члена, ответственный за формирование и ведение национальной части единого реестра, в течение 3 рабочих дней со дня получения информации, указанной в пункте 22 настоящего Порядка, осуществляет внесение в единый реестр сведений о дате и регистрационном номере предписания (решения) (пункт 23 Порядка).
Согласно пункту 24 Порядка, действие декларации о соответствии считается приостановленным, возобновленным или прекращенным, с даты внесения в единый реестр соответствующих сведений.
Статьей 34 Закона о техническом регулировании установлены полномочия органов государственного контроля (надзора) в области технического регулирования. В частности, указанные органы вправе выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии.
Из изложенного следует, что прекращение действия декларации о соответствии должно осуществляться в административном порядке в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти.
При совокупности приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы о том, что декларация обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку регистрируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно Федеральной службой по аккредитации; декларация о соответствии обладает признаками ненормативного правового акта, который может быть оспорен, так как носит властно-распорядительный характер, устанавливает с момента регистрации данной декларации о соответствии и прекращает правовые отношения с истечением ее срока действия, а также влечет возникновение гражданских прав и обязанностей для определенного круга лиц (заявителя декларации о соответствии) и влияет на его права и законные интересы.
Как правильно указано судом первой инстанции, арбитражными судами осуществляется контроль за законностью административных процедур в тех случаях, когда права и законные интересы граждан и их объединений могут быть нарушены в результате правоприменительной деятельности органов, наделенных публичными (властными) полномочиями.
В силу положений Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 01.08.2017 N 2514 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов" должностные лица, осуществляющие государственный контроль, имеют право выдавать предписания о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии.
В случае невыполнения требований предписания, Управление Росстандарта наделено полномочиями на привлечение к административной ответственности.
Таким образом, декларация о соответствии признаками ненормативного правового акта, подлежащего оспариванию в арбитражном суде, не обладает, обязательные для исполнения предписания не содержат, а лишь фиксируют факт соответствия либо несоответствия декларируемых товаров требованиям технических регламентов.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 09.12.2019 N 305-ЭС19-22048 по делу N А40-226803/18-119-2124 (позиция изложена применительно к сертификатам соответствия, также являющимся формой подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.
Таким образом, производство по делу N А53-13415/2020, возбужденное на основании заявления о признании недействительной декларации о соответствии, обоснованно прекращено судом.
Определение суда от 24.12.2020 о прекращении производства по делу N А53-13415/2020 является законным и обоснованным.
Основания для отмены определения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 24.12.2020 по делу N А53-13415/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13415/2020
Истец: Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии, ЮМТУ Росстандарта Ростовский отдел госнадзора
Ответчик: ООО "АКВАПЛАНЕТА"
Третье лицо: ООО "МЕТРО ЛОГИСТИК", ООО "ТЕСТ СЕРТ", Федеральная служба по аккредитации
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1695/2021