Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июня 2021 г. N Ф04-2791/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
20 февраля 2021 г. |
Дело N А70-10432/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Солодкевич Ю.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-459/2021) индивидуального предпринимателя Скачкова Виктора Константиновича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.12.2020 по делу N А70-10432/2020 (судья Халявин Е.С.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Скачкова Виктора Константиновича (ОГРНИП 304720328700137, ИНН 720412296704) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (ОГРН 1057200947253, ИНН 7204095194) о взыскании 668 860 руб. 05 коп.,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области (ОГРН 1087232026200, ИНН 7202187072), Литвинова Андрея Евгеньевича,
при участии в судебном заседании представителя:
от индивидуального предпринимателя Скачкова Виктора Константиновича - Манохиной И.Г. по доверенности от 27.09.2018,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Скачков Виктор Константинович (далее - ИП Скачков В.К., истец, апеллянт) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - ООО "Тюмень Водоканал", ответчик) о взыскании задолженности по договору N 14В3-19 от 18.02.2019 в сумме 668 860 руб. 05 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области, Литвинов Андрей Евгеньевич.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.12.2020 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Скачков В.К. обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Мотивируя свою позицию, апеллянт указывает следующее: распоряжение департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области о признании утратившим силу распоряжения об установлении тарифов для ИП Скачкова В.К.
N 259/01-21 от 21.11.2018 издано 02.12.2020 и направлено в адрес предпринимателя 09.12.2020, соответственно, на момент рассмотрения искового заявления вышеуказанное распоряжение N 259/01-21 об установлении тарифов для ИП Скачкова В.К. являлось действующим; пунктом 5 распоряжения N 259/01-21 предусмотрено, что срок действия указанных тарифов с 01.01.2019 по 31.12.2023; отмена или изменение действующего тарифа не является безусловным основанием для изменения условий договора; изменение департаментом тарифа в сторону уменьшения в три раза привело к убыточной деятельности предприниматели и к необоснованному обогащению ответчика.
В материалы апелляционного производства 02.02.2021 поступил отзыв ответчика, в котором общество выражает несогласие с позицией, изложенной апеллянтом в жалобе, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.02.2019 между ответчиком (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и истцом (транзитная организация) заключен договор по транспортировке сточных вод N 14В3-19 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 19.12.2019 (далее - договор, т. 1 л.д. 12-15, 38), по условиям которого транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Согласно пункту 4 договора дата начала транспортировки сточных вод - 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 6 договора оплата по настоящему договору осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства по тарифам на транспортировку сточных вод, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тариф на транспортировку сточных вод, установленный на момент заключения настоящего договора, составляет: с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 29,99 руб./м3;
с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 30,59 руб./м3 и утвержден Распоряжением департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области N 259/01-21 от 21.11.2018 "Об установлении тарифов" согласно приложению N 2. Тариф не включает сумму НДС, другие налоги, сборы, взимаемые при исполнении настоящего договора.
Письмом N И.ТНВК-02032020-056 от 02.03.2020 ответчик направил истцу на подписание дополнительное соглашение N 3 к договору на 2020 год, в том числе в части установления тарифа на транспортировку сточных вод (т. 1 л.д. 40, 44).
Письмом N 04/2020 от 16.03.2020 ответчик отказался от подписания дополнительного соглашения к договору, направил истцу требование о предоставлении сведений об объемах приема сточных вод (т. 1 л.д. 45). Данное требование оставлено ответчиком без удовлетворения.
Полагая, что у ответчика возникло обязательство по оплате оказанных услуг по транспортировке сточных вод в период с января по май 2020 года, истец выставил ответчику акты и счета на оплату названных услуг по тарифу, утвержденному с 01.07.2019 (т. 1 л.д. 16-18). Размер предъявленной к оплате суммы составил 1 105 969 руб. 12 коп. (т. 1 л.д. 11).
Ответчик произвел перерасчет стоимости услуг за спорный период (январь-май
2020 года) исходя из тарифа, установленного для истца (с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 12,09 руб./м3; с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 12,57 руб./м3) Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области N 496/01/21 от 17.12.2019 "Об установлении тарифов ИП Скачкову В.К." (т. 1 л.д. 39).
Таким образом, согласно расчету ответчика стоимость оказанных истцом услуг за период с января по май 2020 года составила 437 109 руб. 07 коп.
Отказ ответчика в оплате оказанных услуг по транспортировке сточных вод в размере 668 860 руб. 05 коп. послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Правоотношения сторон по транспортировке холодной воды и сточных вод регулируются Федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 776 от 04.09.2013 (далее - Правила N 776).
Как следует из положений статьи 3 Закона N 416-ФЗ, принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, а также установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно части 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 416-ФЗ по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод (часть 3 статьи 17 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктами 2, 26 Закона N 416-ФЗ определено, что водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, а транспортировкой воды (сточных вод) является перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
В силу части 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: 1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; 2) прием и транспортировка сточных вод;
3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона N 416-ФЗ в сфере водоотведения регулированию подлежат тарифы: на водоотведение, на транспортировку сточных вод и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Аналогичная норма содержится и в подпункте "в" пункта 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 406 от 13.05.2013 (далее - Основы ценообразования).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что оказываемые истцом услуги относятся к регулируемому виду деятельности, тариф на который устанавливается департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее - департамент).
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом за установление соответствующих тарифов на транспортировку сточных вод по принадлежащим истцу сетям тариф установлен с 01.01.2020, в связи с чем ответчик неоднократно обращался к истцу за подписанием дополнительного соглашения к договору в части установления тарифа на 2020 год.
Так, тариф на 2020 год для истца установлен департаментом 17.12.2019 и составляет 12,09 руб./м3 (с 01.01.2020 по 30.06.2020) и 12,57 руб./м3 (с 01.07.20220 по 31.12.2020) (т. 1 л.д. 39).
Расчет стоимости оказанных истцом в период январь-май 2020 года услуг, произведенный ответчиком в соответствии с действовавшими тарифами, составил: 7725,889 куб.м * 12,09 руб. = 93 406 руб. за январь 2020 года; 7934,887 куб.м * 12,09 руб. = 95 932 руб. 78 коп. за февраль 2020 года; 7490,095 куб.м * 12,09 руб. = 90 555 руб. 25 коп. за март 2020 года; 6997,590 куб.м * 12,09 руб. = 84 600 руб. 86 коп. за апрель 2020 года; 6006,136 куб.м * 12,09 руб. = 72 614 руб. 18 коп. за май 2020 года.
Указанный расчет ответчика повторно проверен апелляционным судом, признан арифметически верным, соответствующим установленному истцу тарифу на 2020 год (распоряжение N 496/01-21 от 17.12.2019).
Довод подателя жалобы относительно недопустимости одностороннего изменения условий договора о его цене, со ссылкой на положения о свободе договора, отклоняется апелляционным судом, поскольку согласно ранее изложенным выводам, деятельность осуществляемая истцом, относится к регулируемым видам деятельности, цены на которые определяет уполномоченный орган.
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015; определения Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС15-782 от 19.06.2015, N 305-ЭС15-2617 от 19.06.2015, N 305-ЭС15-1689 от 19.06.2015).
Кроме того, условиями пункта 6 также прямо предусмотрено, что оплата по настоящему договору осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства по тарифам на транспортировку сточных вод, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действия истца по определению стоимости услуги транспортировки сточных вод на основании тарифа, установленного Распоряжением департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области N 259/01-21 от 21.11.2018, не действующего в спорный период, является необоснованным, в связи с чем правомерно отказал в иске.
Обстоятельства спора исследованы судом всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие истца с решением суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.12.2020 по делу N А70-10432/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10432/2020
Истец: ИП Скачков Виктор Константинович
Ответчик: ООО "Тюмень Водоканал"
Третье лицо: Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области, Литвинов А.Е.