Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 июня 2021 г. N Ф05-12462/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А41-35543/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: судья Панкратьева Н.А., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Комитета по тарифам и ценам Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.12.2020 по делу N А41-35543/20, по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Комитету по тарифам и ценам Московской области об оспаривапнии,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Комитет) с требование о признании незаконным постановления от 27.05.2020 N АР-6/06-03-2020 по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.12.2020 по делу N А41-35543/20 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ. Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением заместителя председателя Комитета по ценам и тарифам Московской области от 27.05.2020 по делу N АР-6/06-03-2020 ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение установленного порядка ценообразования.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Субъектами административного правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Из материалов административного дела и оспариваемого постановления следует, что между ОАО "РЖД" и АО "Ногинское ППЖТ" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 21.12.2015 N 1/42. В связи с истечением срока действия договора N 1/42 от 21.12.2015 ОАО "РЖД" направило в адрес АО "Ногинское ППЖТ" проект нового договора от 09.01.2019 N 1/42 (далее - договор). Согласно п. 19 договора сбор за подачу и уборку вагонов составляет 3 343 рубля за 1 км в сутки, без учета НДС.
Вместе с тем, в связи с возникшими у сторон разногласиями в 2019 году по некоторым условиям данного договора, в том числе по плате за пользование путем в порядке ст. 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) проект договора был передан на рассмотрение Арбитражного суда Московской области (дело N А41-66133/19) для урегулирования разногласий в судебном порядке.
Соответственно, до разрешения Арбитражным судом Московской области спора об урегулировании разногласий по договору N 1/42 от 09.01.2019, между ОАО "РЖД" и АО "Ногинское ППЖТ" действует договор N 1/42 от 21.12.2015.
Действующим договором N 1/42 от 21.12.2015 не предусмотрено внесение "Перевозчику" платы за использование железнодорожных путей принадлежащих ОАО "РЖД", что подтверждается протоколом разногласий от 01.02.2016 к договору N 1/42 от 21.12.2015.
С 2015 года до настоящего времени плата за пользование железнодорожным путем АО "Ногинское ППЖТ" не вносилась (справка об отсутствии начислений за период с 2015 года по настоящее время).
В соответствии с п. "а" параграфа 19 договора N 1/42 от 21.12.2015 АО "Ногинское ППЖТ" уплачивает ОАО "РЖД" только сбор за подачу и уборку вагонов, по ставкам таблицы N 8 или 10 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
Тарифное руководство N 3 было утверждено Федеральной энергетической комиссией (далее - ФЭК) в соответствии с протоколом заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте от 31 мая 2002 г. N 5 и на основании обращения Министерства путей сообщения Российской Федерации и пользователей услугами федерального железнодорожного транспорта.
При этом, сбор за подачу и уборку взимаемый с АО "Ногинское ППЖТ" на основании Тарифного руководства N 3 за 2018 и 2019 года включал в себя только сбор за работу локомотива и был установлен уполномоченным федеральным органом ФЭК.
Апелляционным судом принимается во внимание, что ФАС России в своем ответе от 21.03.2019 N АГ/22542/19 на обращение АО "Ногинское ППЖТ" по вопросу установления платы за использование железнодорожного пути необщего пользования также указала, что в настоящее время сбор за подачу и уборку вагонов, взимаемый на основании Тарифного руководства N 3 включает в себя только сбор за работу локомотива.
Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что плата за использование железнодорожного пути необщего пользования в настоящее время не подлежит государственному регулированию, устанавливается по соглашению сторон, а при не достижении соглашения сторонами определяется в соответствии с решением суда (определения Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2020 г. N 306-ЭС18-18399 по делу N А57-19014/17; по делам N А58-6807/16, N А58-6257/16, N А58-5792/16, N А40-249218/16).
В силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности.
Согласно ст. 6 названного Закона одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством (далее - Перечень). К работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов (пп. "а" п. 4 Перечня).
Услуга по предоставлению в пользование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования в Перечень не включена. Однако отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей.
Данная компенсация является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг исходя из презумпции возмездности гражданско-правового договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ), законность взимания которой установлена статьей 58 УЖТ РФ.
То обстоятельство, что плата за работу локомотива согласно подпункту "а" пункта 4 Перечня подлежит государственному регулированию, не исключает возможности договорного согласования платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, которая является самостоятельной услугой, что прямо следует из ч. 5 ст. 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), то есть обладает собственной коммерческой ценностью.
Из буквального толкования положений ч. ч. 3, 6 ст. 58 Устава следует, что согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
При наличии разногласий сторон при заключении договора о содержании договорного условия применяются общие положения ГК РФ, а также разъяснения, изложенные в пунктах 38 - 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Размер названной платы суд определяет с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе подтверждающих экономическую обоснованность размера платы и ее составляющих, ее соответствие встречному характеру обязательств, возникающих из договора, принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой, и доказательств ее чрезмерности и неразумности.
Учитывая, что по состоянию на дату принятия оспариваемого решения в Арбитражном суде Московской области рассматривалось дело N А41-66133/19 по урегулированию разногласий между ОАО "РЖД" и АО "Ногинское ППЖТ" по проекту нового договора N 1/42 от 09.01.2019 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Ногинское ППЖТ" при станции Ногинск, довод Комитета о самостоятельном установлении ОАО "РЖД" тарифа является необоснованным.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что в расчетах за 2018-2019 год плата за пользование железнодорожными путями ОАО "РЖД" отсутствовала, а расчеты по договору от 21.12.2015 проводились в соответствии с установленными уполномоченными государственными органами тарифами, правомерен вывод суда первой инстанции о непредставление Комитетом достаточных допустимых доказательств наличия в действиях ОАО "РЖД" события вменяемого правонарушения, выразившегося в нарушении порядка ценообразования.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Довод Комитета относительно наличия полномочий на установление тарифов для ОАО "РЖД", так как заявитель не является организацией Федерального железнодорожного транспорта, являлся предметом рассмотрения дела в суде первой инстанции и был им правомерно отклонен как основанный на неверном применении норм права.
Согласно Положению о Комитете, утвержденному Постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 N 1321/46 "О формировании Комитета по ценам и тарифам Московской области, Комитет осуществляет полномочия по установлению тарифов и цен на транспортные услуги оказываемые на подъездных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Федеральный закон от 27.02.2003 года N 17-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" устанавливает организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта. В соответствии с указанным законом, организации федерального железнодорожного транспорта - это государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; имущество федерального железнодорожного транспорта - имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения); единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. Учредителем единого хозяйствующего субъекта является Российская Федерация. Устав единого хозяйствующего субъекта утверждается Правительством Российской Федерации. Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.
Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации полномочия акционера единого хозяйствующего субъекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и об акционерных обществах.
Кроме того, положениями ст. 1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 года N 17-ФЗ установлено следующее.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путем эффективного регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта, а также путем участия в развитии железнодорожного транспорта.
Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.
Комитет же уполномочен устанавливать тарифы и цены для организаций промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) - обособленных транспортных предприятий, в задачу которых входит транспортировка промышленных грузов (продукции, сырья, отходов производства) с одного промышленного объекта на другой, либо, чаще всего, от объекта до станции, входящей в сеть РЖД. ППЖТ работает по общим для всех железных дорог правилам технической эксплуатации, однако не подчиняется ОАО "РЖД". Линии ППЖТ, называемые подъездными путями, не входят в сеть РЖД. В местах примыкания линий ППЖТ к сети РЖД в обязательном порядке устанавливается сбрасывающий стрелочный перевод и табличка "граница подъездного пути". ППЖТ относятся к путям необщего пользования.
Исходя из приведенных положений, ОАО "РЖД" не является организацией промышленного железнодорожного транспорта, а является организацией которой переданы права и обязанности организаций федерального железнодорожного транспорта, следовательно, ОАО "РЖД" является организацией федерального железнодорожного транспорта в отношении которой у Комитета отсутствуют полномочия по установлению тарифов и цен и привлечения к административной ответственности.
Функции определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) на железнодорожном транспорте предоставлены в настоящее время ФАС России.
Оснований полагать, что до настоящего времени ставки за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, ФАС России установлены, у апелляционного суда не имеется, на наличие таких обстоятельств заявитель апелляционной жалобы не ссылался.
При этом в соответствии с разъяснениями ФАС России от 11.04.2016 N АР/23572 до установления нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации его в рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, ставки сбора за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", могут быть определены по соглашению сторон в рамках договорных отношений, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации,
На момент привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности и рассмотрения дела в суде первой инстанции по существу, спор между ОАО "РЖД" и АО "Ногинское ППЖТ" по условиям договора о внесении ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", и о размере платы урегулирован не был.
В силу приведенных норм права, оспариваемое постановление вынесено при отсутствии в действиях заявителя события вменяемого правонарушения с превышением полномочий, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 211 АПК РФ основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.12.2020 по делу N А41-35543/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в установленном порядке.
Судья |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35543/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Московской области