Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2021 г. N Ф07-6625/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2021 г. |
Дело N А56-68232/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Титова А.В. по доверенности от 25.02.2020
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31875/2020) Жилищно-строительного кооператива "ЦДС-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2020 по делу N А56-68232/2020 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "ЦДС-2"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
о признании недействительным предписания от 06.02.2020 N 04-20/2 (ЭА)
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "ЦДС-2" (далее - заявитель, Кооператив, ЖСК "ЦДС-2") обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 06.02.2020 N 04-20/2(ЭА).
Решением суда от 01.10.2020 в удовлетворении заявленных Кооперативом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Кооператив направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 01.10.2020, принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого предписания Комитета незаконным. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что оспариваемым предписанием Комитета от 06.02.2020 N 04-20/2(ЭА) на Кооператив возложена обязанность по перерасчету платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственникам помещений МКД за период с июля 2019 года по декабрь 2019 года исходя из тарифов на услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, установленных решением Конференции ЖСК "ЦДС-2" (протокол от 18.06.2014 N 12). Вместе с тем, как указывает податель жалобы, полномочия по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлению коммунальных услуг переданы Кооперативном управляющей организации - ООО "ЖЭС N 4" в соответствии с договором управления от 24.06.2014, заключенным на основании решения Конференции ЖСК "ЦДС-2", результаты которой оформлены протоколом от 18.06.2014 N 12.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения обращений Константиновой О.В. от 17.12.2019 N гжи-08-15182, Брисковскис Е.Е. от 10.09.2019 N гжи-08-10943, проживающих по адресу Ленинградская область, Всеволожский район, п. Бугры, ул. Школьная, д. 11, корп. 1 и корп. 2, на основании распоряжения от 10.01.2020 N 04-20(ЭА) Комитетом в отношении ЖСК "ЦДС-2" проведена внеплановая документарная проверка по вопросам начисления платы за содержание общего имущества.
В ходе проверки Комитетом установлено, что решением Конференции ЖСК "ЦДС-2", оформленным протоколом от 02.09.2013 N 23/1, утверждены следующие тарифы на услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Бугры, ул. Школьная, д. 11, корп. 2 (далее - МКД N 2):
1) Содержание общего имущества - 10,00 руб./кв.м.
2) Текущий ремонт общего имущества - 5,00 руб./кв.м.
3) Уборка и санитарное содержание придомовой территории - 1,45 руб./кв.м.
4) Содержание и ремонт лифтов - 2,06 руб./кв.м.
5) Содержание и ремонт автоматизированной противопожарной защиты (АППЗ) - 0,41 руб./кв.м.
6) Содержание и ремонт переговорно-замочного устройства (ПЗУ) - 0,53 руб./кв.м.
7) Обслуживание УУТ в ИТП-1,18 руб./кв.м.
8) Административно-управленческие расходы -4,85 руб./кв.м.
9) Содержание диспетчерской службы - 1,38 руб./кв.м.
В период с марта 2019 года по июнь 2019 года (включительно) начисление платы за услуги по содержанию и текущему ремонту МКД N 2 осуществлялось исходя из тарифов, утвержденных решением Конференции ЖСК "ЦДС-2".
Вместе с тем, как установлено Комитетом с июля 2019 года тарифы на услуги по содержанию и текущему ремонту были изменены ООО "ЖЭС N 4" в одностороннем порядке на основании пункта 7.6 договора управления, заключенного с собственниками помещений МКД N2, в соответствии с которым размер платы за оказанные услуги может быть изменен на основании нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, повышения платы поставщиками коммунальных услуг с учетом индексации тарифов на жилищные услуги, изменения уровня инфляции, уровня потребительских цен, увеличения размера минимального оплаты труда.
На основании изложенного Комитет пришел к выводу о том, что начисление платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД N 2 в период с июля 2019 года по декабрь 2019 года осуществлялось исходя из тарифов, измененных в соответствии с вышеуказанным пунктом договора управления, что является нарушением требований части 8 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 17, 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
По результатам проверки Комитетом составлен акт проверки от 06.02.2020 N 04-20(ЭА), а также выдано предписание от 06.02.2020 N 04-20/2(ЭА), в соответствии с которым ЖСК "ЦДС-2" предписано в срок по 16.03.2020 устранить выявленные нарушения путем осуществления перерасчета платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственникам помещений МКД N2 за период с июля 2019 года по декабрь 2019 года исходя из тарифов на услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, установленных решением Конференции ЖСК "ЦДС-2" (протокол от 18.06.2014 N 12).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, сославшись на то, что в силу пункта 2 части 2, части 2.2 статьи 161 ЖК РФ ответственность за нарушение положений части 8 статьи 56 ЖК РФ и пунктов 17, 33 Правил N 491 возлагается на Кооператив.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Кооператива и отмены решения суда первой инстанции от 01.10.2020 ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 6.1 статьи 155 ЖК РФ в случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.
Как следует из материалов дела, по результатам Конференции ЖСК "ЦДС-2", оформленной протоколом от 18.06.2014 N 12, было принято решение управление, обслуживание и эксплуатацию МКД N 2 передать ООО "ЖЭС N 4", а также принято решение об утверждении договора управления, содержания и технической эксплуатации МКД N 2, который подлежит заключению с ООО "ЖЭС N4".
На основании решения Конференции ЖСК "ЦДС-2", оформленного протоколом от 18.06.2014 N 12, между ЖСК "ЦДС-2" и ООО "ЖЭС N 4" заключен договор об управлении многоквартирным домом от 24.06.2014, согласно которому ЖСК "ЦДС-2" от имени его членов в целях технической эксплуатации и содержания МКД N 2 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Бугры, ул. Школьная, д. 11, корп. 2, передает управление управляющей организации - ООО "ЖЭС N 4".
При этом членами Кооператива, собственниками и иными владельцами помещений с ЖСК "ЦДС-2" оформлены договоры паевого взноса, с ООО "ЖЭС N 4" договоры на управление многоквартирным домом.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Кооператив в соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ на основании решения Конференции ЖСК "ЦДС-2", оформленного протоколом от 18.06.2014 N 12, делегировал управление МКД N 2 управляющей организации - ООО "ЖЭС N 4".
В рамках заключенного договора управления между ЖСК "ЦДС-2" и ООО "ЖЭС N 4" от 24.06.2014 в соответствии с требованиями части 2.2 статьи 161 и пункта 4 части 3 статьи 162 ЖК РФ урегулирован порядок проведения контроля за выполнением управляющей организацией обязательств по договору (раздел 6).
В соответствии с условиями договора об управлении многоквартирным домом от 24.06.2014 управляющая организация (ООО "ЖЭС N 4") осуществляет управление МКД в соответствии с условиями договоров управления, заключенных с членами Кооператива/собственниками и другими владельцами помещений; оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и общему имуществу МКД; обеспечивает предоставление коммунальных услуг собственникам и иным владельцам помещений в МКД; обеспечивает выдачу платежных документов не позднее срока, определенного договором управления, заключенного с собственником помещения (пункты 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.19).
При этом в соответствии с пунктом 3.1.8 договора об управлении многоквартирным домом от 24.06.2014 собственники производят оплату за жилое помещение и коммунальные услуги согласно платежному документу, представленному ЖЭС N 4".
В материалы дела также представлен договор управления, содержания и технологической эксплуатации, заключенный между ЖЭС N 4" (управляющая компания) и собственником помещений в МКД N 2, в котором установлено, что ООО "ЖЭС N 4" обязуется оказывать услуги по управлению, содержанию и технической эксплуатации МКД, предоставлять коммунальные услуги, а также производить расчет и сбор денежных средств за предоставленные коммунальные услуги, услуги по управлении, содержанию и технической эксплуатации МКД.
С целью исполнения обязанностей по начислению и взиманию платы за жилищно-коммунальные услуги ООО "ЖЭС N 4" заключен агентский договор от 30.11.2018 N 04/1/73 с АО "ЕИРЦ ЛО".
В счетах на оплату за жилищно-коммунальные услуги, представленных в материалы дела, в качестве получателя платы за жилищно-коммунальные услуги (за исключением взноса на капитальный ремонт и платы за электроэнергию) указан не Кооператив, а ООО "ЖЭС N 4".
Таким образом, из материалов дела усматривается, что полномочия по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД N 2 (в том числе полномочия по начислению и взиманию платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД) были переданы управляющей организации - ООО "ЖЭС N4", в связи с чем ссылки суда первой инстанции на положения части 2.2 статьи 161 ЖК РФ предусматривающие ответственность жилищного кооператива отклоняются судом апелляционной инстанции.
ЖСК "ЦДС-2" в рассматриваемом случае не оказывает услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД N 2, не производит начисление и взимание платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД N 2, в связи с чем не является субъектом ответственности за нарушение части 8 статьи 156 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, на Кооператив не может быть возложена предписанием от 06.02.2020 N 04-20/2(ЭА) обязанность осуществить перерасчет платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД N 2 за период с июля 2019 года по декабрь 2019 года.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба ЖСК "ЦДС-2" подлежит удовлетворению, решение суда от 01.10.2020 подлежит отмене, как основанное на неправильном применении норм материального права, с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных ЖСК "ЦДС-2" требований и признании недействительным предписания Комитета от 06.02.2020 N 04-20/2(ЭА).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Комитета в пользу ЖСК "ЦДС-2" подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 4500 руб. за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 октября 2020 года по делу N А56-68232/2020 отменить.
Признать недействительным предписание Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 06.02.2020 N 04-20/2 (ЭА), выданное Жилищно-строительному кооперативу "ЦДС-2".
Взыскать с Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в пользу Жилищно-строительного кооператива "ЦДС-2" 4500 рублей расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68232/2020
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ЦДС-2"
Ответчик: Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, Комитет государственного жилищного надзора и контроля ЛО