Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2021 г. N Ф04-2453/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А81-4362/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15123/2020) Администрации города Лабытнанги на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.11.2020 по делу N А81-4362/2020, принятое по исковому заявлению Администрации города Лабытнанги (ИНН 8902002956, ОГРН 1028900555375) к обществу с ограниченной ответственностью "Модерн" (ИНН 8902014398, ОГРН 1118901002879) о понуждении к выполнению работ,
при участии в судебном заседании представителя Администрации города Лабытнанги - Ломакиной Н.А. (по доверенности от 23.12.2020),
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Лабытнанги (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Модерн" (далее - ответчик, ООО "Модерн") о понуждении ответчика выполнить работы по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Лабытнанги, ул. Дзержинского, дом 5 - установке поддерживающих конструкций дома, в том числе под сваями в середине здания и под частью наружной стены и углом первого подъезда, для исключения обрушения дома.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истец уточнил предмета иска, просил обязать ответчика выполнить работы по усилению фундамента МКД (далее - МКД) - укреплению балок и установке ряжей деревянного основания дома, согласно акту обследования от 02.10.2020, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.11.2020 по делу N А81-4362/2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на то, что в установленном порядке многоквартирный дом N 5 по ул. Дзержинского в г. Лабытнанги межведомственной комиссией аварийном и подлежащим сносу не признавался, следовательно, вывод суда о том, что ремонт спорного многоквартирного дома невозможен в силу нецелесообразности, поскольку дом находится в фактически аварийном состоянии, не основан на нормах материального права и доказательствах по делу. По утверждению Администрации, управляющая организация должна нести ответственность за надлежащее содержание общего имущества, создание безопасных и комфортных условий проживания в нем, обеспечению исправного состояния фундамента, устранение повреждений фундаментов, устранению местных деформаций и усиление фундамента, восстановление поврежденных участков фундаментов на основании пунктов 4.1.1, 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
ООО "Модерн", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, установил следующие обстоятельства.
ООО "Модерн" осуществляет функции по управлению многоквартирным домом N 5 по ул. Дзержинского в городе Лабытнанги на основании договора управления от 18.04.2012 N 15-У (т. 1 л.д. 9-24). Работы, порученные управляющей компании во исполнение указанного договора, содержатся в перечне работ и услуг (т.1 л.д. 25).
По состоянию на 04.12.2019 Управлением ЖКХ Администрации г. Лабытнанги проведено обследование МКД, по результатам которого составлен акт N 603 (т.1 л.д. 31-37).
Согласно акту в ходе обследования установлены многочисленные места разрушения деревянных свай (перелом поперек волокон, расщепление вдоль части сваи, расположенной над землей в количестве 20 шт.), выявлены участки обрушения цокольного перекрытия (лаг чернового пола и перелом бруса обвязки поперек здания). Выявлены отклонения сваи от вертикальной оси (существующие опорные ряжи имеют общий уклон конструкции, что является результатом неравномерной осадки основания).
По результатам обследования МКД ответчику выдано предписание N 603 об устранении в срок до 09.01.2020 нарушений законодательства в области содержания МКД; предписано выполнить мероприятия по установке временных поддерживающих конструкций под сваями в середине здания и под частью наружной стены и углом первого подъезда для исключения обрушения; по полному обследованию фундамента, выполненного из деревянных свай, составлению акта, по установке маяков на стены и фундаменты; занесению результатов осмотра в специальные журналы с записью обнаруженных дефектов и отметкой об их устранении.
Кроме этого, ответчику выдано предписание N 17, составленное на основании акта проверки от 24.01.2020 (т. 1 л.д. 38-43) об устранении в срок до 10.04.2020 нарушений законодательства в области содержания многоквартирных жилых домов, а именно предписано выполнить мероприятия: по установке временных поддерживающих конструкций под сваями в середине здания и под частью наружной стены и углом первого подъезда для исключения обрушения; по полному обследованию фундамента, выполненного из деревянных свай, составлению акта, в случае выявления повреждений не приняло меры поддерживающего характера; по установке маяков на стены и фундаменты; занесению результатов осмотра в специальные журналы с записью обнаруженных дефектов и отметкой об их устранении.
Поскольку в установленный срок указанные в предписаниях требования не исполнены, а именно - не выполнены работы по установке поддерживающих конструкций дома, в том числе под сваями в середине здания и под частью наружной стены и углом первого подъезда - для исключения обрушения дома, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Стороны не оспаривают наличие у ответчика функций управляющей компании, обязанности которой определены Правилами содержания общего имущества МКД, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Суд первой инстанции, сославшись на пункты 20, 21, 22, 23 Правил N 491, заключение ГКУ ЯНАО Управления по контролю за техническим состоянием зданий и сооружений N 351-кр от 11.12.2019, пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СП 48.13330.2011. "СНиП 12-01-2004 Организация строительства"; СП 126.13330.2012. "СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве"; Пособие к СНиП 3.01.03-84. "Производство геодезических работ в строительстве"; СП 22.13330.2011 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"; СП 45.13330.2012 "СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения. Основания и фундаменты"; Пособие к СНиП 3.02.01-83*. "Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов"; СП 50-101-2004 "Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений"; СП 24.13330.2011 "СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты"; СП 70.13330.2011 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции"; СП 28.13330.2010 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии"; ГОСТ 8486-86. "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия"; ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры"; ГОСТ 52085-2003 "Опалубка. Общие технические условия"; СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", отказал в удовлетворении исковых требований.
Однако при этом судом не было учтено следующее.
В соответствии с частями 1, 1.1, 2.3 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии со статьями 39 и 156 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу части 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ закреплено, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Из пункта 11 Правил N 491 следует, что содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены в Правилах и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые определяют, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома. Правила устанавливают параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, исходя из целей и предмета договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая организация обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Пунктами 4.1.1, 4.1.3 Правил эксплуатации установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий;
исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий;
устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий;
работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
При появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению.
В силу пункта 1 Приложения N 7 к Правилам эксплуатации в перечень работ, относящихся к текущему ремонту фундаментов, включены работы: по устранению местных деформаций, усиление; восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.
В соответствии с пунктом 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, в перечень работ по надлежащему содержанию фундаментов многоквартирных домов входят работы, выполняемые в отношении всех видов фундаментов: проверка соответствия параметров вертикальной планировки территории вокруг здания проектным параметрам. Устранение выявленных нарушений; проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением признаков, неравномерных осадок фундаментов всех типов; поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами; при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности; пределение и документальное фиксирование температуры вечномерзлых грунтов для фундаментов в условиях вечномерзлых грунтов.
Из материалов дела следует, что совместно с представителем управляющей организации проведено обследование фундамента спорного МКД, по результатам которого был составлен от 02.10.2020 о выявленных дефектах в состоянии фундамента многоквартирного дома N 5 по ул. Дзержинского:
сваи имеют повреждения у основания, наблюдаются отклонения от вертикали;
в пункте 2 акта установлены участки, где требуется усиление и установление поддерживающих ряжей.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования. При этом согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, круг обязанностей управляющей организации, определенный в договоре управления многоквартирным домом, не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Ответчиком не приведены доводы об обстоятельствах, при которых управляющая организация при обычной степени заботливости и осмотрительности не могла предвидеть необходимость выполнения неотложных спорных работ, учитывая, что спорный жилой дом находится под его управлением с 2012 года.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, сделаны при неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 и части 2 статьи 270 АПК РФ является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Администрации города Лабытнанги подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение - отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по делу по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации города Лабытнанги удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.11.2020 по делу N А81-4362/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Модерн" (ИНН 8902014398, ОГРН 1118901002879) выполнить работы по усилению фундамента многоквартирного дома N 5 по ул. Дзержинского в г. Лабытнанги: укреплению балок и установке ряжей деревянного основания дома согласно акту обследования от 02.10.2020, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Модерн" (ИНН 8902014398, ОГРН 1118901002879) в доход федерального бюджета 9 000 рублей государственной пошлины, подлежащей уплате при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.