Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2021 г. N Ф08-4572/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
19 февраля 2021 г. |
дело N А32-47394/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рымарь Р.В.
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Цуканов-Лубяницкой Г.В., представитель по доверенности от 26.06.2020 N 75-02-28-7556/20,
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме онлайн-заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис Сочи"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 по делу N А32-47394/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис Сочи" (ИНН 2317081348, ОГРН 11623667052825)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис Сочи" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным и не отвечающим требованиям исполнимости предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - Инспекция) от 02.09.2019 N 2484.
Решением от 20.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.05.2020, суд удовлетворил заявленное Обществом требование.
Судебные акты мотивированы тем, что Общество обоснованно производило начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в многоквартирном доме за период с ноября 2018 года по июнь 2019 года, в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2, исходя из норматива на тепловую энергию на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного приказом Региональной энергетической комиссии - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп.
Постановлением суда кассационной инстанции от 04.08.2020 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 в удовлетворении требований Общества было отказано. Решение мотивировано тем, что Общество неверно производило начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в многоквартирном доме с ноября 2018 года по июнь 2019 года, в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2), исходя из норматива на тепловую энергию на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утверждённого приказом Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края N 2/2017-нп от 18.05.2017, поскольку согласно техническим характеристикам здания многоквартирном доме приготовление коммунальной услуги на нужды горячего водоснабжения в многоквартирном доме происходит с помощью индивидуального теплового пункта, который не производит тепловую энергию, а только распределяет на отопление и горячее водоснабжение тепловую энергию, произведённую ресурсоснабжающей организацией и полученную в многоквартирном доме, от сети ресурсоснабжающей организацией и источника производства тепловой энергии на основании договора поставки тепловой энергии от 27.07.2018 N4950, заключённого Обществом с АО "РЖДстрой". Расчёт платы за горячее водоснабжение при самостоятельном производстве горячей воды следовало производить Обществу в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с учётом установленного норматива. Произведённый Обществом расчёт привёл к значительному увеличению платы за коммунальную услугу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что предписание Инспекции, обязывающее общество в установленный предписанием срок произвести перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в спорном МКД за период с ноября 2018 года по июнь 2019 года в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исходя из норматива на тепловую энергию на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не учитывает требований, установленных названным пунктом 54. По существу незаконно ограничивает Общество в реализации, предусмотренного законом способа расчёта платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, нарушает права и законные интересы Общества по организации управления многоквартирным домом, незаконно возлагает обязанности, которые управляющая организация в соответствии с действующим законодательством не уполномочена выполнять, не предусматривает механизма осуществления мероприятий по исполнению предписания. В соответствии с техническими характеристиками зданий в многоквартирном доме приготовление коммунальной услуги на нужды горячего водоснабжения происходит с помощью индивидуального теплового пункта, путём преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки здания; схема присоединения системы отопления - независимая, горячего водоснабжения - закрытая; спорный МКД оборудован коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учёта тепловой энергии. Общество обоснованно производило начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям с ноября 2018 года по июнь 2019 года, в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к Правилам N 354), исходя из норматива на тепловую энергию на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного приказом Региональной энергетической комиссии - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп, используя утвержденный тариф 0,059 Гкал.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Инспекции об участии в рассмотрении дела в режиме онлайн-заседания.
В судебном заседании представитель Инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обществом, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Общества, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в виду следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.08.2019 N 3005Л Инспекция провела внеплановую проверку Общества, в ходе которой установила, что Общество с ноября 2018 года по июнь 2019 года расчёт платы за горячее водоснабжение потребителям в многоквартирном доме N 71а по ул.Урожайная, Адлерский район, г.Сочи (далее - МКД) производило из фактического объёма потребления холодной воды для приготовления горячей воды и фактического количества тепловой энергии, использованной для нагрева, вменив обществу нарушение требований пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), согласно которому расчёт платы за горячее водоснабжение при самостоятельном производстве горячей воды необходимо осуществлять с учётом установленного норматива и следует применять формулу 20 приложения N 2 к Правилам, в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведёние объёма (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. В то время, когда расчёт платы за горячее водоснабжение при самостоятельном производстве горячей воды следовало производить Обществу в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с учётом установленного норматива.
Результаты проверки зафиксированы Инспекцией в акте проверки от 02.09.2019 N 3218.
В связи с выявленными нарушениями Обществу 02.09.2019 выдано предписание N 2484, согласно которому Обществу надлежало в срок до 15.10.2019 произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в МКД за период с ноября 2018 года по июнь 2019 года, в соответствии с пунктом 54 Правил, исходя из норматива на тепловую энергию на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утверждённого приказом Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп (т.1 л.д. 15-16).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 54 Правил размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к Правилам как сумма составляющих:
- произведёние объёма потреблённой потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведёние объёма (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс.
При этом объём (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объёме, равном объёму горячей воды, потреблённой за расчётный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 22 Раздела IV приложения N 2 Правил размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчётный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учёта v-го коммунального ресурса, использованного за расчётный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потреблённой в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1, в которой учитывается объём коммунального ресурса, использованного за расчётный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, указанная формула 20.1 приложения N 2 Правил может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые применяются на территории Краснодарского края с 01.06.2017.
Таким образом, расчёт платы за горячее водоснабжение при самостоятельном производстве горячей воды необходимо осуществлять в соответствии с пунктом 54 Правил с учётом установленного норматива.
Судом первой инстанции, расчёт коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям в МКД за период с ноября 2018 года по июнь 2019 года с использованием норматива 0,059 Гкал, представленный Обществом, проверен и признан неверным.
Материалами дела подтверждено, что согласно техническим характеристикам здания МКД приготовление коммунальной услуги на нужды горячего водоснабжения в МКД происходит с помощью индивидуального теплового пункта, который не производит тепловую энергию, а только распределяет на отопление и горячее водоснабжение тепловую энергию, произведённую ресурсоснабжающей организацией и полученную в спорном МКД, от сети ресурсоснабжающей организацией и источника производства тепловой энергии на основании договора поставки тепловой энергии от 27.07.2018 N 4950, заключённого Обществом с акционерным обществом "РЖДстрой".
В формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам учтён объём коммунального ресурса, использованного за расчётный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
При расчёте индивидуального потребления в жилом помещении N 69 в МКД размер платы за подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению должен составлять 3017 руб. 85 коп. (0,059 Гкал/куб.*3008,82 руб./Гкал17куб.м).
Расчёт платы за горячее водоснабжение при самостоятельном производстве горячей воды необходимо производить в соответствии с пунктом 54 Правил с учётом установленного норматива.
Обществом за период с ноября 2018 года по июнь 2019 года расчёт платы за подогрев воды потребителям в МКД произведён из фактического объёма потребления холодной воды для приготовления горячей воды и фактического количества тепловой энергии, использованной для нагрева, что является нарушением пункта 54 Правил.
Как полагает Общество, стоимость подогрева 1 куб.м., в расчётном периоде должна составлять 422 руб. 38 коп., вместо 177 руб. 62 коп., исчисленная с учётом позиции Инспекции, что является незаконным и приводит к значительному увеличению платы за коммунальную услугу.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания от 02.09.2019 N 2484 являются законными и обоснованными, заявленные требования Общества не подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
При подаче апелляционной жалобы, Обществом уплачена по платёжному поручению от 29.12.2020 N 79 государственная пошлина в размере 3000 рублей.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда подлежит уплате госпошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления неимущественного характера, что составляет 1500 рублей при оспаривании ненормативных актов организациями.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что Обществу из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная по платёжному поручению от 29.12.2020 N 79 государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 по делу N А32-47394/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис Сочи" (ИНН 2317081348, ОГРН 11623667052825) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 29.12.2020 N 79 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47394/2019
Истец: ООО "УК "Сервис Сочи", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СЕРВИС СОЧИ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4572/2021
19.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-297/2021
11.12.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-47394/19
04.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5618/20
25.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3751/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-47394/19