г. Тула |
|
20 февраля 2021 г. |
Дело N А68-2704/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., при участии от заявителя - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Новомосковский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности" (Тульская область, г. Новомосковск, ОГРН 1027101410995, ИНН 7116001528) - Черноскуловой В.М. (доверенность 17.11.2020 N 18, Чупрова В.М. (выписка из ЕГРЮЛ), от заинтересованного лица - министерства образования Тульской области (г. Тула, ОГРН 1027100975681, ИНН 7107027495) - Абрамова В.В. (доверенность от 10.02.2021), Клоковой А.Б. (доверенность от 13.01.2021 N 16-10/105), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства образования Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2020 по делу N А68-2704/2020 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Новомосковский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности" (далее - заявитель, учреждение, ФГБОУ ДПО "НИПК") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к министерству образования Тульской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным приказа от 26.02.2020 N 305 "Об отказе в переоформлении лицензии Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Новомосковский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности" и обязании устранить нарушение прав путем переоформления ранее выданной лицензии (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2020 по делу N А68-2704/2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, министерство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что при направлении запроса в информационную систему МЧС России посредством Региональной системы электронного правительства Тульской области, министерством установлено отсутствие заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, указанного в представленном заявлении и приложенных к нему документах. По мнению подателя жалобы, представление учреждением заверенной копии заключения, исходя из требований подпункта "ж" пункта 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, не является надлежащим подтверждением наличия заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Заявитель жалобы указывает на то, что подтверждением наличия или отсутствия заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности является только наличие соответствующих сведений в информационной системе МЧС России. Отсутствие указанных сведений является основанием для принятия лицензирующим органом решения об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии.
Заинтересованное лицо также обращает внимание на то, что министерство в период оказания государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности учреждения имело информацию, что при проведении проверки учреждения прокуратурой г. Новомосковска совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Новомосковскому району УНД ГУ МЧС России по Тульской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности, и ему выдано представление прокуратуры г. Новомосковска (письмо прокуратуры г. Новомосковска от 20.12.2019 N 958ж-2019). Информация поступила из обращения гражданина 07.02.2020. Однако данная информация не являлась основанием для отказа в предоставлении лицензии. Основанием для отказа явилось отсутствие информации о соответствующем заключении в информационной системе.
Министерство полагает, что на момент проведения процедуры переоформления лицензии учреждения не имело действующего заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, наличие которого является необходимым условием для переоформления лицензии при намерении лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанным в лицензии.
Заявитель жалобы также ссылается на то, что при проведении внеплановой выездной проверки руководителем образовательной организации не были представлены проверяющим документы, подтверждающие устранение нарушений, указанных в представлении прокуратуры г. Новомосковска, а также наличие у образовательной организации безопасных условий обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, что является нарушением лицензионного требования, установленного подпунктом "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не направило.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ФГБОУ ДПО "НИПК" имеет лицензию от 08.09.2016 N 0133/03201, серии 71ЛО2 N 0000426 на осуществление образовательной деятельности, выданную министерством образования Тульской области. Сроком действия - бессрочно.
ФГБОУ ДПО "НИПК" обратилось в министерство с заявлением от 31.01.2020 о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности по следующим образовательным программ: профессиональное обучение.
Министерством на основании распоряжений министра образования Тульской области от 05.02.2020 N 21-рл и N 22-рл в период с 06.02.2020 по 20.02.2020 проведены документарная и внеплановая выездная проверки в отношении ФГБОУ ДПО "НИПК" с целью проверки исполнения требований части 2 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (заявление о переоформлении лицензии от 03.02.2020, регистрационный N 4462).
В ходе проведения проверок должностным лицом министерства установлено отсутствие у ФГБОУ ДПО "НИПК" заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности, что нарушает подпункт "ж" пункта 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966; не созданы безопасные условия обучения обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, что нарушает требования подпункта "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966.
Результаты проверок отражены в актах проверок от 19.02.2020 N 2020/22-л и от 20.02.2020 N 2020/23-л.
При проведении внеплановой выездной проверки 20.02.2020 ректором ФГБОУ ДПО "НИПК" представлена заверенная в установленном порядке копия заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности 2012 года.
Приказом от 26.02.2020 N 305 "Об отказе в переоформлении лицензии Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Новомосковский институт повышения квалификации руководящих работником и специалистов химической промышленности" министерство отказало образовательному учреждению в переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности на основании результатов документарной и выездной проверок, установивших нарушения обязательных требований, заключающиеся в отсутствии у лицензиата заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
ФГБОУ ДПО "НИПК", считая приказ министерства образования Тульской области от 26.02.2020 N 305 "Об отказе в переоформлении лицензии Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Новомосковский институт повышения квалификации руководящих работником и специалистов химической промышленности"" не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствие с положениями части 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу подпункта 40 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 и 6 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.
Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, устанавливает Положение от 28.10.2013 N 966, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации.
Из подпункта "б" пункта 2 Положения от 28.10.2013 N 966 следует, что лицензирование образовательной деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения от 28.10.2013 N 966 образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
Вместе с тем в примечании к приложению указано, что реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.
В силу положений подпункта "ж" пункта 17 Положения от 28.10.2013 N 966 при намерении лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанных в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются эти образовательные программы, места осуществления образовательной деятельности по реализации этих образовательных программ и представляются реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если лицензиатом является образовательная организация).
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие документы (копии документов) и сведения, в частности: реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности; реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация).
Как установлено судом, ФГБОУ ДПО "НИПК" обратилось в министерство с заявлением от 31.01.2020 о переоформлении лицензии от 08.09.2016 N 0133/03201, серии 71ЛО2 N 0000426 на осуществление образовательной деятельности, выданной министерством образования Тульской области, по следующим образовательным программ: профессиональное обучение.
Образовательным учреждением в министерство представлены, в частности, реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности (заключение N 71.ТЦ.05.000.М.000103.02.12 от 28.02.2012, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области); реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (заключение N 000019 от 15.03.2012, выданное Главным управлением МЧС России по Тульской области, Управления надзорной деятельности).
В соответствии с пунктами 5 и 27 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, предметом федерального государственного пожарного надзора является, в том числе соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности. Исполнение данной государственной функции включает в себя административные процедуры, в том числе обследование объекта защиты, по результатам которого составляются акт обследования и заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности в соответствии с приложением N 3 к настоящему Административному регламенту, на основании которого органом Государственного пожарного надзора делается вывод о соответствии или несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности. В соответствии с подпунктом 5 пункта 13 Административного регламента результатом исполнения государственной функции является, в том числе заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В силу положений подпункта "з" пункта 6 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.12.2017 N 1197, при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью должностные лица уполномоченного органа имеют право, в том числе запрашивать в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведения из заключения о соответствии или несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, находящиеся в распоряжении МЧС России.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, для получения лицензии требуется заключение органа пожарного надзора, выдаваемого на основании акта обследования. Именно наличие такого заключения может служить основанием для выдачи или для отказа в выдаче соответствующей лицензии.
Как следует из материалов дела, министерством 03.02.2020 направлен запрос в МЧС России о предоставлении сведений из заключения о соответствии или несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Однако согласно ответу от 03.02.2020 МЧС России сведений о заключении в отношении объекта ФГБО УДПО "НИПК" не имеется.
В соответствии с пунктом 50 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 N 244, в отношении лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии при переоформлении лицензиями в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", уполномоченным органом проводятся документарная проверка и внеплановая выездная проверка без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях о предоставлении (переоформлении) лицензии и прилагаемых к нему документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.
В соответствии с пунктом 48 вышеуказанного административного регламента сведения запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Министерством образования Тульской области на основании распоряжений министра образования Тульской области от 05.02.2020 N 21-рл и N 22-рл в период с 06.02.2020 по 20.02.2020 проведены документарная и внеплановая выездная проверки в отношении ФГБОУ ДПО "НИПК" с целью проверки исполнения требований части 2 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
В ходе проведения проверок должностным лицом министерства установлено отсутствие у ФГБОУ ДПО "НИПК" заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности, что нарушает подпункт "ж" пункта 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966; не созданы безопасные условия обучения обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, что нарушает требования подпункта "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966.
Результаты проверок отражены в актах проверок от 19.02.2020 N 2020/22-л и от 20.02.2020 N 2020/23-л.
Как установлено судом, при проведении внеплановой выездной проверки 20.02.2020 ректором ФГБОУ ДПО "НИПК" представлена заверенная в установленном порядке копия заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности от 05.03.2012.
В свою очередь министерство указало на то, что в период оказания государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности ФГБОУ ДПО "НИПК" имело информацию, что при проведении проверки ФГБОУ ДПО "НИПК" прокуратурой г. Новомосковска совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Новомосковскому району УНД ГУ МЧС России по Тульской области с целью проверки доводов, изложенных в обращении гражданина от 07.02.2020, выявлены нарушения требований пожарной безопасности и образовательной организации выдано представление прокуратуры г. Новомосковска, что подтверждается письмом прокуратуры г. Новомосковска от 20.12.2019 N 958ж-2019.
В пункте 2 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Кроме того, министерство указывает, что при проведении внеплановой выездной проверки руководителем образовательной организации не были представлены проверяющим документы, подтверждающие устранение нарушений, указанных в представлении прокуратуры г. Новомосковска, а также наличие у образовательной организации безопасных условий обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, что является нарушением лицензионного требования, установленного подпунктом "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966.
Определением суда от 11.06.2020 у прокуратуры г. Новомосковска запрашивались материалы проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Новомосковский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности".
В письме от 06.07.2020 N 7-05-2020/2766 прокуратура г. Новомосковска сообщила, что запрашиваемые материалы отсутствуют.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, во исполнение определения суда от 30.07.2020 Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки представлено лицензионное дело в отношении ФГБОУ дополнительного профессионального образования "Новомосковский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности", в котором имеется заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от 15.03.2012, выданное управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Тульской области.
На момент выдачи образовательному учреждению заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от 15.03.2012 порядок взаимодействия лицензирующего органа и федерального органа исполнительной власти регламентировался Приказом МЧС Российской Федерации от 01.10.2007 N 157 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
В силу положений пунктов 19, 20 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры, в частности, рассмотрение письменных заявлений юридического лица о выдаче заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
Выполнение административных процедур исполнения государственной функции заканчивается, в частности, составлением и вручением акта обследования (приложение N 8), на основании которого органом ГПН принимается решение о выдаче заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности (приложение N 9).
Пунктами 74, 75 Административного регламента определен порядок рассмотрения письменных заявлений физических и юридических лиц о выдаче заключений о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
Согласно положениям пункта 75 Административного регламента по результатам рассмотрения заявления государственным инспектором ГПН, осуществлявшим рассмотрение документов и обследования объекта, составляется акт обследования. На основании акта обследования составляется заключение, в котором делается вывод о соответствии или несоответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями Административного регламента по результатам рассмотрения заявления образовательного учреждения заместителем начальника ГУ МЧС России по Тульской области - начальником УНД Барматиным Е.В. выдано заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от 15.03.2012, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГБО УДПО "НИПК" соответствовало обязательным требованиям пожарной безопасности.
При этом срок действия заключения - бессрочно. В заявлении учреждения о переоформлении лицензии указаны реквизиты заключения, которое имеется в материалах лицензионного дела в отношении заявителя.
Как верно отметил суд первой инстанции, в соответствии с действующим Административным регламентом заключение о соответствии объекта защиты и территории (земельного участка) требованиям пожарной безопасности действительно при условии выполнения требований пожарной безопасности, установленных для указанного в нем объекта защиты.
Вместе с тем в соответствии с определением суда от 20.10.2020 в адрес в адрес отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новомосковскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тульской области направлялся запрос о предоставлении копии документов, послуживших основанием для подготовки письма от 05.08.2020 N 561-4-3-11, направленного в адрес министерства образования Тульской области (материалы проверки заявителя в ноябре 2019 года).
Письмом от 29.10.2020 N 708-4-9-11 ОНД и ПР по Новомосковскому району сообщило, что плановые и внеплановые проверки по пожарной безопасности в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Новомосковский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности" в 2019 году не проводились; в ноябре 2019 года сотрудники отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новомосковскому району приняли участие в комиссионном обследовании по категорированию объекта ФГБОУ ДПО "НИПК", расположенного по адресу: Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Дзержинского, д. 21, по результатам которого составлено особое мнение и вручено руководителю объекта.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции верно указал, что в отношении заявителя отсутствуют какие-либо материалы проверок по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности, в которых имелись выводы о нарушении указанных требований.
Сами по себе письма прокуратуры и особое мнение, при отсутствии задокументированных в установленном порядке фактов, не имеют правового значения в рассматриваемом споре.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в выдаче лицензии не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные правомочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводя заявителя жалобы о том, что на момент проведения процедуры переоформления лицензии учреждение не имело действующего заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, наличие которого является необходимым условием для переоформления лицензии при намерении лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанным в лицензии, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку действие заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от 15.03.2012 ГУ МЧС России по Тульской области не приостановлено, недействительным не признано. Доказательств обратного министерством в материалы дела не представлено.
Ссылка подателя жалобы на то, что подтверждением наличия или отсутствия заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности является только наличие соответствующих сведений в информационной системе МЧС России, не принимается во внимание, поскольку не основана на нормах права.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2020 по делу N А68-2704/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2704/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НОВОМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"
Ответчик: Министерство образования Тульской области
Третье лицо: Министерство образования Тульской обл.