г. Вологда |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А05-8121/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
при участии от акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" Смекаловой М.Л. по доверенности от 30.12.2020
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 декабря 2020 года по делу N А05-8121/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1022901003070, ИНН 2903000446; адрес: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Мельникова, дом 1; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство) о понуждении заключить дополнительные соглашения к договорам аренды лесного участка N 854, N 856, N 881 от 16.03.2010, N 1277 от 18.04.2012, N 1397 от 28.08.2012, N 1609 от 16.12.2013, N 1702 от 30.06.2014, N 1738 от 17.12.2014, N 1786, N 1787 от 26.12.2014, N 1805 от 08.05.2015 на условиях истца.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 декабря 2020 года по делу N А05-8121/2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой в суд, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. По общему правилу размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ и п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 относится к категории регулируемых цен, следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все договоры аренды лесных участков, предоставляемые для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, заключенные с АО "Архангельский ЦБК" содержат пункты, которые указывают, что в течение расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта минимальный размер арендной платы рассчитывается в соответствии с требованиями пункта 1(1) постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Министерство расценивает данные условия договора как возможность сторонами договора изменять размер арендной платы в связи с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. На момент обращения общества с заявлением о внесении изменений в договоры аренды Постановление N 310 действовало в иной редакции и расчет арендной платы регулировался иным образом. Общество же предлагает внести изменения не соответствующие на момент обращения пункту 1(1) постановления Правительства РФ N 310, в связи с чем, отказ министерства вносить изменения в договоры на предложенных условиях обоснован.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента лесного комплекса Архангельской области от 10.04.2008 N 130 утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция производства картона" (далее - инвестиционный проект) как соответствующая требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (далее - постановление N419).
Инвестиционный проект Общества включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 01.07.2008 N 10. Период окупаемости указанного инвестиционного проекта, под которым понимается период от начала проекта до момента окупаемости проекта, определенный расчетным путем, составляет 10,2 года.
В соответствии с пунктом 15 постановления N 419 включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных является основанием для заключения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона.
В целях реализации приоритетного инвестиционного проекта между Министерством и Обществом заключены следующие договоры аренды лесных участков для заготовки древесины:
- договор аренды N 854 от 16.03.2010 сроком действия до 15.03.2059 в отношении лесных участков площадью 87 675 га, расположенных в Архангельской области МО "Приморский муниципальный район" Архангельское лесничество Беломорское участковое лесничество, Ижемское участковое лесничество, Кепинское участковое лесничество,
- договор аренды N 856 от 16.03.2010 сроком действия до 15.03.2059 в отношении лесных участков площадью 4579 га, расположенных в Архангельской области МО "Пинежский муниципальный район" Карпогорское лесничество, Веркольское участковое лесничество,
- договор аренды N 881 от 16.03.2010 сроком действия до 15.03.2059 в отношении лесных участков площадью 91 863 га, расположенных в Архангельской области МО "Пинежский муниципальный район" Пинежское лесничество, Ежугское участковое лесничество, Келдинское участковое лесничество,
- договор аренды N 1277 от 18.04.2012 сроком действия до 17.04.2061 в отношении лесных участков площадью 98 065 га, расположенных в Архангельской области Холмогорское лесничество, Белогорское участковое лесничество, Келдозерское участковое лесничество,
- договор аренды N 1397 от 28.08.2012 сроком действия до 27.08.2061 в отношении лесных участков площадью 28 018 га, расположенных в Архангельской области Карпогорское лесничество, Веркольское участковое лесничество, Карпогорское участковое лесничество,
- договор аренды N 1609 от 16.12.2013 сроком действия до 15.12.2062 в отношении лесных участков площадью 7077 га, расположенных в Архангельской области Шенкурский район, Шенкурское лесничество, Шенкурское участковое лесничество, Шелашское участковое лесничество, Шереньгское участковое лесничество,
- договор аренды N 1702 от 30.06.2014 сроком действия до 29.06.2063 в отношении лесных участков площадью 293 098 га, расположенных в Архангельской области Верхнетоемский район, Выйское лесничество, Горковское участковое лесничество, Гавриловское участковое лесничество, Илешское участковое лесничество,
- договор аренды N 1738 от 17.12.2014 сроком действия до 16.12.2063 в отношении лесных участков площадью 68 030 га, расположенных в Архангельской области Вельский район, Вельское лесничество, Пуйское участковое лесничество, Судромское участковое лесничество, Вельское участковое лесничество, Кулойское участковое лесничество, Солгинское участковое лесничество, Низовское участковое лесничество, Благовещенское участковое лесничество,
- договор аренды N 1786 от 26.12.2014 сроком действия до 25.12.2063 в отношении лесных участков площадью 128 186 га, расположенных в Архангельской области Верхнетоемский район, Выйское лесничество, Горковское участковое лесничество, Верхнепинежское участковое лесничество, Илешское участковое лесничество,
- договор аренды N 1787 от 26.12.2014 сроком действия до 25.12.2063 в отношении лесных участков площадью 112 103 га, расположенных в Архангельской области Верхнетоемский район, Выйское лесничество, Горковское участковое лесничество, Верхнепинежское участковое лесничество, Илешское участковое лесничество,
- договор аренды N 1805 от 08.05.2015 сроком действия до 07.05.2064 в отношении лесных участков площадью 32 005 га, расположенных в Архангельской области Шенкурский район, Вельский район, Шенкурское лесничество, Шенкурское участковое лесничество, Поршинское участковое лесничество, Шереньгское участковое лесничество.
Договоры зарегистрированы в установленном порядке.
Условиями спорных договоров предусмотрено, что в течение расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта минимальный размер арендной платы рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В период заключения спорных договоров аренды лесных участков пунктом 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N310) (в ред. от 09.11.2009, от 14.02.2012, от 09.06.2014) было предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5.
Письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29.07.2010 срок окупаемости инвестиционного проекта Общества продлен с 10,2 лет до 12 лет.
Распоряжением Министерства от 22.04.2015 N 437р утверждена заявка Общества на внесение изменений в инвестиционный проект, которые предусматривали рост инвестиционных затрат, повлекших увеличение срока окупаемости инвестиционного проекта до 15 лет.
Пунктом 12 данного Распоряжения предусмотрено, что в случае принятия Министерством промышленности и торговли Российской Федерации решения о внесении изменений в инвестиционный проект, соответствующие изменения подлежат внесению в договоры аренды лесных участков.
Из пунктов 8, 9 Распоряжения Министерства от 22.04.2015 N 437р следует, что размер и порядок внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (15 лет) устанавливается в соответствии с пунктами 1.1 и 1(2) Постановления N310 с учетом коэффициента 0,5 и средней стоимости платы за единицу объема лесных ресурсов.
Письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09.10.2015 N 40702/13 утверждены изменения инвестиционного проекта в части увеличения срока окупаемости проекта до 15 лет.
В связи с изменением срока окупаемости инвестиционного проекта Общество обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений в договоры аренды лесных участков в части увеличения срока применения к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов коэффициента 0,5 путем заключения соответствующих дополнительных соглашений к договорам.
Письмом от 29.10.2019 N 204-04-22/9892 Министерство отказало Обществу во внесении изменений в договоры аренды лесных участков со ссылкой на то, что Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которое предусматривает иной порядок применения понижающего коэффициента при расчете арендной платы.
В последующем в адрес Общества от Министерства поступили протоколы согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2020 год к указанным выше договорам аренды лесного участка, которые Обществом не были приняты, поскольку приведенный в протоколах расчет арендной платы был произведен без применения понижающего коэффициента 0,5.
Письмами от 17.02.2020 АО "Архангельский ЦБК" сообщило Министерству о своем несогласии с представленным расчетом арендной платы, представив контррасчет арендных платежей.
Несмотря на изложенное Обществом несогласие с определяемым Министерством размером арендной платы и порядком его расчета, в апреле 2020 года в адрес Общества поступили дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков, в соответствии с которыми начисление арендной платы осуществляется в полном объеме без учета применения понижающих коэффициентов, а также с применением региональных коэффициентов превышения.
Письмом от 07.05.2020 N 30-152 арендатор возвратил Министерству дополнительные соглашения к договорам аренды без подписания, изложив правовое обоснование своей позиции, при этом предложив арендодателю подписать дополнительные соглашения к договорам аренды на условиях арендатора.
Письмом от 11.06.2020 N 204-13/6282, полученным арендатором 17.06.2020, Министерство отказало Обществу в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков.
Общество, полагая такой отказ Министерства незаконным и не соответствующим действующему законодательству, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательными для сторон правилами, установленными законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно распоряжению Министерства от 22.04.2015 N 437 внесение изменений в перечень приоритетных инвестиционных проектов является основанием для внесения изменений в договоры аренды лесных участков, предоставленных для реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, а также другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором.
При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
По мнению истца, в связи с увеличением срока окупаемости инвестиционного проекта до 15 лет, Общество, как арендатор лесных участков, имеет право в течение всего срока окупаемости пользоваться льготой по уплате арендной платы в виде понижающего коэффициента 0,5 к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, предусмотренного Постановлением N 310 в редакции, действующей на момент заключения договоров аренды.
Министерство ссылается на то, что изменения, предложенные истцом, не соответствуют действующему законодательству, а именно пункту 1(1) Постановления N 310 в редакции, действующей на момент обращения Общества за изменением договоров, согласно которой коэффициент 0,5 не зависит от срока окупаемости проекта и осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода.
В силу частей 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьями 73, 76 названного Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Пунктом 1(1) Постановления N 310 (в редакции, действующей до 08.03.2018) установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
По окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов (пункт 1(2) Положения N 310).
Срок окупаемости инвестиционного проекта Общества составляет 15 лет в соответствии с корректировками, согласованными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 29.07.2010 N 19-1896 и от 09.10.2015 N 40702/13.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - постановление N190), которое вступило в силу 08.03.2018.
Пунктом 1(1) постановления N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 предусмотрено применение понижающего коэффициента 0,5 с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода, в течение 3, 5, 7 или 10 лет в зависимости от стоимости подлежащего реализации инвестиционного проекта. При этом начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.
Таким образом, на момент обращения общества к министерству с заявлением о внесении изменений в договоры аренды постановление N 310 действовало уже в новой редакции.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце четвертом пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее также - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Как правильно указал суд первой инстанции, Постановление от 23.02.2018 N 190, которым внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, устанавливающее новые правила определения периода для применения понижающего коэффициента, принято после заключения договоров аренды (2010-2015 год) и после внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект (2015 год), в связи с чем данное Постановление N190 распространяется на период после 28.03.2018 и исключительно при заключении новых договоров.
К спорным же договорам аренды, заключенным между истцом и ответчиком в период с 2010 по 2015 годы, при определении размера арендной платы подлежит применению Постановление N 310 в редакции, действующей на момент заключения договора.
В связи с тем, что срок окупаемости инвестиционного проекта увеличен до 15 лет, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для внесения соответствующих изменений в договоры аренды лесного участка.
Доводы заявителя направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 декабря 2020 года по делу N А05-8121/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8121/2020
Истец: АО "АРХАНГЕЛЬСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области