г. Москва |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А40-158659/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Бахтияровым Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2023 по делу N А40-158659/23
по заявлению ООО "ЛУИЗА"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо - Департамент городского имущества г.Москвы
о признании недействительным отказ Управления Росреестра по Москве
при участии от заявителя: Жуков Д.В. по доверенности от 13.07.2022; от заинтересованного лица: Струков Д.В. по доверенности от 15.01.2024; от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУИЗА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением. Которым просит признать недействительным отказ Управления Росреестра по Москве в проведении регистрационных действий, оформленный Уведомлением об отказе государственной регистрации прав от 30 июня 2023 г. N КУВД-001/2023- 11102913/13 и обязать Управление Росреестра по Москве провести государственную регистрацию ранее возникшего права собственности ООО "ЛУИЗА" на помещение по адресу: г. Москва, Пятницкое шоссе, д. 7, пом. III, площадью 52,5 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0002010:2291.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен ДГИ г. Москвы, представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители заявителя и Управления Росреестра по Москве в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от ООО "Луиза" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 156, 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Товарищество с ограниченной ответственностью фирма "Луиза" зарегистрировано Московской регистрационной палатой 02 марта 1993 г. согласно свидетельству серия СЗI N 561.958, выданному Московской регистрационной палатой.
25 октября 1995 года между Комитетом по управлению имуществом Москвы (Москомимущество) и ТОО фирма "Луиза" заключен договор аренды N 9-451/95 на спорное Помещение.
27 октября 1995 года Комитетом по управлению имуществом Москвы издано распоряжение N 2658-р "О продаже в собственность Товариществу с ограниченной ответственностью фирма "Луиза" арендуемого нежилого помещения по адресу: Пятницкое ш., д. 7, общей площадью 52,5 кв.м".
08 июля 1996 г. между Фондом имущества г. Москвы и ТОО фирма "Луиза" заключен Договор ВАМ (МКИ) N 9157 купли-продажи имущества от 08 июля 1996 г., согласно которому в собственность ТОО фирма "Луиза" передается спорное Помещение.
Согласно п. 6 указанного Договора право собственности на нежилое помещение переходит к "Покупателю" с момента регистрации настоящего договора "Продавцом".
Согласно штампу на Договоре (первый лист Договора) Договор зарегистрирован Фондом имущества г. Москвы 17 июля 1996 года.
Согласно свидетельству о регистрации изменений в учредительные документы от 11.01.2000 г. N 561958, учредительные документы ТОО "Луиза" зарегистрированы Московской регистрационной палатой в новой редакции в связи со сменой наименования ТОО фирма "Луиза" на ООО "ЛУИЗА".
16 сентября 2022 года ООО "Луиза" с целью исправления опечатки в номере Помещения в Договоре ВАМ (МКИ) N 9157 купли-продажи имущества от 08 июля 1996 г. направило обращение в Департамент городского имущества города Москвы.
14 ноября 2022 года Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение N 66420 "О внесении изменений в распоряжение Комитета по управлению имуществом Москвы от 27.10.1995 N 2658-р.
15 ноября 2022 года к Договору ВАМ (МКИ) N 9157 купли-продажи имущества от 08 июля 1996 г. заключено дополнительное соглашение в форме электронного документа, который подписан электронными подписями сторон.
21 марта 2023 года ООО "ЛУИЗА" обратилось в Управление Росреестра по Москве через Центр государственных услуг "Мои документы" с заявлением о регистрации ранее возникшего права собственности на Помещение.
30 июня 2023 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено оспариваемое Решение, оформленное Уведомлением об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2023- 11102913/13.
Отказ в государственной регистрации обоснован тем, что:
1. Заявление предоставлено в отношении помещения III, а в Договоре купли-продажи недвижимости от 08.07.1996 ВАМ (МКИ) N 9157 указано помещение I;
2. Помещение находилось в аренде не на основании конкурса, а также отсутствуют сведения, что Помещение приватизировано на основании конкурса или аукциона;
3. Отсутствует Свидетельство о внесении в реестр собственности на территории Москвы, что свидетельствует о несоблюдении или не завершении процедуры оформления.
4. В Договоре купли-продажи недвижимости от 08.07.1996 ВАМ (МКИ) N 9157 допущены технические ошибки в номере помещения, а также в дате распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы от 27.10.1995 N 2658- р".
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился с настоящим в суд с заявленными требованиями, удовлетворяя которые суд исходит из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, 8 может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункта 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе на основании документа устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости и (или) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимостью.
Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 утверждены основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01 июля 1994 года, действовавшие до 26.03.2003 согласно Указу Президента РФ от 26.03.2003 N 370.
В соответствии пунктом 4.9 основных положений государственной программы приватизации продажа сданных в аренду объектов недвижимого имущества производилась на основании заявления арендатора, которое могло быть подано в любой момент в течение действия договора аренды.
В соответствии с пунктом 2.2.8 и подпунктами "б", "в" пункта 3.1, 4.5 Программы приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве, утв. постановлением Московской городской Думы от 20.09.1995 г. N 61, а также согласно пунктам 1, 1.4, 1.5, 4, 16, 17 Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы выкуп арендованного имущества осуществляется на основе заявок арендатора.
Согласно п. 1 и п. 2 Положения о порядке продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории города Москвы (Приложение N 1 к постановлению правительства Москвы от 17 октября 1995 г. N 840), введенным в действие постановлением Правительства Москвы от 17 октября 1995 N 840 (документ в начальной редакции действовал с 17 октября 1995 года по 04 июня 1997 года) продажа объектов осуществлялась либо по решению Москомимущества, либо на основании планов приватизации и заявок арендаторов, подаваемых в Москомимущество или его территориальные агентства в префектурах города Москвы, подкрепленных их решением о продаже. Арендатор имел преимущественное право выкупа объекта (п. 2 Положения).
Таким образом, наличие преимущественного права арендатора на выкуп Помещения согласно действующему законодательству на дату принятия Распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы N 2658-Р от 27.10.1995 г. (О продаже Помещения), исключало необходимость проведения конкурса по продаже Помещения, а также исключало необходимость соблюдения условия о том, что право аренды для возможности выкупа Помещения должно было быть получено на основании конкурса.
Пунктом 1 и п. 2 Положения о порядке продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории города Москвы (Приложение N 1 к постановлению правительства Москвы от 17 октября 1995 г. N 840) вышеуказанных требований о проведении конкурсов на право аренды или конкурсов по продаже объектов недвижимости не устанавливает.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30 мая 1995 г. N 480 "О порядке продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории г. Москвы", в связи с обращением ТОО фирмы "Луиза" от 26.06.1995 г, согласно протоколу заседания рабочей комиссии от 29.09.95 г. Москоимуществом принято решение о продаже ТОО фирме "Луиза" арендуемого Помещения, что подтверждается Распоряжением N 2658-р от 27 октября 1995 г.
При этом решение Комитета по управлению имуществом города Москвы, предусматривающее его согласие (волеизъявление) на выкуп арендуемого 5 спорного объекта, было выражено в форме распоряжения от 27 октября 1995 г. N 2658-р о продаже спорного объекта в собственность заявителя, что действовавшему на тот период гражданскому законодательству Российской Федерации не противоречило.
Технические ошибки устранены дополнительным соглашением к Договору купли-продажи недвижимости от 08.07.1996 ВАМ (МКИ) N 9157 от 15.11.2022 г., согласно которому: - внесены изменения в раздел 1 договора купли-продажи недвижимости от 08.07.1996 ВАМ (МКИ) N 9157, заменены слова "от 27.10.96 г. N 2658-р" словами "от 27.10.95 г. N 2658-р"; внесены изменения в пункт 2.1 Договора, заменены слова "пом. 1" словами "пом. III" и дополнено после слов "общей площадью 52,5 кв. м" словами "с кадастровым номером 77:08:0002010:2291".
Указанное дополнительное соглашение оформлено в форме электронного документа и подписано сторонами усиленной квалифицированной электронной подписью.
Дополнительное соглашение подано в Управление Росреестра по Москве в качестве дополнительного документа с использованием формы на сайте Росреестра по адресу в сети интернет: https://lk.rosreestr.ru/eservices/other/additionaldocument.
Пунктом 1 распоряжения Мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в городе Москве" Москомимуществу было поручено осуществлять регистрацию недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений), принадлежащего на праве собственности физическим и юридическим лицам на территории города Москвы.
Пунктом 2 данного распоряжения определено считать внесение в реестр собственности Москомимущества с выдачей свидетельства о внесении в реестр собственности актом государственной регистрации собственника и принадлежащего ему недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 Положения о реестре частной собственности в городе Москве, утв. распоряжением Мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ, ведение такого реестра на территории города осуществляет Москомимущество, основанием для включения объектов в реестр частной собственности является, в том числе и свидетельство на право собственности, выданное Фондом имущества, Госкомимуществом или Москомимуществом (пункт 5 означенного Положения).
Согласно описи документов, предоставленных в Управление Росреестра по Москве, в том числе предоставлены следующие документы:
1. Распоряжение Комитета по управлению имуществом Москвы N 2658-Р от 27.10.1995 о продаже в собственность Товариществу с ограниченной ответственностью фирма "Луиза" арендуемого нежилого помещения по адресу: Пятницкое ш., д. 7, общей площадью 52,5 кв.м;
2. Договор ВАМ (МКИ) N 9157 купли-продажи имущества от 08 июля 1996 г. Свидетельство Реестр N 2730 на право собственности от 17.07.96 г., выданное Фондом имущества г. Москвы;
3. Свидетельство на право собственности серия АП N 00-01428/03.11.1995, оформленное 03.11.1995, Комитетом по управлению имуществом Москвы, в котором указано что настоящее свидетельство подтверждает право собственности на недвижимое имущество, указанное в Распоряжении комитета по Управлению имуществом г. Москвы N 2658-Р от 27.10.1995 по адресу: г. Москва, ш. Пятницкое, д. 7 (52,50 кв.м) согласно выписке из паспорта БТИ N 08-8501/5 от 15.11.1991.
4 Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 14 ноября 2022 N 66420 "О внесении изменений в распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы от 27.10.1995 N 2658-р".
5. Дополнительное соглашение от 15 ноября 2022 года к Договору ВАМ (МКИ) N 9157 купли-продажи имущества от 08 июля 1996 г.
Таким образом, в регистрирующий орган предоставлены правоустанавливающий документ (договор) и два право подтверждающих документа (свидетельства), необходимые и достаточные для регистрации ранее возникшего права собственности на Помещение.
Довод Управления Росреестра по Москве о том, что предоставленное в Управление Росреестра по Москве Свидетельство Реестр N 2730 на право собственности от 17.07.96, выданное Фондом имущества г. Москвы, не является самостоятельным правоустанавливающим документом, поскольку таким документом может быть только свидетельство о внесении в реестр собственности города Москвы, выданное Комитетом по управлению имуществом города Москвы, не основан на законе и прямо противоречит статье 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", и пункту 4 постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации, имущественных прав", согласно которым Фонду имущества г. Москвы поручено выдавать физическим и юридическим лицам свидетельства на право собственности установленного образца (приложение 1) на здания, сооружения и нежилые помещения, право собственности на которые возникло в результате приватизации (выкупа) государственной или муниципальной собственности (за исключением жилых помещений) и в результате реконструкции на основании инвестиционных контрактов в установленном законом и нормативными актами порядке.
Кроме этого, ООО "Луиза" в регистрирующий орган предоставлено свидетельство на право собственности серия АП N 00-01428/03.11.1995, оформленное 03.11.1995 г. Комитетом по управлению имуществом Москвы.
Отсутствие свидетельства о внесении в Реестр собственности на территории г. Москвы при наличии свидетельства о регистрации права Фонда имущества г. Москвы не является препятствием для регистрации ранее возникшего права собственности регистрирующим органом.
При этом Департамент городского имущества города Москвы, являясь правопреемником Фонда имущества г. Москвы и Комитета по управлению имуществом Москвы, подтвердил своими действиями правильность и законность процедуры приватизации Помещения, заключив Дополнительное соглашение к договору купли продажи недвижимости от 08.07.1996 ВАМ (МКИ) N 9157 от 15.11.2022 г. во исполнение распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 14 ноября 2022 г. N 66420 "О внесении изменений в распоряжение Комитета по управлению имуществом Москвы от 27.10.1995 N 2658-р", которым исправлены технические ошибки в номере помещения и в дате распоряжения.
Согласно п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Однако, регистрирующий орган при принятии оспариваемого решения фактически осуществил не правовую экспертизу документов, а поставил под сомнение правомерность передачи Правительством г. Москвы недвижимого имущества заявителю, что выходит за пределы компетенции заинтересованного лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", действовавшего на дату заключения договора, сделки приватизации, заключенные с нарушением данного закона, признаются недействительными в порядке, установленном законодательством РФ.
Споры о признании недействительными сделок приватизации рассматриваются в суде или арбитражном суде по иску продавца, покупателя, посредника, прокурора, народного депутата РФ, Совета народных депутатов, Госкомимущества России, его территориального агентства, комитета по управления имуществом национально-государственного, национально - или административно-территориального образования, иного правомочного государственного органа в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ и республик в составе РФ (ч. 3 ст. 30 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации").
В данном случае представленные обществом на государственную регистрацию документы, в установленном законом порядке недействительными не признаны, соответствуют по форме и содержанию, установленным в период выдачи документа нормативным требованиям, и выданы полномочными органами в пределах их компетенции.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Решение об отказе Управления Росреестра по Москве не соответствует законам и иным нормативным актам, которые действовали на момент приватизации Помещения, а также не соответствует положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает права и законные интересы заявителя, препятствуя ему реализации его прав, как собственника имущества.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.11.2023 по делу N А40-158659/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158659/2023
Истец: ООО "ЛУИЗА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ