город Томск |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А67-5440/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Сластиной Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лупак Т.Н., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-207/2021) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абиком" на решение от 10.12.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5440/2020 (судья Кузьмин А.В.)
по иску акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (634034, город Томск, улица Котовского, 19, ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абиком" (636840, Томская область, Асиновский район, город Асино, улица имени Ленина, 70, ИНН 7002011385, ОГРН 1057000380282)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Поздеева Н.В., доверенность от 01.01.2020,
от ответчика: Сивиринова Ю.О., доверенность от 01.11.2021, Ильин А.В., директор,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - АО "Томскэнергосбыт", общество) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абиком" (далее - ООО УК "Абиком", управляющая компания) с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании 1 217 789 руб. 65 коп. долга за потребленную энергию за май 2020 г. по договору энергоснабжения от 16.02.2017 N 70030031008165.
Решением от 10.12.2020 Арбитражного суда Томской области иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением, управляющая компания в апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование подателем указано следующее: ходатайство о приостановлении производства по делу судом первой инстанции необоснованно отклонено; в удовлетворении ходатайства о вызове свидетеля необоснованно отказано, что лишило ответчика права на защиту своих прав; управляющей компанией установлен факт оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества, о чем составлены акты; судом необоснованно приняты доводы ответчика о том, что не соблюдены требования ГОСТ 32144-2013 в части установления факта предоставления некачественной услуги; ответчиком установлены случаи, когда в многоквартирном доме фактически установлен ОДПУ с одним номером, однако в приложении N 1 к договору по этому же дому указан ОДПУ с иным номером, а в ведомости приема-передачи электрической энергии, выставляемой истцом за каждый месяц, указан третий номер.
АО "Томскэнергосбыт" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представители ответчика поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
В целях правильного разрешения спора в отсутствие возражений истца, апелляционный суд приобщил к материалам дела письмо Минстроя России от 26.01.2021 N 2411-ОР/04.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между АО "Томскэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) и ООО УК "Абиком" (покупателем) подписан договор энергоснабжения от 16.02.2017 N 70030031008165, согласно которому гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно, путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией покупателя, а покупатель - принимать, оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, а также производить другие платежи в сроки и на условиях, предусмотренных договором (т. 1, л.д. 11-31).
Во исполнение условий договора в мае 2020 гарантирующий поставщик поставил абоненту электрическую энергию на общую сумму 1 217 789 руб. 65 коп.
Претензией от 25.06.2020 АО "Томскэнергосбыт" потребовало управляющую компанию оплатить задолженность (л.д.54-58 т.1).
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из не доказанности ответчиком того факта, что подаваемая электроэнергия не отвечал требованиям по качеству, правомерности требований о взыскании долга.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По расчету АО "Томскэнергосбыт", размер задолженности за май 2020 г. составляет 1 217 789 руб. 65 коп.
Доказательства оплаты задолженности во взыскиваемом истцом размере или частично, ответчиком не представлены.
Отказ в оплате задолженности управляющая компания мотивирует поставкой электроэнергии ненадлежащего качества, а также использование неверных показаний ОДПУ и показаний приборов учета, не являющихся общедомовыми по смыслу действующего законодательства.
Статьей 542 ГК РФ предусмотрено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в ГОСТ 32144-2013.
Пунктом 10 приложения N 1 к Правилам N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
В силу пункта 101 Правила N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
За каждый час снабжения электрической энергией, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от указанных требований, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
Пунктом 109 Правил N 354, предусмотрено, что факт нарушения качества коммунальной услуги устанавливается актом проверки, в котором указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Суд первой инстанции, не принимая доводы ответчика о несоответствии поставленной электроэнергии требованиям по качеству, указал на то, что представленные ответчиком односторонние акты не являются достаточным и достоверным доказательством действительного отклонения показателей качества электрической энергии в обслуживаемых ответчиком многоквартирных домах, а также периода такого отклонения на несоответствие.
Исходя из установленной пунктом 5 статьи 10 ГК РФ презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, а также по смыслу статей 469, 474 - 477, 542 ГК РФ надлежащее качество ресурса предполагается (презюмируется).
Заявляя о некачественности переданного ресурса, исполнитель в силу статей 9, 65 АПК РФ несет бремя доказывания соответствующих обстоятельств относимыми, допустимыми, достоверными доказательствами, совокупность которых должна в достаточной степени подтвердить обоснованность его возражений.
Исходя из вышеизложенного следует, что ответчик в данном случае должен доказать, что имело место отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в отношении конкретных часов конкретных дней расчетного периода, что в дальнейшем позволит произвести расчет снижения платы за поставку некачественной электроэнергии.
Порядок установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества установлен разделом X Правил N 354.
В соответствии с положениями п. 105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Согласно п. 106 указанных Правил сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В соответствии с п. 108 Правил N 354 в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется акт проверки (п. 109 Правил N 354).
При этом, ответчиком не представлены документальные сведения о предъявлении со стороны граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика обращений относительно качества поставляемой электрической энергии, являющимися основанием для проведения проверки качества поставляемой электрической энергии в соответствии с вышеуказанными нормами.
Представленные ответчиком акты, составленные представителями ответчика, являются ненадлежащими доказательствами, так как не соответствуют требованиям Правил N 354 ввиду их составления в одностороннем порядке, без участия истца и без надлежащего вызова его представителя.
Также не представлены доказательства того, что ответчик произвел перерасчет предъявленной жильцам домов платы в связи с предоставлением коммунальной услуги по электроснабжению ненадлежащего качества.
В связи с тем, что ответчиком заявлено о наличии в точках передачи электрической энергии пользователю электрической сети длительного (в течение мая 2020 года) отклонения характеристик напряжения от номинальных значений, то ему необходимо представить доказательства продолжительные изменения характеристик напряжения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 N 400-ст в качестве национального стандарта электричества, поставляемого общественными распределительными сетями Российской Федерации с 1 июля 2014 года, введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 (ссылка на который указана в п. 10 Приложения N 1 Правил N 354), который предназначен для применения при установлении и нормировании показателей качества электрической энергии, связанных с характеристиками напряжения электропитания, относящимися к частоте, значениям и форме напряжения, а также к симметрии напряжений в трехфазных системах электроснабжения.
Из пунктов 4.2., 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 следует, что к продолжительным изменениям характеристик напряжения относятся медленные изменения напряжения (как правило, продолжительностью более 1 мин), которые обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети.
Согласно названному стандарту в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и 380 В (между фазными проводниками для трех- и четырехпроводных трехфазных систем).
Для указанных выше показателей качества энергии установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Следовательно, заявляя о поставке истцом некачественной электроэнергии ответчик должен доказать, что в сетях пользователя электрической энергии (многоквартирных домах, находящихся под управлением Ответчика) до вводно-распределительного устройства (ВРУ) многоквартирных домов имелись положительные или отрицательные отклонения напряжения, превышавшие 10% номинального значения напряжения (т. е. напряжение выше 242 В или ниже 198 В), в течение 100% времени (24 часов) не менее одной недели.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2014 N 1948-ст введены в действие, требования к контролю качества энергии в спорный период регламентированы ГОСТ 33073-2014.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ 33073-2014, настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии (ЭЭ) в точках передачи/поставки ЭЭ пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 I ц в целях определения соответствия качества ЭЭ нормам, установленным в ГОСТ 32144, условиям договоров на поставку ЭЭ и/или на оказание услуг по передаче ЭЭ.
Положения настоящего стандарта, относящиеся к контролю качества ЭЭ (КЭ), применяют при осуществлении сертификационных и арбитражных испытаний ЭЭ, рассмотрении претензий к КЭ, инспекционного контроля за сертифицированной ЭЭ, а также при осуществлении государственного надзора.
В соответствии с пунктом 5.2.1 ГОСТ 33073-2014, при проведении контроля КЭ в целях проверки соответствия ЭЭ нормам КЭ, установленным в ГОСТ 32144, в том числе при проведении арбитражных и сертификационных испытаний ЭЭ, а также испытаний при инспекционном контроле сертифицированной ЭЭ проводят непрерывные измерения значений ПКЭ по ГОСТ 30804.4.30, класс измерений А, в течение не менее одной недели (семи суток).
В силу пункта 5.2.2 ГОСТ 33073-2014, при проведении контроля качества энергии в целях проверки выполнения требований к качеству энергии, установленных в договорах услуг по передаче и договорах купли/продажи электрической энергии, проводят непрерывные измерения по ГОСТ 30804.4.30, класс измерений А, значений ПКЭ, установленных в договорах, в течение времени и в условиях, предусмотренных в указанных договорах, но не менее одной недели (семи суток).
Пунктом 5.3.1 ГОСТ 33073-2014 установлены требования к средствам измерения, применяемым при контроле качества электрической энергии: при выполнении измерений при контроле КЭ применяют СИ, соответствующие требованиям ГОСТ 30804.4.30, класс измерений А, и ГОСТ 30804.4.7, класс I, при интервалах усреднения результатов измерений, установленных в ГОСТ 32144, имеющие свидетельство (сертификат) об утверждения тина и свидетельство о поверке СИ ПКЭ.
Требования к оформлению результатов контроля качества электрической энергии устанавливаются в пункте 5.11 ГОСТ 33073-2014.
Исходя из пункта 5.11.1 ГОСТ 33073-2014, результаты испытаний оформляют протоколом испытаний электрической энергии.
Рекомендуемая форма протокола пои испытаниях электрической энергии в точках ее передачи в целях проверки соответствия электрической энергии нормам, установленным в ГОСТ 32144-2013, приведена в В.1 Приложения В.
Разделом 1 ГОСТ 33073-2014 установлено, что данный стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии в точках ее передачи/поставки пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в целях определения соответствия качества электрической энергии нормам, установленным в ГОСТ 32144-2013, условиям договоров на поставку электрической энергии и/или на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Положения настоящего стандарта, относящиеся к контролю качества электрической энергии, применяют при осуществлении сертификационных и арбитражных испытаний электрической энергии, рассмотрении претензий к качеству энергии, инспекционного контроля за сертифицированной электрической энергии, а также при осуществлении государственного надзора.
Следовательно, при проведении контроля за качеством электрической энергии требования ГОСТ 33073-2014 обязательны для применения (часть 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Вопреки указанным правовым нормам ответчиком не представлены в материалы дела доказательства проведения контроля качества электрической энергии в соответствии с приведенными положениями ГОСТ 32144-2013 и ГОСТ 33073-2014 - отсутствуют доказательства, измерения непрерывно в течение семи суток, отсутствуют сведения о соответствии примененных средств измерения требованиям пункта 5.3.1 ГОСТ 33073-2014. Результаты проведенных испытаний не оформлены в порядке пункта 5.11.1 ГОСТ 33073-2014 (отсутствуют протоколы испытаний электрической энергии).
В качестве подтверждения факта предоставления электрической энергии ненадлежащего качества в мае 2020 года (в спорный период) ответчик ссылается на акты предоставления установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в мае 2020 г. При этом, в указанных актах не указаны используемые при проведении проверки методы, которые должны соответствовать методам проверки качества поставляемой электрической энергии в соответствии с требованиями ГОСТов, указанных выше, в том числе не содержат данных о фиксации отклонений напряжения в течение семи суток, составлены без учета требований ГОСТ 33073-2014.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что проверки проводились одновременно в отношении большого количества многоквартирных домов без участия представителей ресурсоснабжающей и сетевой организаций. Согласно актам проверок, замеры напряжения производились однократно, продолжительность времени замера не отражена. В актах не указаны индивидуальные характеристики приборов, которым проводились замеры, в том числе их заводские номера, даты свидетельств о поверке и т.п.
Не представлены также доказательства получения лицом, проводившим замер напряжения, допуска к проведению испытаний электрооборудования в порядке пункта 39.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н, или проведения измерения электролабораторией, зарегистрированной в органах Ростехнадзора и имеющей свидетельство об аккредитации.
Заслуживают внимания и обоснованы доводы истца о том, что участие представителей сетевой организации и АО "Томскэнергосбыт" в проводимых ответчиком проверках, согласно уведомлений, не представлялось возможным в связи с поступлением указанных уведомлений в день проверки, и большого числа многоквартирных домов, в которых предполагалась проверка. При этом объективных оснований для проведения проверок качества поставляемой электрической энергии в соответствии с положениями раздела X Правил N 354 (то есть наличие обращений потребителей, проживающих в подлежащих проверке многоквартирных домах о фактах нарушения качества поставляемой коммунальной услуги по электроснабжению) в течении двух часов после обращения потребителя и с участием представителей ресурсоснабжающей организации АО "Томскэнергосбыт" в указанных в уведомлении о предстоящей проверки многоквартирных домах так и не было представлено.
Исходя из пояснений истца, после поступления в адрес АО "Томскэнергосбыт" актов об установлении предоставления услуг ненадлежащего качества были проведены совместные проверки качества поставляемой электрической энергии с участием представителей АО "Томскэнергосбыт", ООО "УК Абиком" и сетевой организации ПАО "Томская распределительная компания". По результатам совместной проверки отклонений параметров качества не выявлено (л.д.57-76, 88-91 т.2). Кроме того, по одному из многоквартирных домов по ул. 9 Мая, д. 70 г. Асино) на границе балансовой принадлежности были проведены испытания электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 32144-2013 (л.д.77-79 т.1). По результатам испытаний также несоответствия качества выявлено не было.
На основании вышеизложенного следует, что представленные ответчиком односторонние акты не являются достаточным и достоверным доказательством действительного отклонения показателей качества электрической энергии в обслуживаемых ответчиком многоквартирных домах, а также периода такого отклонения. Иные доказательства ненадлежащего качества электрической энергии ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлены.
В связи с тем, что не соблюден порядок установления факта предоставления коммунальной услуги по электроснабжению ненадлежащего качества в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, выполнение ООО "УК Абиком" действий по исполнению его обязанностей по перерасчету платы за электрическую энергию в связи с нарушением требований к ее качеству (путем направления письма агенту ответчика МУП "Асиновский единый расчетный центр") также не будет являться достаточным и допустимым доказательством факта предоставления со стороны АО "Томскэнергосбыт" электрической энергии ненадлежащего качества.
Решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, договора электроснабжения с ресусрсоснабжающей организацией АО "Томскэнергосбыт" приняли собственники жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "УК Абиком" по следующим точкам поставки электрической энергии по договору энергоснабжения N 70030031008165 от 16.02.2017 г.: по ул. Мичурина, д. 3, ул. Строителей д. 9 г. Асино Томской области (л.д. 104-116 т.3).
В отношении многоквартирных домов по улице Мичурина, 3 и по улице Строителей, 9 объем электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества и подлежащей оплате ответчиком, определен истцом как разница между показаниями общедомовых приборов учета и индивидуальных приборов учета, установленных в помещениях (квартирах) домов, а также объемов электроэнергии, определенных по нормативу либо с применением среднемесячного расчета (при непредставлении гражданами показаний индивидуальных приборов учета в соответствующем периоде, с корректировкой по данным индивидуальных приборов учета, предоставленным впоследствии).
Вопреки утверждениям ответчика, АО "Томскэнергосбыт" представлены подробные расчеты потребленного в названных двух домах коммунального ресурса на содержание общего имущества, в том числе сведения об объемах индивидуального потребления.
Так, в отношении многоквартирного дома N 3 по улице Мичурина общий объем коммунального ресурса, отпущенного в многоквартирный дом по показаниям общедомовой системы учета, составил 7 480 кВт. ч. Общий объем индивидуального потребления составил 7 404 кВт. ч.
Поскольку в предыдущем расчетном периоде - апреле 2020 года - величина индивидуального потребления (V потр) превысила величину общедомового потребления (V одпу) на 7565 кВт. ч, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем в отношении этого многоквартирного дома за май 2020 года, уменьшен до нуля. Оставшаяся неучтенной "отрицательная" величина (минус 7489 кВт.ч.) подлежит учету гарантирующим поставщиком в расчетах с ответчиком или иным исполнителем коммунальных услуг в названном многоквартирном доме в следующих расчетных периодах, в отношении многоквартирного дома N 9 по улице Строителей общий объем коммунального ресурса, отпущенного в многоквартирный дом по показаниям ОДПУ (с учетом уменьшения на 802 кВт. ч.), составил 22 478 кВт.ч.
Объем коммунального ресурса, отпущенного в нежилое помещение АО "Почта России", составил 295 кВт. ч. Общий объем индивидуального потребления составил 7 779 кВт. ч. Разница между этими величинами составила 14 404 кВт. ч., которые подлежат оплате ответчиком.
Доводы ответчика об установлении факта несоответствия общедомовых приборов учета фактически установленным отклоняются, поскольку в материалы дела представлены копии актов ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии (л.д.15-103 т.3), информации об иных приборах учета, установленных в указанных многоквартирных домах и введенных в эксплуатацию в установленном законом порядке в материалы дела не представлена (ст. 65 АПК РФ).
Согласно сопроводительной документации (исх. N 825 от 28.05.2020) управляющая компания самостоятельно направляло в адрес РСО показания общедомовых приборов учета за май 2020 года (л.д.80-87 т.2) не усмотрев какие-либо несоответствия.
В отношении приборов учета, которые введены в эксплуатацию после подписания договора энергоснабжения N 70030031008165 от 16.02.2017 и которые не вошли в Приложение N 1.1. договора при его подписании, в адрес ООО "УК Абиком" (до переименования - ООО "УК Гарантия") направлялись дополнительные соглашения о внесении изменений в Приложение N 1.1. договора в связи с вводом в эксплуатацию указанных приборов учета, которые не вернулись в адрес АО "Томскэнергосбыт" подписанными со стороны ответчика.
Вопреки доводам подателя жалобы, отсутствие в договоре указания номеров общедомовых приборов учета введенным в эксплуатацию в установленном законом порядке, не освобождает исполнителя от обязанности оплачивать объем коммунального ресурса, определенного по показаниям такого прибора учета.
Доводы подателя жалобы о том, что в нарушение п. 7.1.59 Правил устройства электроустановок (утв. Министерством топлива и энергетики РФ 06.10.1999) при установке расчетных приборов учета электрической энергии на многоквартирный дом в связи с тем, что по некоторым многоквартирным домам расчет объема потребления ведется по нескольким приборам учета электрической энергии основаны на неверном толковании положений указанного пункта.
Так, пунктом 7.1.59 указанного документа определено, что в жилых зданиях следует устанавливать один одно- или трехфазный расчетный счетчик (при трехфазном вводе) на каждую квартиру.
Согласно ч. 3 ст. 16 Жилищного Кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Многоквартирный дом - оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок) ("ГОСТ Р51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 11.06.2014 N 543-ст).
Таким образом, понятие "многоквартирного дома" не отождествляется с понятием "квартира", следовательно, выводы ответчика о наличии в действующем законодательстве РФ требований об установке на каждую квартиру одного прибора учета электрической энергии не распространяется на порядок установки приборов учета электрической энергии на каждый многоквартирный дом.
При этом, исходя из Правила N 354, Правила N 491общедомовые (коллективные) приборы учета являются общедомовой собственностью, определяют объем (количество) коммунального ресурса поданного в МКД и могут состоять из совокупности приборов учета, установленных у внешних границ стен МКД, если в таком доме существует несколько вводов таких сетей.
Таким образом, действующее законодательство РФ не содержит требования об установке единого прибора учета на многоквартирный дом, при этом, в расчетах за предоставленный коммунальный ресурс участвуют те приборы учета, которые установлены на границе эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон договора, и определяют объемы поставленной электроэнергии в дом в целом.
Поскольку ответчик доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате поставленной электроэнергии не представил, факт поставки некачественного ресурса не доказал, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца о взыскании 1 217 789 руб. 65 коп. долга за потребленную энергию за май 2020 года.
Отклоняя ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу и вызове свидетеля, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для их удовлетворения со ссылкой на ст. статьи 143, 159 АПК РФ в условиях недобросовестных действий ответчика, фактически направленных на затягивание судебного разбирательства.
Кроме тог, предусмотренные статьей 143 АПК РФ основания для приостановления производства по делу при рассмотрении настоящего дела отсутствовали.
Вызов и допрос в качестве свидетеля Шелудова А.Н. не способны устранить пороки произведенной ответчиком документальной фиксации нарушений качества электроснабжения.
Податель жалобы ссылается на письмо Минстроя России от 26.01.2021 N 2411-ОР/04, полагает, что управляющей компанией совершены действия по фиксации поставки электроэнергии ненадлежащего качества, соответствующие положениям Правилах N 354 и позиции Минстроя России.
Исследовав вышеуказанное письмо, суд апелляционной инстанции отмечает, что в письме Минстроя России от 26.01.2021 N 2411-ОР/04 излагается алгоритм действий при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребителем, соответствующий Правилам N 354.
При этом, как указывалось выше, раздел X Правил N 354 устанавливает порядок установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, но не методику установления самого факта несоответствия электроэнергии качеству.
Методика организация и проведение контроля качества электрической энергии как указывалось выше определены ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", в соответствии с разделом 1 которого, указанный стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии в точках ее передачи/поставки пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в целях определения соответствия качества электрической энергии нормам, установленным в ГОСТ 32144-2013, условиям договоров на поставку электрической энергии и/или на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Положения настоящего стандарта, относящиеся к контролю качества электрической энергии, применяют при осуществлении сертификационных и арбитражных испытаний электрической энергии, рассмотрении претензий к качеству энергии, инспекционного контроля за сертифицированной электрической энергии, а также при осуществлении государственного надзора (абз. 2).
Следовательно, при проведении контроля за качеством электрической энергии требования ГОСТ 33073-2014 обязательны для применения в силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Акты обследования, представленные ответчиком, не являются результатами испытаний, оформленными в соответствии пунктом 5.11.1 ГОСТ 33073-2014.
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решение суда, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.12.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5440/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абиком" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5440/2020
Истец: АО "Томская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Абиком"