город Томск |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А27-19733/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стасюк Т.Е.,
судей Киреевой О.Ю.,
Фертикова М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Кемеровской области - Кузбасса в лице Министерства социальной защиты населения Кузбасса (N 07АП-12835/2020) на решение от 02.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19733/2020, по исковому заявлению Осинниковского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области (652800, Кемеровская область - Кузбасс, город Осинники, улица Магистральный проезд, 8, ОГРН 1044222000239, ИНН 4222009202) к Кемеровской области - Кузбассу в лице Министерства социальной защиты населения Кузбасса (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Кузнецкий, дом 19, корпус а, ОГРН 1024200699500, ИНН 4207012190) о взыскании 4 081 216 руб. 37 коп.
УСТАНОВИЛ:
Осинниковское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области (далее - Осинниковское ГПАТП Кемеровской области) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Кемеровской области в лице Министерства социальной защиты населения Кузбасса (далее - Министерство) о взыскании 4 081 216 руб. 37 коп. убытков (с учетом принятого судом уточнения размера требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л. д. 85).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.12.2020 исковые требования удовлетворены. С Кемеровской области - Кузбасса в лице Министерства социальной защиты населения Кузбасса за счет казны субъекта Российской Федерации в пользу Осинниковского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области взыскано 4 081 216 руб. 37 коп. убытков, 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель ссылается, на то, что Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.05.2017 N 200 утверждены Правила, согласно которым условия и порядок предоставления за счет средств бюджета Кемеровской области субсидии на возмещение затрат, возникающих при перевозке отдельных категорий лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта, установленные Законом N 97-ОЗ, таким образом субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между главным распорядителем и получателем субсидии, между сторонами заключено соглашение от 17.01.2020 о предоставлении субсидии, связанных с оказанием услуг по перевозке с 01.01.2020 по 14.07.2020, стороны выполнили обязательства по данному соглашению, иных соглашений не заключалось; с 15.07.2020 истец не соответствует критериям отбора претендентов на предоставление субсидии; истцом не представлено доказательств возникновения у него убытков.
От истца в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать и оставить в силе обжалуемое решение суда.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Осинниковское ГПАТП Кемеровской области является организацией, осуществляющей деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортном (кроме такси), и на основании заключенных с Департаментом транспорта и связи Кемеровской области контрактов от 09.12.2019 N 0139200000119009492, N 0139200000119009320 и N 0139200000119009621 оказывало населению услуги по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении по регулируемым тарифам.
Законом Кемеровской области от 28.12.2016 N 97-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта" (далее - Закон N 97-ОЗ) отдельным категориям граждан предоставлены меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатного проезда или снижения стоимости проезда в автомобильном транспорте общего пользования (автобус) по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении.
Порядок предоставления мер социальной поддержки, порядок возмещения расходов, связанных с их предоставлением, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса (ст. 11 Закона N 97-ОЗ в ред. Закона Кемеровской области - Кузбасса от 05.06.2020 N 59-ОЗ).
Во исполнение данной нормы постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.05.2017 N 200 (ред. от 25.02.2020) были утверждены Правила предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих при перевозке отдельных категорий лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.12.2016 N 97-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта" (далее - Правила).
Согласно пункту 2.2 Правил, субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между главным распорядителем (уполномоченным органом) и получателем субсидии (далее - соглашение).
Пунктом 2.3 Правил установлено, что претенденты на заключение соглашения на предоставление субсидии должны соответствовать следующим требованиям:
- не иметь просроченную задолженность по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иную просроченную задолженность перед областным бюджетом;
- не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства (за исключением процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления), деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- не являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
- не получать средства из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Кемеровской области - Кузбасса, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.3 настоящих Правил.
17.01.2020 Осинниковским ГАТП Кемеровской области с Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области (после переименования - Министерство социальной защиты населения Кузбасса) было заключено соглашение N 05/09 (л. д. 19-27), предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения затрат получателя, связанных с оказанием услуг по перевозке с 01.01.2020 по 15.05.2020 отдельных лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате проезда в соответствии с Законом N 97-ОЗ.
Дополнительными соглашениями N 142/09 от 03.06.2020 и N 147/09 от 02.07.2020 (л. д. 67-68) период предоставления субсидий был продлен сначала до 09.06.2020, затем до 14.07.2020.
В последующем в продлении срока предоставления субсидии истцу было отказано (письмо от 06.08.2020 N 09-2760, л. д. 12), в связи с тем, что решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.07.2020 по делу N А27-11079/2018 Осинниковское ГАТП Кемеровской области признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Между тем, в связи с оказанием услуг по перевозке отдельных категорий лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате проезда в период с 15.07.2020 по 10.09.2020, у истца возникли убытки в размере 4 081 216 руб. 37 коп.
Истец направил ответчику претензию об оплате убытков (л. д. 11), которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Поскольку истцу убытки, понесенные в связи оказанием услуг по перевозке лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, не были возмещены, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковое заявление, исходил из того, что истец фактически в спорный период деятельность по оказанию услуг перевозки осуществлял, для отдельных категорий лиц установлены льготы по оплате этих услуг, и поскольку деятельность является регулируемой, то оплата истцом взималась с учетом предоставленных органом местного самоуправления льгот. Оказывать услуги по иной цене истец не мог. В результате этого у истца возникли убытки.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции правильными.
Пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу части 2 статьи 18 названного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права вопросы организации транспортного обслуживания населения городского поселения в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям администрации, поэтому необходимые для их решения денежные средства подлежат включению в расходы бюджета муниципального образования исходя из положений статей 6, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1838/13).
В целях реализации приведенных норм закона и обеспечения прав граждан по предоставлению им мер социальной поддержки на территории Кемеровской области принят Закон Кемеровской области от 27.07.2005 N 99-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения" (далее - Закон Кемеровской области N 99-03).
Статьями 2, 3 Закона Кемеровской области N 99-03 органы местного самоуправления города Новокузнецка наделены отдельным государственным полномочием по предоставлению меры социальной поддержки, установленных законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта":
бесплатный проезд на автомобильном (кроме такси), водном транспорте в пригородном сообщении в соответствии с Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) в соответствии с Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда";
снижение на 50 процентов стоимости проезда на водном транспорте пригородного сообщения в соответствии с законами Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда", "О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей", "О мерах социальной поддержки отдельных категорий приемных родителей";
бесплатный проезд для обучающихся государственных или муниципальных общеобразовательных организаций на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном (внутрирайонном) сообщении в соответствии с Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области"; бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении (кроме такси) между населенными пунктами, расположенными на территории Кемеровской области, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в междугородном сообщении (внутрирайонном, внутриобластном) в пределах Кемеровской области, на водном транспорте в пригородном сообщении в соответствии с Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан";
снижение на 50 процентов стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении (кроме такси) в пределах Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О социальной поддержке инвалидов";
бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения в пределах Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей", "О мерах социальной поддержки отдельных категорий приемных родителей" (далее - проезд на автомобильном транспорте пригородного сообщения).
В целях реализации Законов Кемеровской области от 20.12.2004 N 105-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда", от 20.12.2004 N 114-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", от 27.01.2005 N 15-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", от 08.04.2008 N 14-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей", от 07.02.2013 3 9-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий приемных родителей", от 28.12.2016 N 97-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта" Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.07.2010 N 317 утвержден Порядок, условия предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением.
Согласно пункту 1.7 Порядка объем средств на реализацию законов утверждается законом Кемеровской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Средства на реализацию законов распределяются бюджетам муниципальных районов и городских округов, главным распорядителем средств областного бюджета - Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области.
Расходование средств, поступающих в бюджеты муниципальных районов и городских округов на реализацию законов, осуществляют уполномоченные органы.
Главные распорядители бюджетных средств, уполномоченные органы строят свои отношения с организациями, предоставляющими меры социальной поддержки, на договорной основе (пункт 1.8 Порядка).
Пункт 2.10 устанавливает порядок компенсации выпадающих доходов организациям, предоставившим меры социальной поддержки по проезду на транспорте, перечень документов, подлежащих предоставлению, расчет размера компенсации.
Согласно статье 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ. До 01.01.2014 данные правоотношения регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
Следуя материалам дела, в 2020 году истцом осуществлялась перевозка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законами Кемеровской области, автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения (кроме такси) на основании заключенных муниципальных контрактов.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что компенсация выпадающих доходов не является обязательством Новокузнецкого городского округа и осуществляется за счет субвенций из областного бюджета Кемеровской области, главным распорядителем средств областного бюджета является Департамент социальной защиты населения Кемеровской области (с учетом переименования - Министерство).
Обоснованность позиции истца подтверждается также сложившейся арбитражной практикой.
Так в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 28.05.2019) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Все доводы, заявленные апеллянтом, по мнению суда, основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.12.2020 по делу N А27-19733/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19733/2020
Истец: Осинниковское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области
Ответчик: Министерство Социальной Защиты Населения Кузбасса
Третье лицо: Скориков Виктор Евгеньевич