г. Воронеж |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А64-1202/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой А.А.,
при участии:
от Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Кочетовское домоуправление": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Техсервискчт": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.10.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 22.10.2020) по делу N А64-1202/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кочетовское домоуправление" (ОГРН 1116827000938, ИНН 6827021872) к Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области (ОГРН 1086829001621, ИНН 6829041585) о признании незаконным и отмене решения от 25.11.2019 N 1148/19,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Техсервискчт" (ОГРН 1186820003369, ИНН 6827029818),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кочетовское домоуправление" (далее - ООО "КДУ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене решения от 25.11.2019 N 1148/19 и обязании представить подлинники всех документов, представленных обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Техсервискчт" для внесения изменения в реестр лицензий, а также заключение от 25.11.2019 N 1148/19 по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Техсервискчт".
В ходе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Техсервискчт" (далее - ООО "УК "Техсервискчт").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.10.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 22.10.2020) по делу N А64-1202/2020 указанные требования ООО "КДУ" удовлетворены, решение Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от 25.11.2019 N 1148/19 признано незаконным и отменено.
Однако в ходе рассмотрения дела заявитель уточнял требования, дополнительно просил обязать Управление восстановить ранее внесенную запись в реестр лицензий в части включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29 в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "КДУ".
Дополнительным решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.10.2020 по делу N А64-1202/2020 требования ООО "КДУ" об обязании Управления восстановить ранее внесенную запись в реестр лицензий в части включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29 в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "КДУ", оставлены без удовлетворения; с Управления в пользу Общества взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 3 000 руб., а также ООО "КДУ" возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Считая решение Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-1202/2020 незаконным и необоснованным, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить данное решение с учетом дополнительного полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что суд первой инстанции, признавая оспариваемое решение административного органа незаконным, применил положения части 2 статьи 46 ЖК РФ, тогда как на собрании собственников помещений МКД, оформленном протоколом N 1/209 от 31.10.2019, Совет дома не избирался, а был образован ранее и действие на момент 2019 года не прекратил, что следует из протокола общего собрания собственников помещений МКД от 29.10.2018, что свидетельствует о неполном исследовании судом фактических обстоятельств дела. Таким образом, по мнению заявителя, договор управления МКД был подписан уполномоченными лицами.
В суд апелляционной инстанции Управлением также представлены: письмо от 24.10.2018 N 127, протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 27.09.2018 с приложением реестра собственников, которые судебная коллегия в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает необходимым приобщить к материалам дела, в целях более полного и всестороннего исследования его обстоятельств, с учетом представленного заявителем обоснования невозможности предоставления данного доказательства в суде первой инстанции (в ходе производства по делу в суде первой инстанции вопрос о правомерности избрания совета дома на общем собрании, оформленном протоколом от 31.10.2019, не исследовался, доводы об этом Обществом не приводились, что исключило возможность предоставления Управлением данного доказательства при его действительном существовании, при этом данное обстоятельство фактически явилось основанием для признания решения административного органа незаконным).
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "КДУ" просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, заявленное Управлением ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его предствителя, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.10.2019 в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами поступило заявление ООО "УК "Техсервискчт" о внесении изменений в реестр лицензий Тамбовской области (далее - Реестр) на основании протокола N 1/2019 от 31.10.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), расположенном по адресу: г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29.
15.11.2019 Управлением проведена проверка представленных ООО "УК "Техсервискчт" заявления и документов для внесения изменений в Реестр в части включения МКД, расположенного по адресу: г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, в перечень МКД, находящихся в управлении ООО "УК "Техсервискчт".
В ходе рассмотрения заявления и документов административным органом установлены нарушения требований подпункта "в" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, а именно выявлены противоречия сведений, представленных ООО "УК "Техсервискчт", уже содержащимся в Реестре на момент рассмотрения заявления сведениям: МКД по адресу: г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, числится в перечне МКД, находящихся в управлении ООО "КДУ", заявление о внесении изменений в Реестр с целью исключения указанного многоквартирного дома из управления от ООО "КДУ" в административный орган не поступало.
По результатам рассмотрения заявления лицензиата Управлением составлено заключение о внесении изменений в Реестр от 15.11.2019 N 1087/19, которым предложено приостановить рассмотрение заявления ООО "УК "Техсервискчт" о внесении изменений в Реестр лицензий.
На основании данного заключения решением Управления от 15.11.2019 N 1087/19 рассмотрение заявления ООО "УК "Техсервискчт" было приостановлено.
Письмом от 15.11.2019 административный орган предложил ООО "УК "Техсервискчт" представить решение общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, об избрании (переизбрании) Совета многоквартирного дома.
Административный орган также предложил ООО "КДУ" письмом от 15.11.2019 представить мотивированное обоснование причин ненаправления в Управление соответствующего заявления об исключении МКД расположенного по адресу: г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, из перечня МКД, находящихся под управлением ООО "КДУ".
Заключением Управления от 25.11.2019 N 1148/19 представленные ООО "УК "Техсервискчт" к заявлению документы признаны соответствующими требованиям Порядка внесения изменений и предложено внести изменения в Реестр в части включения МКД, расположенного по адресу: г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, в перечень МКД, находящихся под управлением ООО "УК "Техсервискчт".
На основании данного заключения по результатам рассмотрения заявления ООО "УК "Техсервискчт" о внесении изменений в Реестр Управлением вынесено решение N 1148/19 от 25.11.2019, которым МКД, расположенного по адресу: г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, включен в Реестр в перечень МКД, которыми управляет ООО "УК "Техсервискчт".
Посчитав указанное решение незаконным и необоснованным, ООО "КДУ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Арбитражный суд Тамбовской области требование о признании незаконным и отмене решения от 25.11.2019 N 1148/19 удовлетворил.
Апелляционная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из норм процессуального законодательства, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Тамбовской области правомерно не усмотрел нарушений в процедуре вынесения решения от 25.11.2019 N 1148/19. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Анализируя законность и обоснованность оспариваемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в частности, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок внесения изменений).
В силу пункта 2 Порядка внесения изменений изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 5 Порядка внесения изменений в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
- соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
- достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
- отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
- выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
- отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом;
- отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка внесения изменений).
Пунктом 7 Порядка внесения изменений установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Из материалов настоящего дела следует, что при первоначальной проверке заявления и приложенных к нему документов Управление установило, что МКД, расположенный по адресу: г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, числится в перечне МКД, находящихся в управлении ООО "КДУ", заявления о внесении изменений в Реестр с целью исключения указанного многоквартирного дома из управления от ООО "КДУ" в административный орган не поступало, при этом, представленные документы свидетельствуют о заключении договора управления МКД с ООО "УК "Техсервискчт".
В силу пункта 10 Порядка внесения изменений основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Таким образом, административный орган правомерно приостановил рассмотрение заявления ООО "УК "Техсервискчт", направив, при этом, в адрес управляющих организаций письма с запросом дополнительных документов.
Пунктом 8 Порядка внесения изменений установлено, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Поскольку от ООО "КДУ" запрашиваемые документы в установленный срок не были представлены, Управление, оценив соответствие представленных ООО "УК "Техсервискчт" требованиям пункта 5 Порядка внесения изменений, приняло решение о внесении изменений в Реестр, которым МКД, расположенного по адресу: г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, включен в Реестр в перечень МКД, которыми управляет ООО "УК "Техсервискчт".
Оценивая правомерность выводов административного органа, судебная коллегия приходит к следующему.
В результате проверки представленных ООО "УК "Техсервискчт" документов установлено следующее:
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" информация, указанная в статье 198 ЖК РФ, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с 01.08.2015.
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной системы жилищно-коммунального хозяйства информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" утвержден адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства - dom.gosuslugi.ru.
В процессе исследования сайта dom.gosuslugi.ru установлено, что информация о заключении договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, предусмотренная частью 2 статьи 198 ЖК РФ, ООО "УК "Техсервискчт" размещена.
2. Заявление о внесении изменений в Реестр лицензий от ООО "УК "Техсервискчт" подано уполномоченным лицом.
3. Представленное ООО "УК "Техсервискчт" сообщение о проведении собрания оформлено в соответствии с требованиями части 5 статьи 45 ЖК РФ, дата размещения в 10-дневный срок подтверждена представленной документацией.
4. Управлением проведена проверка протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тамбовская обл., г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, на предмет соответствия Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядку передачи копий решений и протоколов общих собраний в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.
Проверка представленного протокола общего собрания собственников позволила сделать вывод о том, что оформление и содержание протокола общего собрания собственников помещений указанного выше МКД соответствует установленным Требованиям.
5. Согласно преамбуле представленного заявителем договора управления N 1/2019 от 31.10.2019 стороной договора являются "Собственник", действующий на основании документов, подтверждающих право собственности.
Договор управления подписан генеральным директором ООО "УК "Техсервискчт" и собственниками помещений.
В данном случае решение общего собрания собственников помещений МКД по выбору управляющей компании ООО "УК "Техсервискчт" в качестве управляющей организации реализовано.
6. В ходе проверки решения общего собрания о выборе ООО "УК "Техсервискчт", оформленного протоколом от 31.10.2019 N 1/2019, наличие признаков ничтожности решения общего собрания по основаниям, установленным гражданским законодательством (статья 181.5 ГК РФ), Управлением не установлены, кворум в наличии.
По результатам проверки заявления и документов, представленных ООО "УК "Техсервискчт", установлено, что заявление и документы соответствуют требованиям пункта 5 Порядка внесения изменений.
ООО "КДУ", оспаривая решение Управления от 25.11.2019 N 1148/19, указало на существенные нарушения порядка созыва, подготовки и проведения общего собрания собственников помещений в спорном МКД, что влечет ничтожность принятых на таком собрании решений.
В соответствии с частью 4 статьи 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться (часть 5 статьи 45 ЖК РФ).
Из приобщенного к материалам дела протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 27.09.2018 следует, что собственниками помещений был избран способ извещения жильцов МКД посредством вывешивания объявлений на информационных щитах/стене у входа в подъезды, сети интернет.
ООО "УК "Техсервискчт" в Управление вместе с заявлением о внесении изменений в реестр были предоставлены Акт N 1 от 01.10.2019 и Акт N 2 от 12.10.2019.
Актом N 1 от 01.10.2019 засвидетельствованы факты того, что сообщения о проведении общего собрания собственников МКД, назначенного на 13.10.2019, были размещены на подъездах дома, а также произведено поквартирное оповещение.
При этом собственникам, которые не находились в местах проживания или которые отказались от получения извещения, сообщения были разложены в почтовые ящики.
Названный акт подписан тремя собственниками жилых помещений спорного МКД, в связи с чем, у Управления не было оснований сомневаться в уведомлении о проведении общего собрания собственников в установленном порядке.
Учитывая приведенные обстоятельства, в том числе избранный способ извещения, вывод суда первой инстанции о соблюдении инициаторами проведения собрания собственников требований частей 4, 5 статьи 45 ЖК РФ, и, таким образом, необоснованности доводов Общества о нарушении порядка созыва общего собрания, поскольку таковые опровергаются материалами дела, правомерен.
Ссылка Общества на то, что собственником определенной квартиры является одно лицо, тогда как в актах указано другое, судебная коллегия, сопоставив с имеющейся копией паспорта гражданки, признает опечаткой, существенно не влияющей на содержание составленных актов.
При этом, вывод Арбитражного суда Тамбовской области о нарушении положений части 2 статьи 46 ЖК РФ, согласно которой общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания, не находит своего подтверждения.
Как уже указывалось, к материалам настоящего дела судом первой инстанции приобщен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 27.09.2018, из которого следует, что на общем собрании собственников помещений в МКД, расположенного по адресу: г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, в соответствии с повесткой дня общего собрания (вопрос 6: "Выбор совета многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме"), был избран Совет дома( с указанием определенных собственников квартир и номеров квартир).
В соответствии с частью 1 статьи 161.1 ЖК РФ в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
В силу части 9 статьи 161.1 ЖК РФ совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.
Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (часть 10 статьи 161.1 ЖК РФ).
Из приведенных нормативных положений следует, что совет многоквартирного дома избирается на два года.
Исходя из даты избрания Совета дома N 29 (протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 27.09.2018) и отсутствия сведений о его переизбрании в установленном порядке, судебная коллегия полагает, что таковой сохранил свою уполномоченность и на момент проведения общего собрания, оформленного протоколом от 31.10.2019.
Вывод суда первой инстанции о том, что на общем собрании, результаты которого оформлены протоколом от 31.10.2019 N 1/2019, был избран Совет дома, не согласуется с приведенными обстоятельствами, более того, из содержания повестки по вопросу 8 следует, что собственниками МКД избирались лица, уполномоченные на подписание договора на управление МКД, а не Совет дома.
Общее собрание собственников помещений вправе уполномочить представителей из числа собственников помещений многоквартирного дома на подписание соответствующих договоров с управляющей организацией, как следует из положений части 2 статьи 44 ЖК РФ.
В этой связи, следуя действительной воли жильцов МКД N 29, судебная коллегия полагает трактовать содержание решения по вопросу 8 протокола общего собрания от 31.10.2019 N 1/2019 как избрание лиц, уполномоченных на подписание договора управления, исходя из буквального содержания повестки "Выбор из числа собственников дома уполномоченного на подписание договора управления".
Из совокупности обстоятельств и представленных доказательств усматривается, что действительная воля собственников помещений в МКД, расположенного по адресу: г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29, была направлена на заключение договора управления МКД с ООО "УК "Техсервискчт", как и остается идентичной на момент разрешения настоящего спора, что также подтверждается совокупным содержанием протокола общего собрания от 31.10.2019 N 1/2019.
Таким образом, установление Управлением соответствия представленных ООО "УК "Техсервискчт" документов, в частности, спорного протокола общего собрания, требованиям пункта 5 Порядка внесения изменений, находит свое подтверждение.
Учитывая приведенные нормативные положения, а также материалы настоящего дела, согласующиеся с установленными по делу обстоятельствами, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания оспариваемого решения Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от 25.11.2019 N 1148/19 по результатам рассмотрения заявления ООО "УК "Техсервискчт" незаконным и подлежащем отмене.
При этом, иные требования заявленные ООО "КДУ", как: обязание Управления представить подлинники всех документов, представленных обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Техсервискчт" для внесения изменения в реестр лицензий, а также заключение от 25.11.2019 N 1148/19 по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Техсервискчт"; обязание Управления восстановить ранее внесенную запись в реестр лицензий в части включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7 Ноября, д. 29 в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "КДУ", фактически являются способом восстановления нарушенного, по мнению заявителем, права общества решением Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от 25.11.2019 N 1148/19.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области обоснованной, а решение суда первой инстанции с учетом дополнительного решения подлежащим отмене, поскольку оно принято при неполном исследовании имеющих существенное значение для дела обстоятельств.
В порядке статьи 110 АПК РФ, с учетом результата рассмотрения спора, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. за рассмотрение заявления судом первой инстанции возлагаются на общество с ограниченной ответственностью "Кочетовское домоуправление".
При этом, поскольку общество с ограниченной ответственностью "Кочетовское домоуправление" платежным поручением N 69 от 20.02.2020 произвело оплату государственной пошлины в размере 6 000 руб., то излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.10.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 22.10.2020) по делу N А64-1202/2020 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Кочетовское домоуправление" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1202/2020
Истец: ООО "Кочетовское домоуправление"
Ответчик: Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области
Третье лицо: Кисленкова С.В., ООО УК "ТЕХСЕРВИСКЧТ", 19 Арбитражный апелляционный суд