г. Москва |
|
20 февраля 2021 г. |
Дело N А40-84801/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи П.А. Порывкина,
рассмотрев апелляционную жалобу ПАО "МОСПРОМСТРОЙ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2020 г.
по делу N А40-84801/20, принятое в порядке упрощенного производства
по иску АО "МОСИНЖПРОЕКТ" (ИНН 7701885820, ОГРН 1107746614436)
к ПАО "МОСПРОМСТРОЙ" (ИНН 7710034310, ОГРН 1027739028943)
о взыскании штрафа в размере 700 000 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСИНЖПРОЕКТ" (далее - Истец) обратилось в арбитражный суд с иском к ПАО "МОСПРОМСТРОЙ" (далее - Ответчик) с требованием о взыскании неустойки по п. 11.4 Договора в размере 700 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2020 по делу N А40-84801/20 в удовлетворении ходатайства ПАО "МОСПРОМСТРОЙ" о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказано. Взысканы с ПАО "МОСПРОМСТРОЙ" в пользу АО "МОСИНЖПРОЕКТ" штраф в размере 700 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 17 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "МОСПРОМСТРОЙ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда отзыв АО "МОСИНЖПРОЕКТ", в котором истец поддерживает судебный акт суда первой инстанции. Суд считает возможным приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что АО "МОСИНЖПРОЕКТ" и ПАО "МОСПРОМСТРОЙ" заключили договор от 16.09.2013 N 609-0813-ЗПРП-1/Н (далее - Договор, приложение N 1) на выполнение комплекса строительно-монтажных работ основного этапа по объекту "Расширение электродепо "Владыкино" (далее - Объект).
На основании п. 1.2 Договора подрядчик обязался выполнять собственными силами и силами привлеченных специализированных субподрядных организаций все работы по строительству объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, СНиП, ГОСТ, технических регламентов, нормативно- технической документации в объеме и в соответствии с рабочей документацией и на условиях, определенных договором и приложениями к нему.
Пунктом 7.2.3 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 07.08.2017 N 11 к Договору) Заказчику-Генподрядчику предоставлено право давать обязательные для Подрядчика предписания (акты-предписания) при обнаружении отступлений от рабочей документации, нормативно-технических документов, Договора и приложений к нему.
Заказчиком-Генподрядчиком 27.01.2020 была проведена проверка Объекта и составлено предписание N 1-584-5037/2020 (далее - Предписание, получено ПАО "Моспромстрой" 28.01.2020 N вх.01-280) о выявленных нарушениях обязательств по Договору и сроках устранения выявленных нарушений (График сдачи исполнительной документации по Объекту, приказ ПАО "Моспромстрой" от 20.05.2019 N 63).
Поскольку выявленные нарушения так и не были устранены, Заказчиком- Генподрядчиком 31.01.2020 был составлен акт о неисполнении предписания (далее - Акт) о 14 (четырнадцать) фактах неисполнения Предписания (получено ПАО "Моспромстрой" 04.02.2020 N вх.01-402).
Пунктом 11.4 Договора определено, что в случае неисполнения Подрядчиком указанного в предписании нарушения в установленный в Предписании срок, Подрядчик уплачивает Заказчику-Генподрядчику штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. 00 коп. за каждое не устранённое нарушение.
Таким образом, Истцом рассчитана неустойка на общую сумму: 14 нарушений * 50 000,00 руб. = 700 000,00 руб.
Данные обстоятельства и послужили основанием иска.
Рассматривая данный спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Между сторонами заключен договор подряда, к правоотношениям сторон применяются положения гл. 37 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Как установлено ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 статьи 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
В силу ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Пунктом 11.4 Договора определено, что в случае неисполнения Подрядчиком указанного в предписании нарушения в установленный в Предписании срок, Подрядчик уплачивает Заказчику-Генподрядчику штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. 00 коп. за каждое не устранённое нарушение.
Заказчиком-Генподрядчиком 31.01.2020 был составлен акт о неисполнении предписания N 1-584-5037/2020 о 14 фактах неисполнения Предписания, согласно которому по результатам комиссионной передачи исполнительной документации по шифрам N 7150-Р-2Э-21-АР, N 7150-Р-2Э-21.1-АР, N 7150-Р-2Э-21-АТМ.2, N 7150-Р- 2Э-ЭСЗ.КЖ, N 7150-Р-2Э-УУТ, N 7150-Р-2Э-21-АВПТ, N 7150-Р-2Э-21-АГПТ, N 12.1.13-ЭС, N 7150-Р-2Э-21-ЭМ.1АБК, N 7150-Р-2Э-23-АС-ОЗ(Р), 7150-Р-2Э-21.1- ТХ1, 7150-Р-2Э-21-АХС, 7150-Р-2Э-21-НСС, 7150-Р-2Э-21-РФ (далее - Исполнительная документация) подлежащей представлению со стороны ПАР "Моспромстрой" (далее - Подрядчик), в рамках исполнения договора N 609-0813-ЗПРП-1 /Н от 16.09.2013 (далее -Договор) на объекте "Расширение Электродепо "Владыкино" был оформлен Акт об отсутствии Исполнительной документации N 1 от "27" января 2020 г. и предписание N 1-584-5037/2020 от 27 января 2020 г. Исполнительная документация, указанная в приложении к настоящему акту и в предписании N 1-584-5037/2020 от 27 января 2020 г. в нарушение обязательств по Договору до настоящего момента не передана Подрядчиком.
Ответчик исковые требования не признал, представил отзыв, в котором указывал на отсутствие обязанности представления Истцу исполнительной документации до окончания строительства Объекта.
В соответствии с п.п. 1.2, 4.1, 8.1.2, 9.8 Договора Подрядчик принял на себя обязательство выполнять все работы в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, СНиП, ГОСТ, технических регламентов, нормативно- технической документации и на условиях, определенных Договором и приложениями к нему. Подрядчик в срок до 25-го числа каждого месяца предоставляет Заказчику- Генподрядчику исполнительную документацию за отчетный период. Подрядчик обязан обеспечить соответствие результатов выполненных работ требованиям рабочей документации, сертификации, безопасности, СНиПов, санитарных норм и правил, государственных стандартов, лицензирования и т.п., установленным действующим законодательством РФ, Подрядчик представляет Заказчику-Генподрядчику документы по Объекту для передачи органам Мосгосстройнадзора для получения заключение о соответствии построенного объекта проектной документации и требованиям нормативных документов в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, а также передает Заказчику-Генподрядчику исполнительную и другую документацию, необходимую для получения разрешения уполномоченных органов исполнительной власти на ввод Объекта в эксплуатацию.
Сторонами согласован регламент по предоставлению исполнительной документации подрядными организациями в редакции раздела N 21 приложения N 3 к Договору (далее -Регламент), в соответствии с которым (п. 2.1.3 Регламента) срок передачи исполнительной документации в комплекте определяется графиком приема- передачи исполнительной документации.
Сторонами согласован График сдачи исполнительной документации по Объекту, подписан уполномоченным представителем Ответчика (приказ ПАО "Моспромстрой" от 20.05.2019 N 63. приложение N 2 к иску).
В соответствии с п. 2.1.9 Регламента полученная и сформированная по количеству экземпляров подлежит учету и хранению в архиве АО "Мосинжпроект".
Пунктом 7.2.3 Договора, п.п. 2.1.7, 2.1.8 Регламента Заказчику-Генподрядчику предоставлено право давать обязательные для Подрядчика предписания (акты- предписания) при обнаружении отступлений от рабочей документации, нормативно- технических документов, Договора и приложений к нему, при наличии замечаний к составу, форме исполнительной документации Заказчик-Генподрядчик выдает Подрядчику предписание со сроками устранения замечаний. Подрядчик по истечению сроков устранения замечаний к исполнительной документации предъявляет исполнительную документацию на повторную проверку, в случае устранения замечаний Заказчик-Генподрядчик готовит акт об устранении нарушений, в случае не устранения замечаний-акт о неустранении нарушений.
Заказчиком-Генподрядчиком 27.01.2020 была проведена проверка Объекта и в составлено предписание Кг 1-584-5037/2020 (далее - Предписание, получено ПАО "Моспромстрой" 28.01.2020 N вх.01-280, приложение N 3 к иску) о выявленных нарушениях обязательств по Договору и сроках устранения выявленных нарушений.
Поскольку выявленные нарушения так и не были устранены, Заказчиком- Генподрядчиком 31.01.2020 был составлен акт о неисполнении предписания (далее - Акт, приложение N 4) о 14 (четырнадцать) фактах неисполнения Предписания (получено ПАО "Моспромстрой" 04.02.2020 N вх.01-402).
Предоставление исполнительной документации по шифрам 7150-Р-2Э-21-АР, 7150-Р-2Э-21.1-АР, 7150-Р-2Э-21-АТМ.2, 7150-Р-2Э-21.1-АОВ, 7150-Р-2Э-ЭСЗ.КЖ, 7150-Р-2Э-УУТ, 7150-Р-2Э-21-ЛВС, 7150-Р-2Э-21-АВПТ, 7150-Р-2Э-21-АГПТ, 12.1.13- ЭС, 7150-Р-2Э-21-ЭМ.1.АБК, 7150-Р-2Э-23-АС-ОЗ(Р), 7150-Р-2Э-21.1-ТХ1, 7150-Р-2Э- 21-АХС, 7150-Р-2Э-21-НСС, 7150-Р-2Э-21-РФ предусмотрено ч. 7 ст. 39 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, РД -11-02-2006 (п.1 пп. 4, 5, 6), СП 70.13330.2012 (п. 3, 5).
Состав и порядок ведения исполнительной документации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разработан в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации".
Исполнительная документация представляет собой документы и материалы, подтверждающие соответствие выполненных работ, конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения техническим регламентам (нормам и правилам) и проектной документации, полученные и оформленные при осуществлении строительства, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство.
При выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, исполнительная документация, оформленная в установленном порядке, является доказательством лица, осуществляющего строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим регламентам (нормам и правилам) и проектной документации. В случае отсутствия технических регламентов проводится проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В процессе строительства, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства лицу, осуществляющему строительство, необходимо оформлять исполнительную документацию, отражающую фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение зданий, сооружений и их элементов на всех стадиях строительства по мере завершения определенных этапов работ.
К исполнительной документации относятся:
1. Акты приемки геодезической разбивочной основы.
2. Исполнительные геодезические схемы возведенных конструкций, элементов и частей зданий, сооружений.
3. Исполнительные схемы и профили инженерных сетей и подземных сооружений.
4. Общий журнал работ.
5. Специальные журналы работ, журналы входного и операционного контроля качества.
6. Журнал авторского надзора проектных организаций (при осуществлении авторского надзора).
7. Акты освидетельствования скрытых работ.
8. Акты промежуточной приемки ответственных конструкций.
9. Акты испытаний и опробования оборудования, систем и устройств.
10. Акты приемки инженерных систем.
11. Исполнительные схемы расположения зданий, сооружений на местности (посадки), являющиеся исполнительной архитектурной документацией.
12. Рабочие чертежи на строительство объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам (с учетом внесенных в них изменений), сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ.
13. Другие документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений, по усмотрению участников строительства с учетом их специфики. Исполнительная документация, оформленная в установленном порядке, предъявляется исполнителем при приемке работ и при приемке объекта в эксплуатацию. При сдаче объекта в эксплуатацию исполнительная документация в комплекте с другими документами передается эксплуатирующей организации на постоянное хранение и используется в процессе эксплуатации.
Условиями Договора, а именно: п. 11.4 - 4, при установлении заказчиком- генподрядчиком факта нарушения подрядчиком на объекте строительства требований проектной документации и (или) рабочей документации, требований СНИП, требований технических регламентов, требований градостроительного плана земельного участка, проекта планировки территорий, требований нормативных актов Москвы и РФ, касающихся производства строительных работ, Заказчик-Генподрядчик направляет предписание с указанием сроков на устранении обнаруженного нарушения, в случае неустранении указанного в предписании нарушения в установленный в предписании срок, совершенном по вине подрядчика, подрядчик уплачивает заказчику- генподрядчику штраф в размере 50 000 руб. 00 коп. за каждое неустраненное нарушение.
Ответчиком не предоставлено доказательств надлежащего исполнения обязательств по договору (накладные о передаче ИД, акты Заказчика-Генподрядчика об устранении нарушений).
Поскольку при заключении договора ответчик принял на себя обязательство выполнить работы надлежащего качества, а выявленные нарушения устранять в установленный предписанием срок, то заявленные АО "Мосинжпроект" требования являются правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Ответчиком заявлено ходатайство о снижении неустойки в порядке ст.333 ГК РФ до 100 000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункт 2 статьи 333 Кодекса).
В соответствии с пунктом 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Доводы ответчика о несоразмерности неустойки, об отсутствии действительного ущерба истцу сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки. Согласно пункту 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В силу разъяснений, изложенных в пункте 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Доказательств, свидетельствующих о несоразмерности штрафа последствиям ненадлежащего исполнения обязательств по договору, не представлено.
В рассматриваемом случае, факт несоразмерности суммы штрафа последствиям нарушения обязательства ответчиком в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан, в связи с чем, основания для снижения определенной к взысканию суммы штрафа отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Истцом и ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своих позиций, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2020 по делу N А40-84801/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, предусмотренным ч.3 ст.288.2 АПК РФ.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84801/2020
Истец: АО "МОСИНЖПРОЕКТ"
Ответчик: ПАО "МОСПРОМСТРОЙ"