г. Тула |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А23-5901/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Дайнеко М.М.,
судей Заикиной Н.В., Капустиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.С.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев апелляционные жалобы Городской Управы города Калуги и Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, ООО "Юта" на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.12.2020 по делу N А23-5901/2020 (судья Масенкова О.А), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮТА" (г. Москва, ИНН 7720339128, ОГРН 1167746415627), к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги (г. Калуга, ИНН 4028047790, ОГРН 1114028000404), Городской Управе города Калуги (г. Калуга, ИНН 4027017947, ОГРН 1024001179113) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на размещение объекта и обязании выдать разрешение на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов по адресу: Калужская область, г.Калуга, бульвар Энтузиастов, в районе дома 13, кадастровый квартал 40:26:000052, срок использования земель - бессрочно, для размещения сооружения связи, для которого не требуется получение на строительство (базовая станция подвижной радиотелефонной связи высотой до 30 м),
УСТАНОВИЛ:
Решением суда области от 08.12.2020 решение Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги Городской Управы города Калуги (ОГРН 1114028000404, ИНН 4028047790) об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта, выраженное в письме от 18.06.2020 N 6304/06-20 признано незаконным.
Суд обязал Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги Городской Управы города Калуги (ОГРН 1114028000404, ИНН 4028047790) в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ЮТА" (ОГРН 1167746415627, ИНН 7720339128) путем повторного рассмотрения по существу заявления от 08.06.2020 о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов по адресу: Калужская область, г.Калуга, бульвар Энтузиастов, в районе дома 13, кадастровый квартал 40:26:000052, срок использования земель - бессрочно, для размещения сооружения связи, для которого не требуется получение на строительство (базовая станция подвижной радиотелефонной связи высотой до 30 м).
В апелляционной жалобе жалобы Городская Управа города Калуги и Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги просит решение отменить. Указывает, что имелись основания для отказа в выдаче разрешения ввиду проведенного опроса и несогласия жителей на установку испрашиваемого объекта.
ООО "Юта" в апелляционной жалобе выражает несогласие с выводами суда области о необходимости возложения на ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявлению. Считает, что суду надлежало обязать ответчика выдать такое разрешение, поскольку истцом к соответствующему заявлению приложен необходимый пакет документов, в связи с чем у суда не имелось оснований для не рассмотрения вопроса по существу.
Истец с доводами жалобы ответчиком не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение в части признания незаконным отказа просил оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ответчики направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судебной коллегией.
Истец с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судебной коллегией.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда области не подлежит отмене.
ООО "ЮТА" 10.05.2020 обратилось в адрес Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги Городской управы города Калуги с заявлением о выдаче разрешения на использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а так же государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, с приложением соответствующей документации, в рамках которого обществом истребовался земельный участок по адресу: Калужская обл., г.Калуга, бульвар Энтузиастов в районе д.13, кадастровый квартал 40:26:000052, срок использования земель - бессрочно, для размещения сооружения связи, для которого не требуется получение на строительство (базовая станция подвижной радиотелефонной связи высотой до 30 м).
20.05.2020 в адрес общества поступил отказ управления N 5420/06-20 в выдаче разрешения на размещение объектов, с указанием на то, что альбомы представленной проектной документации имеют разночтения в наименовании испрашиваемого объекта.
Исправив вышеуказанные замечания, путем внесения исправлений в наименования альбомов проектной документации в соответствии с наименованием испрашиваемого объекта, 08.06.2020 общество повторно обратилось в адрес управления с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка. К заявлению дополнительно приложено: проектная документация (5 альбомов) КМ, КЖ, ПЗ, ПЗУ, ПОС (оригиналы); санитарно-эпидемиологическое заключение; схема расположения земельного участка, документы удостоверяющие личность и документы, подтверждающие полномочия, остальные документы представлялись обществом ранее.
Управление письмом от 18.06.2020 N 6304/06-20 вновь отказало в выдаче разрешения на размещение объекта, указав основанием для отказа следующее.
Порядок выдачи разрешения на размещение определен Постановлением Правительства Калужской области от 17.11.2015 N 641 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения на территории Калужской области объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитутов". В адрес Городской Управы города Калуги поступают многочисленные жалобы граждан по установке базовой станции подвижной радиотелефонной связи в жилой зоне. С целью урегулирования конфликтной ситуации, в настоящее время управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги ведется работа с участием представителей организации территориального общественного самоуправления, управления по работе с населением на территориях по согласованию размещения объекта сотовой связи. Учитывая изложенное, выдать разрешение на размещение объекта "базовая станция подвижной радиотелефонной связи с антенно-мачтовым сооружением" на земельном участке по адресу: г.Калуга, б-р Энтузиастов, в настоящее время не представляется возможным.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение ими прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям, в том числе, относится размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).
В целях реализации указанной нормы ЗК РФ Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление N 1300) утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункта 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 в ред. от 30.04.2016) в состав перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов входят линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство
В соответствиями с пунктами 4.5 и 5 части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи; в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 N 1064 "Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
В соответствии с Законом Калужской области 04.10.2004 N 344-03 "О внесении изменений в закон Калужской области "О градостроительной деятельности в Калужской области" выдача разрешений на строительство не требуется, при строительстве или реконструкции линейно-кабельных сооружений связи, а так же базовых станций подвижной радио-телефонной связи в соответствии с утвержденной проектной документацией, не требующей установления санитарной защитной зоны с антенно-мачтовым сооружением высотой не более 50-метров от уровня земли с фундаментами не ниже планировочной отметки земли не более 5 метров.
Таким образом, на размещение вышеуказанного объекта общества иного сооружения связи не требуется разрешение на строительство, соответственно данный объект попадает под правовое регулирование положений пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (в ред. от 30.04.2016), при этом объект базовой станции подвижной радиотелефонной связи не является линейным объектом.
Положение о порядке и условиях размещения на территории Калужской области объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденное постановлением Правительства Калужской области от 17.11.2015 N 641, (далее - Положение) регламентирует порядок и условия размещения на территории Калужской области объектов согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Согласно пункту 13 Положения решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу;
б) имеется мотивированное отрицательное заключение одного или нескольких органов исполнительной власти Калужской области, указанных в 6 подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, в случаях, если в соответствии с настоящим Положением требуется согласование указанных органов;
в) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5 - 8 настоящего Положения;
г) заявление подано в отношении объектов, не указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 N 385, от 30.06.2018 N 765) (далее - Перечень); (в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 04.05.2017 N , от 19.09.2018 N 561);
д) проектная документация не соответствует требованиям технических регламентов, утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документам по планировке территории.
Таким образом, вышеуказанное положение содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, к числу которых не относится наличие жалоб граждан, несогласных с размещением сооружения связи. Иных оснований для отказа в оспариваемом решении управлением не приведено.
С учетом изложенного, суд области пришел к справедливому выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка по мотиву наличия жалоб граждан, несогласных с размещением сооружения связи неправомерен.
В пункте 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Рассматривая споры в порядке главы 24 АПК РФ, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
Определение судом порядка восстановления прав заявителя производится им на основании оценки представленных в дело доказательств и фактических отношений сторон спора, а также в пределах требований действующего законодательства.
При этом в силу ст. 2 АПК РФ о задачах судопроизводства, судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения этих органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Таким образом, из анализа положений ст. 2 и п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что признавая оспариваемый акт недействительным или решение незаконным суд вправе обязать орган, принявший оспариваемый акт, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств.
Суд области возложил на Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги Городской Управы города Калуги обязанность в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушение прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения по существу заявления общества от 08.06.2020.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 08.12.2020 по делу N А23-5901/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-5901/2020
Истец: ООО ЮТА
Ответчик: Городская управа города Калуги, Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений, Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги Городской Управы города Калуги