Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2021 г. N Ф06-4322/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А57-31576/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Н. Силаковой,
судей - С.А. Жаткиной, Л.Ю. Луевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Казяна Саркиса Петросовича, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 ноября 2020 года по делу N А57-31576/2019
по иску Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003),
к индивидуальному предпринимателю Казян Саркису Петросовичу, г. Саратов, (ОГРНИП 304645307200066, ИНН 645300573363),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом города Саратова, Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
об устранении нарушений прав собственника,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации муниципального образования "Город Саратов" Куликова В.А., по доверенности от 26.11.2020 N 01-08/102.
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее -истец, Админитрация) к индивидуальному предпринимателю Казяну Саркису Петросовичу (далее - ответчик, ИП Казян С.П.) об устранении препятствия в пользовании лестницей, ведущей в подземный переход, расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 2, путем возложения на ответчика обязанности в семидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать торговый павильон.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 ноября 2020 года по делу N А57-31576/2019 арбитражный суд первой инстанции обязал ответчика устранить препятствия в пользовании лестницей, ведущей в подземный переход, расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 2, путем возложения на ИП Казян С.П. обязанности в семидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать торговый павильон. Взыскал с индивидуального предпринимателя Казяна Саркиса Петросовича в доход бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, индивидуальный предприниматель Казян Саркис Петросович обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции пришел к неправомерным выводам о том, что спорный объект (лестница) не является частью (принадлежностью) нежилых помещений ответчика и не могла быть объектом перехода прав частному лицу. Апеллянт полагает, что распоряжение от 05.12.2019 N 1367-р является незаконным, в связи с чем спорное имущество (лестница) незаконно внесено в реестр муниципальной собственности. Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что его торговый объект создает препятствие в пользовании подземным переходом. Заявитель полагает, что лестница не располагается на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020312:309, в материалах дела отсутствует выписка из реестра муниципальной собственности. Ответчик считает, что ему не требуется разрешение не размещение стационарного объекта-торгового павильона, а также то, что он имеет исключительное право собственности на земельный участок.
Представитель Администрации муниципального образования "Город Саратов" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом N 1367-р от 05.12.2019 "О включении объекта в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводный реестр муниципальной казны" объект - лестница, ведущая в подземный переход, расположенная по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 2 включена в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводный реестр муниципальной казны. Держателем объекта определена администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
Выходом на место специалистами администрации муниципального образования "Город Саратов" установлена невозможность пользования лестницей, ведущей в подземный переход, расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 2, поскольку этому препятствует расположенный на ней торговый павильон "овощи, фрукты", в котором осуществляет предпринимательскую деятельность ответчик.
Спорный объект в схему размещения нестационарных торговых объектов не включен, земельный участок под его размещение не предоставлялся.
Самовольное размещение торгового объекта создает препятствие в пользовании неограниченного круга лиц (пешеходов) лестницей, ведущей в подземный переход, расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 2.
Кроме того, нахождение спорного объекта на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, нарушает права администрации муниципального образования "Город Саратов".
Вышеизложенное послужило основанием для обращения истца в суд с данным исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Администрацией Ленинского района города Саратова была проведена инвентаризация имущественной части муниципальной казны, в результате чего составлен акт инвентаризации от 05.11.2019.
Названный акт инвентаризации послужил основанием для включения объекта -лестницы, ведущей в подземный переход, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 2 - в Реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и в Сводный реестр объектов муниципальной казны, о чем Комитетом по управлению имуществом города Саратова 05.12.2019 было принято Распоряжение N 1367.
Согласно акту осмотра земельного участка от 29.09.2020, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Саратов, вблизи дома N 2 по ул. Международная, установлено, что на земельном участке расположен вход в подземный переход. Возле данного сооружения расположен торговый павильон с информационной вывеской "Все для кальяна и курения". Кроме того, согласно акту, с другой стороны дороги и трамвайных путей по ул. Международной имеется второй вход в подземный переход, расположенный частично в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:040810:51, частично на земле, государственная собственность на которую не разграничена. Вход ограничен кирпичной стеной и дверью. Возле входа имеется свалка бытового мусора.
Согласно письму Управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации муниципального образования город Саратов от 25.06.2020 N 06-01-07/281 действующей схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15.04.2016 N 954, адресный ориентир размещения нестационарного торгового объекта по адресу: ул. Международная, 2, не предусмотрен.
Согласно сведениям публичной карты государственная собственность на земельный участок, на котором расположен спорный торговый павильон, не разграничена, земельный участок под его размещение не предоставлялся.
Из представленной Комитетом по управлению имуществом города Саратова в материалы дела фрагмента выкопировки из плана г. Саратова, удостоверенной и.о. заместителя председателя комитета по вопросам градорегулирования, а также обзорной схемы месторасположения спорного объекта - рассматриваемая лестница располагается на земельном участке (кадастровый номер 64:48:020312:309) территории общего пользования МО "Город Саратов", в границах Ленинского района г. Саратова, имеет адрес: ул. Международная, 2.
Указанный земельный участок, исходя из представленного Управлением Росреестра по Саратовской области копии дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости, ИП Казян С.П. последнему передан на каком-либо праве также не был и не мог быть передан в силу места его нахождения (территория общего пользования).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (в том числе для использования под размещение нестационарных торговых объектов) урегулирован в статье 34 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
При этом, закон определяет нестационарный объект как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Закона N 381-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772).
Согласно пункту 2 Правил N 772 включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона N 381 -ФЗ, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (пункт 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
На основании вышеизложенного, а также учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства включения спорного объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности довода подателя апелляционной жалобы, основанном на статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации о его исключительном праве собственности на земельный участок, как основанном на ином толковании заявителем положений гражданского законодательства. Иная оценка положений гражданского законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
В соответствии с п.2.2, 7.2 Положения о муниципальной казне МО "Город Саратов", утв. решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 к числу задач формирования муниципальной казны отнесено приобретение, сохранение и использование имущества муниципальной казны.
В соответствии с Положением о комитете по управлению имуществом города Саратова (пункт 3.1.9.), комитет организует учет муниципального имущества в реестрах (сводных реестрах) муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с п. 1.1., 1.2. постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15.10.2008 N 1293 "Об утверждении Положения о формировании, и ведении сводного реестра объектов муниципальной казны" реестр, представляет собой перечень объектов муниципальной казны с присвоением каждому объекту индивидуального реестрового номера и включает в себя данные об объектах муниципальной собственности, входящих в состав муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов".
Объектами учета являются движимое и недвижимое имущество, определенное в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями Саратовской городской Думы.
В соответствии с Положением о ведении реестра муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.06.2007 N 415, реестр муниципальной собственности (далее - Реестр) муниципальная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов, находящихся в муниципальной собственности, и данные о них, составленные на основании технической документации и данных бухгалтерской отчетности правообладателей муниципального имущества.
Пунктом 1.3 Положения о ведении реестра муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.06.2007 N 415 определен перечень объектов учета в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов".
Пунктом 1.5 названного Положения предусмотрено, что основанием для включения объекта в Реестр и исключения из него являются:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
- распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области, принимаемые при передаче объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность в рамках реализации Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- правовые акты Саратовской областной Думы и правительства Саратовской области;
- муниципальные правовые акты;
- договоры купли-продажи, иные соответствующие действующему законодательству сделки с муниципальным имуществом (дарение, завещание, мена и т.д.);
- акты инвентаризации муниципального имущества;
- учетные документы о введении в эксплуатацию объектов;
- вступившие в законную силу решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Согласно п. 2.4 Положения N 415 Реестродержателем реестра муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" является Комитет.
В силу п. 2.6 Положения N 415 распоряжения Комитета по вопросам формирования и ведения Реестра являются обязательными для всех муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
Выписка из реестра муниципальной собственности является подтверждением нахождения объекта в муниципальной собственности (п. 2.9 Положения N 415).
В соответствии с п. 1.1 Положения об администрации Ленинского района г. Саратова, утв. решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36-398 администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Ленинского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
Пунктом 3.1.2 Раздела 3 Положения N 36-398 Администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает следующими полномочиями, в том числе: в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны.
В соответствии с п.1.2 Постановления администрации МО "Город Саратов" от 08.05.2009 N 241 "Об утверждении положения о держателях объектов имущественной части муниципальной казны" Держатели ведут пообъектный учет (реестр) объектов имущественной части казны в соответствии с требованиями, указанными в Положении о формировании и ведении Сводного реестра объектов муниципальной казны (далее - Сводный реестр), и настоящим Положением.
Пунктом 1.4 Постановления N 241 - для формирования Сводного реестра и внесения в него изменений Держатели осуществляют передачу в комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет) сведений об объектах имущественной части муниципальной казны в электронной форме (а также в случаях, определенных комитетом, на бумажных носителях).
Пунктом 2.1 Постановления N 241 - отражение поступления, движения и выбытия объекта, находящегося в муниципальной казне, осуществляется путем ведения Держателями соответствующих реестров. Включение объекта в состав Сводного реестра казны, исключение, передача объекта Держателю для ведения реестра осуществляется на основании соответствующего распоряжения Комитета.
Администрацией Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" проведена инвентаризация имущественной части муниципальной казны, в результате чего составлен акт инвентаризации от 05.11.2019.
Названный акт инвентаризации послужил основанием для включения объекта учета - лестницы, ведущей в подземный переход, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 2 - в Реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и в Сводный реестр объектов муниципальной казны, о чем Комитетом по управлению имуществом города Саратова 05.12.2019 было принято Распоряжение N 1367 Администрация в силу закона наделена правами собственника в отношении муниципальной собственности, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов".
Податель апелляционной жалобы полагает, что распоряжение от 05.12.2019 N 1367-р является незаконным, в связи с чем спорное имущество (лестница) незаконно внесена в реестр муниципальной собственности.
Судебной коллегией отклоняется довод заявителя в силу следующего.
ИП Казян Саркис Петросович обращался в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным распоряжения комитета по управлению имуществом г. Саратова N 1367-р от 05.12.2019.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2020 по делу N А57-7713/2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021, в удовлетворении заявленного ИП Казян С.П. требований о признании недействительным распоряжения комитета по управлению имуществом города Саратова N 1367-р от 05.12.2019 отказано.
Судом по делу N А57-7713/2020 установлено, что в рамках компетенции, Администрацией Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" проведена инвентаризация имущественной части муниципальной казны, в результате чего составлен акт инвентаризации от 05.11.2019.
Названный акт инвентаризации послужил основанием для включения объекта учета -лестницы, ведущей в подземный переход, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 2 - в Реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и в Сводный реестр объектов муниципальной казны, о чем Комитетом по управлению имуществом города Саратова 05.12.2019 было принято Распоряжение N 1367.
Арбитражным судом в рамках названного дела также установлено, что Комитетом по управлению имуществом города Саратова соблюдена процедура включения объекта в Реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и в Сводный реестр объектов муниципальной казны, Распоряжение N 1367-р от 05.12.2019 года "О включении объекта в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и сводный реестр объектов муниципальной казны" - соответствует компетенции Комитета по управлению имуществом города Саратова.
Таким образом, на основании данного акта инвентаризации в рамках предоставленных Комитету полномочий принято оспариваемое распоряжение на законных основаниях.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск).
Лицо, обратившееся в суд с иском об устранении препятствий в пользовании имуществом (в данном случае - лестницей, ведущей в подземный переход), по правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно подтвердить принадлежность ему этого имущества (вещи), а также совершение ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем прав в отношении имущества.
Условием удовлетворения негаторного требования является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник претерпевает нарушения своего права. Такое требование может быть удовлетворено при доказанности следующих обстоятельств: наличие права собственности у истца; наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельства, подтверждающие, что именно ответчиком чинятся препятствия в пользовании имуществом, не соединенные с лишением владения собственника.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Таким образом, лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности (ином вещном праве), фактического владения данным имуществом и совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
Доказательств о непринадлежности данного объекта ответчику в материалы дела не представлено.
Нахождение на земельном участке спорного объекта ответчика в отсутствие надлежащим образом оформленных документов, создало препятствие в осуществлении Администрацией права пользования муниципальной собственностью.
В связи с вышесказанным, администрация является лицом, права и законные интересы которого нарушены самовольным размещением торгового павильона, что позволяет последней в силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться за защитой своего права путем предъявления негаторного иска.
Доказательств оформления в установленном порядке договора аренды в отношении земельного участка, находящегося по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 2, предоставления ответчику спорного земельного участка для размещения вышеуказанного объекта, также как и доказательств включения в схему размещения нестационарных торговых объектов не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации. Согласно нормам пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством изложен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли представляет собой самовольное занятие земельного участка.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2001 N 61 "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства", отсылающего к толкованию понятия "самовольное занятие земель", к приложению 1 Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной Приказом Министерства от 25.05.1994 N 160 и зарегистрированной в Минюсте России, самовольное занятие земель - пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.
К самовольному занятию относится пользование земельным участком:
- до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;
- до заключения договора купли - продажи (купчей) или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;
- до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;
- до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей, до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти, суде или арбитражном суде.
Вместе с тем, в материалы дела ответчиком не представлено надлежащих доказательств получения разрешения органа, уполномоченного на распоряжение спорными земельным участком, на размещение торгового павильона, принадлежащего ИП Казян С.П., на земельном участке, равно как согласования с собственником земельных участков права аренды или субаренды на данные участки.
Установив, что у ответчика отсутствуют правовые основания для размещения вышеуказанного объекта на спорном земельном участке, действия ответчика по размещению указанного объекта были обоснованно квалифицированы судом первой инстанции, как препятствие в пользовании муниципальной собственностью.
Пользуясь земельным участком без разрешения собственника земельного участка и без оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли, ответчик осуществил самовольное занятие земли и нарушил права истца.
Таким образом, своими действиями ответчик лишил истца возможности в пользовании и распоряжении, принадлежащем ему имуществом.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований указывает, что является собственником имущества, расположенного по адресу: г. Саратов, пл. Ленина В.И., б/н на нежилое помещение в подземном переходе общей пл. 158,3 кв.м., и в связи с тем, что спорная лестница ведет к нежилым помещениям предпринимателя, то есть фактически является принадлежностью к главной вещи - нежилым помещениям предпринимателя. Вышеуказанный довод заявлен и в суде апелляционной инстанции.
Довод заявителя о том, что рассматриваемый объект является принадлежностью (вспомогательной вещью) к принадлежащему предпринимателю на праве собственности имуществу - нежилым помещениям, расположенным в данном переходе подлежит отклонению поскольку из имеющегося в материалах дела договора купли-продажи N 1587-ип от 16.04.2012 г. не следует, что спорный объект являлся частью (принадлежностью) объекта продажи 158,3 кв.м. Техническая документация - Экспликация к Техническому паспорту объекта также не свидетельствует, что лестница, ведущая в подземный переход являлась частью нежилых помещений, переданных ИП Казян С.П. на каком-либо праве.
Из представленного в материалы дела договора купли-продажи N 1587-ип от 16.04.2012 г. следует, что ИП Казян С.П. покупает нежилое помещение общей пл.158,3 кв.м. в подземном переходе, при этом, железобетонная лестница, ведущая в подземный переход пл. 22,71 кв.м. протяженностью 7,7 п.м., как и подземный пешеходный переход ему не передавались и не были предметом купли-продажи.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что рассматриваемый объект не мог быть объектом перехода прав частному лицу, так как лестничные и пандусные сходы подземных пешеходных переходов являются сооружениями для пользования неограниченного круга лиц.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, соответствуют нормам права и имеющимся в деле доказательствам.
Из представленного Комитетом по управлению имуществом города Саратова в материалы дела фрагмента выкопировки из плана г. Саратова, удостоверенной и.о. заместителя председателя комитета по вопросам градорегулирования, а также обзорной схемы месторасположения спорного объекта следует,что рассматриваемая лестница располагается на земельном участке (кадастровый номер 64:48:020312:309) территории общего пользования МО "Город Саратов", в границах Ленинского района г. Саратова, имеет адрес: ул. Международная, 2.
В силу изложенного отклоняется довод подателя апелляционной жалобы о нахождении спорного объекта на другом земельном участке.
Указанный земельный участок, исходя из представленного Управлением Росреестра по Саратовской области копии дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости ИП Казян С.П., последнему передан на каком-либо праве также не был и не мог быть передан в силу места его нахождения (территория общего пользования).
Арбитражный судом отклоняется довод заявителя о том, что материалах дела отсутствует выписка из реестра муниципальной собственности, т.к. в материалах дела имеется распоряжение от 05.12.2019 N 1367-р.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат в себе оснований к отмене обжалуемого судебного акта, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределены судом первой инстанции по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 ноября 2020 года по делу N А57-31576/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Н. Силакова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-31576/2019
Истец: Администрация МО Город Саратов
Ответчик: ИП Казян С.П.
Третье лицо: Администрация Ленинского района МО Город Саратов, Администрация МО Город Саратов Комитет дорожного хозяйства,благоустройства и транспорта, ГУ Отдел адресно- справочной работы УВМ МВД России по Саратовской области, ИП Казян С.П., Комитет дорожного хозяйства,,благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом, Комитет по управлению имуществом города Саратова, МУП Городское БТИ, Управление Росреестра по Саратовской области