Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 июля 2021 г. N Ф03-2637/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
24 февраля 2021 г. |
А37-527/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
на решение от 26 октября 2020 года
по делу N А37-527/2020
Арбитражного суда Магаданской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой"
к магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
о взыскании 23 456 177, 89 рублей
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области
установил: общество с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области о взыскании за счет средств Магаданской области убытков в размере 23 456 177, 89 рублей, возникших в результате применения к поставляемым коммунальным ресурсам льготного тарифа (на тепловую энергию) за период 2018 года.
Решением суда от 26 октября 2020 года исковое требование удовлетворено.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование указано нарушение норм процессуального и материального права. Неверным является вывод суда о том, что основанием возникновения спорных обязательств является соглашение о предоставлении субсидии, поскольку данное соглашение является одним из условий предоставления субсидии и определяет только плановый размер возмещения; основанием возникновения соответствующих обязательств является наличие межтарифной разницы в результате применения льготного тарифа, выражение которой в денежном эквиваленте подлежит доказыванию истцом, что последним не сделано, представленным им расчет документально не обоснован; судом не выяснено существенное для дела обстоятельство, а именно определялись ли нормативы технологических потерь для сетей истца, учитывались ли данные нормативы при формировании тарифа, учитывались ли истцом потери при расчете убытков; таких доказательств истцом суду не представлено.
Ответчик извещен, представитель не явился.
Истец извещен, представитель не явился. В отзыве истцом заявлено о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Третьи лица извещены, представители не явились.
Департамент цен и тарифов Магаданской области в отзыве заявил об обоснованности доводов апелляционной жалобы.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Истец, являясь теплоснабжающей организацией, в 2018 году осуществлял поставку и сбыт тепловой энергии потребителям, расположенным и проживающим в поселках Омсукчан, Дукат Омсукчанского района Магаданской области, в том числе теплоснабжение муниципального жилищного фонда.
Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2015 года N 44-1/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2016-2018", для потребителей истца установлен экономически обоснованный одноставочный тариф за 1 Гкал в размере 5 506, 29 рублей (в том числе НДС 18%) на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года; 5 826, 29 рублей (в том числе НДС 18%) на период с 1 июля 201 года по 31 декабря 2018 года (с НДС).
Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 29 декабря 2017 года N 45-4/э "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО "Востокмонтажспецстрой" населению, на 2018 год" для населения поселка Омсукчан на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года установлен одноставочный тариф за 1 Гкал в размере 2 234 рублей (в том числе НДС 18%); на период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - в размере 2 292 рублей (в том числе НДС 18%); для населения поселка Дукат на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года установлен одноставочный тариф за 1 Гкал в размере 2 263 рублей (в том числе НДС 18%); на период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 2 293 рублей (в том числе НДС 18%).
Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2015 года N 2-ЖКК/63 "Об установлении тарифов на горячее водоснабжение в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2016-2018 годы, утверждении производственной программы ООО "Востокмонтажспецстрой" в сфере горячего водоснабжения на 2016- 2018 годы" (в редакции приказа от 20 декабря 2017 года N 2-ЖКХ/91) для населения поселка Омсукчан на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года установлен тариф на компонент на холодную воду за 1 куб. м в размере 34, 93 рублей (с НДС), на период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 36, 19 рублей (с НДС); для населения поселка Омсукчан на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года установлен одноставочный тариф на тепловую энергию за 1 Гкал в размере 5 506, 29 рублей (с НДС), на период с с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 5 826, 29 рублей.
Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 29 декабря 2017 года N 2-ЖКХ/114 "Об установлении льготных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую ООО "Востокмонтажспецстрой" населению, на 2018 год" для населения поселка Омсукчан установлен двухкомпонентный тариф на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года стоимость компонента на холодную воду за 1 куб. м в размере 34, 93 рублей (в том числе 18% НДС); стоимость компонента на тепловую энергию за 1 Гкал - 2 234 рублей 00 копеек (в том числе НДС 18%); на период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года стоимость компонента на холодную воду за 1 куб. м в размере 36, 19 рублей (в том числе 18% НДС); стоимость компонента на тепловую энергию за 1 Гкал - 2 292 рублей (в том числе НДС 18%).
Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 16 марта 2018 года N 2-ЖКХ/7 "Об установлении тарифов на горячее водоснабжение в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей ООО "Востокмонтажспецстрой" (муниципальное образование "Омсукчанский городской округ", поселок Дукат) на 2018 год, утверждении производственной программы ООО "Востокмонтажспецстрой" в сфере горячего водоснабжения на 2018 год" для населения поселка Дукат на период с 16 марта 2018 года по 30 июня 2018 года установлена стоимость компонента на холодную воду за 1 куб. м в размере 49, 12 рублей (в том числе 18% НДС), одноставочный тариф на тепловую энергию за 1 Гкал - 5 506, 29 рублей (в том числе НДС 18%); на период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года установлена стоимость компонента на холодную воду за 1 куб. м в размере 49, 12 рублей (в том числе 18% НДС), одноставочный тариф на тепловую энергию за 1 Гкал - 5 826, 29 рублей (в том числе НДС 18%).
Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 16 марта 2018 года N 2-ЖКХ/8 "Об установлении льготных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую ООО "Востокмонтажспецстрой" (муниципальное образование "Омсукчанский городской округ", поселок Дукат) населению, на 2018 год" для населения установлен двухкомпонентный тариф; на период с 16 марта 2018 года по 30 июня 2018 года стоимость компонента на холодную воду за 1 куб. м в размере 49, 12 рублей (в том числе 18% НДС), стоимость компонента на тепловую энергию за 1 Гкал - 2 263 рублей (в том числе НДС 18%); на период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года стоимость компонента на холодную воду за 1 куб. м в размере 49, 12 рублей (в том числе 18% НДС), стоимость компонента на тепловую энергию за 1 Гкал - 2 293 рублей (в том числе НДС 18%).
В 2018 году поставляемые истцом коммунальные ресурсы оплачивались истцу потребителями по установленным тарифам.
31 января 2018 между истцом (получатель) и ответчиком (главный распорядитель) заключено Соглашение N 8/н о предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.
Согласно пункту 2.1 соглашения размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с соглашением, в 2018 году составлял 173 119 620 без учета НДС (приложение N 1).
На основании данного соглашения ответчик предоставил истцу субсидию в размере 173 119 620 рублей.
Вместе с тем данный размер субсидии в полном объеме не компенсировал истцу выпадающие в результате реализации тепловой энергии по льготным тарифам доходы.
Не возмещенными остался размер доходов 23 456 177, 89 рублей.
В досудебном порядке спор не урегулирован.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Закон о теплоснабжении) тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии. Регулированию подлежат, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Статьей 10 Закона о теплоснабжении предусмотрена возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.
Льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации определяются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающим организациям.
Законом Магаданской области от 11 марта 2012 года N 1474-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций" (принят Магаданской областной Думой 2 марта 2012 года) (далее - Закон Магаданской области N 1474-ОЗ) определено, что льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области. Льготный тариф на электрическую энергию (мощность) устанавливается для следующих категорий лиц: физических лиц - потребителей электрической энергии (мощности) в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области; лиц, включенных в Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведенный в приложении N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"; юридических лиц, расположенных на территории Магаданской области и приобретающих тепловую энергию и теплоноситель, вырабатываемые электрокотельными (статья 1).
Основанием для предоставления льгот лицам, указанным в части первой, абзаце втором и третьем части второй статьи 1 Закона Магаданской области N 1474-ОЗ, является превышение изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании, рассчитанного с учетом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, над предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденным губернатором Магаданской области для соответствующего муниципального образования.
Основанием для предоставления льгот лицам, указанным в абзаце четвертом части второй статьи 1 Закона Магаданской области N 1474-ОЗ, является превышение тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, вырабатываемые электрокотельными, над тарифами на тепловую энергию и теплоноситель, вырабатываемые котельными, работающими на органическом топливе (статья 2).
Компенсация выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области, в соответствии со статьей 78 Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 3).
Если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 20 года N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей").
В силу приведенных правовых норм у истца возникло право на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на поставляемые им ресурсы.
Согласно документально обоснованному расчету истца размер недополученной субсидии составил 23 456 177, 89 рублей.
Выполненный истцом расчет проверен и проанализирован Департаментом цен и тарифов Магаданской области.
В результате заключения публично-правовым образованием в лице уполномоченного органа соглашения с хозяйствующим субъектом, предусматривающего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение субсидии, и принятие уполномоченным органом без замечаний ежемесячных заявок и расчетов этого лица о предоставлении субсидии в конкретном размере, у хозяйствующего субъекта возникает право на получение денежных средств - имущественное право, которое подлежит судебной защите. Произвольный отказ публично-правового образования от исполнения соглашения, заключенного с получателем субсидии, влекущий невозмещение этому лицу недополученных доходов, рассматриваемых с точки зрения гражданского законодательства как убытки, не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса интересов участников рассматриваемых отношений, вследствие чего не может быть признан допустимым.
Упущенная выгода в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой неполученный доход, и при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причинённых в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства (пункт 15 постановление Пленума ВС РФ N 25).
Факт оказания истцом потребителям услуг теплоснабжения по льготным (сниженным) тарифам, как и произведенный истцом расчет размера подлежащего возмещению неполученного дохода надлежащими доказательствами ответчиком не опровергнуты.
Истец, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязан отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности истцом размера искового требования судом апелляционной инстанции отклоняется по вышеприведенным мотивам.
Выполненный истцом расчет проверен и проанализирован Департаментом цен и тарифов Магаданской области. Возражений не заявлено.
Убедительных доводов и мотивов, позволяющих усомниться в правильности и обоснованности расчета, ответчиком не приведено.
Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 января 2018 года N 305-ЭС17-13822 по делу N А40-4350/2016).
Доводы отзыва Департамента цен и тарифов Магаданской области о недоказанности вины ответчика и противоправности его действия (бездействия) судом апелляционной инстанции также отклоняются, поскольку в силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, привлекаемым к ответственности за убытки.
Противоправность действия (бездействия) ответчика выражается в нарушении им прав истца как ресурсоснабжающей организации на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией коммунальных услуг для населения по льготным тарифам.
На основании совокупности изложенного, суд, правильно руководствуясь положениями статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал ответчика лицом, обязанным отвечать по иску, а исковое требование доказанным и по праву, и по размеру.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 26 октября 2020 года по делу N А37-527/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-527/2020
Истец: ООО "Востокмонтажспецстрой"
Ответчик: Магаданская область в лице Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
Третье лицо: Департамент цен и тарифов Администрации Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области