г. Пермь |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А60-12724/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
представителей заявителя, Устюшенко А.С., действующего по доверенности от 01.01.2021 N 6, предъявлены паспорт, диплом; Пустовалова Е.В., действующего по доверенности от 01.01.2021 N 9, предъявлен паспорт;
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 ноября 2020 года
по делу N А60-12724/2020
по заявлению акционерного общества "Уралсевергаз-независимая газовая компания" (ИНН 6604008860, ОГРН 1026600666432))
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третьи лица: ООО "Русская энергетика", ООО "ГУП Газовые сети", ОО "Теплогарант", МУП "Красноуральское теплоснабжающее предприятие", Прокуратуру г. Красноуральска Свердловской области
об оспаривании решения от 25.12.2019 N 03-16/13-2018 в части пунктов 1, 5-10,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Уралсевергаз-независимая газовая компания" (далее - заявитель, АО "Уралсевергаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, антимонопольный орган, УФАС по Свердловской области) о признании недействительным решения от 25.12.2019 N 03-16/13-2018 в части пунктов 1, 5-10.
УФАС по Свердловской области заявлено ходатайство об объединении настоящего дела с делом N А60-38827/2020 для их совместного рассмотрения, поскольку заявителем в рамках дела N А60-38827/2020 обжалуется постановление от 28 июля 2020 года N 066/04/14.31-477/2020 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ, возбужденное на основании оспариваемого решения.
Определением от 03.09.2020 дела N А60-12724/2020 и N А60-38827/2020 объединены в одно производство, с присвоением соответствующему объединенному делу номера N А60-12724/2020.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Русская энергетика", ООО "ГУП Газовые сети", ОО "Теплогарант", МУП "Красноуральское теплоснабжающее предприятие", Прокуратура г. Красноуральска Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 ноября 2020 года в заявленные требования удовлетворены: признаны недействительными пункты 1, 5-10 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25.12.2019 N 03-16/13-2018. Признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/14.31-477/2020 об административном правонарушении (ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ).
Не согласившись с судебным актом, антимонопольный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы УФАС по Свердловской области приведены доводы о том, что в перечне оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа отсутствует такое основание как необходимость представления информации о хозяйствующем субъекте, владеющим газопотребляющим оборудованием. В случае не уведомления покупателем поставщика и газораспределительной организации о прекращении права пользования газоиспользующим оборудованием договор сохраняет свое действие до момента заключения договора с новым владельцем газопотребляющего оборудования. АО "Уралсевергаз" не имело законных оснований для прекращения поставки газа. Апеллянт указывает, что местом приобретения газа является территория муниципального образования, в котором расположены сети газопотребления и газопотребляющее оборудование покупателя. Считает, что материалами дела подтверждается, что заявитель в период с 05.09.2017 по 06.09.2018 занимал доминирующее положение на рынке поставки газа.
Общество с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя на доводах отзыва настаивали.
Заинтересованное лицо, третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании поступивших заявлений управлением в отношении заявителя возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25.12.2019 N 03-16/13-2018 в действиях (бездействии) АО "Уралсевергаз" признано нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в одностороннем прекращении АО "Уралсевергаз" исполнения обязательств по договору на поставку и транспортировку газа N 4-1461/16 от 15.09.2016 в период с 18.09.2018 до 03.10.2018 путем направления письма от 19.09.2018 (исх. N СБ-4725) в адрес ООО "Русская энергетика" о необходимости представления информации о хозяйствующем субъекте, владеющем газопотребляющим оборудованием, без соблюдения Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245), что является ущемлением интересов хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности - ООО "Русская энергетика", и угрозой ущемления интересов неопределенного круга лиц - потребителей, надлежащим образом оплачивающих коммунальные услуги, и получающих коммунальные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения от котельной, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Молодогвардейская, д. 10А, а также по договору на поставку и транспортировку газа N 4-1618/17 от 29.12.2017 в период с 30.05.2018 до 05.09.2018 путем направления уведомления (исх. N ВК-2747 от 29.05.2018) о прекращении действия договора N 4-1618/17 от 29.12.2017 без соблюдения Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245), что является ущемлением интересов хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности - ООО ГУП "Газовые сети", и угрозой ущемления интересов неопределенного круга лиц - потребителей, надлежащим образом оплачивающих коммунальные услуги, и получающих коммунальную услугу горячего водоснабжения от котельных, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Красноуральск, ул. Индустриальная, д. 2А, ул. Янкина, д. 9, ул. Устинова, 56, ул. Леваневского, 13, ул. Янкина, 146, ул. Урицкого, 2 (пункт 1).
Также законному представителю, генеральному директору, первому заместителю генерального директора надлежало явиться для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ (пункты 5, 6, 7), представить необходимые документы, перечисленные в резолютивной части решения (пункты 6, 8, 10).
Постановлением N от 28.07.2020 по делу N066/04/14.31-477/2020 об административном правонарушении по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ общество привлечено к административной ответственности.
Полагая, что решение в части пунктов 1, 5-10, постановление Свердловского УФАС России являются незаконными, не соответствуют положениям КоАП РФ, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, пришел к выводам о недоказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, заслушав представителей в заседании, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности.
Так, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4).
Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.
Между ООО "Русская энергетика", АО "Уралсевергаз" и АО "ГАЗЭКС" заключен договор на поставку и транспортировку газа N 4-1461/16 от 15.09.2016, согласно которому АО "Уралсевергаз" обязуется поставить, АО "ГАЗЭКС" протранспортировать по местным газораспределительным сетям, а ООО "Русская энергетика" принять и оплатить газ и услуги по транспортировке газа в пределах и лимитах, определенных договором.
Дополнительными соглашениями от 23.11.2016 и от 30.11.2017 к вышеуказанному договору были приняты сроки и объемы поставки и транспортировки газа с 01.01.2017 до 31.12.2017 и с 01.01.2018 до 31.12.2018 для нужд водогрейной котельной, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Молодогвардейская, д. 10А (Приложение N 1 к договору N 4-1461/16 от 15.09.2016).
Письмом от 13.09.2018 (вх. N 04-1850 от 17.09.2018) заявитель просил общество возобновить подачу природного газа по договору N 4-1461/16 от 15.09.2016 на котельную, расположенную по адресу: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Молодогвардейская, д. 10А, в связи с началом отопительного сезона с 17.09.2018.
Согласно постановлению Главы Камышловского городского округа N 775 от 05.09.2018, датой начала отопительного сезона 2018/2019 года по Камышловскому городскому округу установлена 15.09.2018.
Письмом (исх. N СБ-4725 от 19.09.2018) общество уведомило, что в ходе рассмотрения дела N А60-25751/2018 АО "Уралсевергаз" стало известно о заключении между ООО "Русская энергетика" и ООО "Теплогарант" договора аренды котельной, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Молодогвардейская, д. 10А. В связи с вышеизложенным, Общество просило Заявителя сообщить, во владении какой организации находится котельная, расположенная по адресу: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Молодогвардейская, д. 10А, и предоставить подтверждающие этот факт документы.
Ответ от ООО "Русская энергетика" на письмо (исх. N СБ-4725 от 19.09.2018) в АО "Уралсевергаз" не поступил.
Письмом (исх. N 76 от 03.10.2018 / вх. N 01-1644 от 03.10.2018) ООО "Теплогарант" уведомило АО "Уралсевергаз" о том, что договор аренды котельной, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Молодогвардейская, д. 10А, от 29.12.2017, заключенный между ООО "Русская энергетика" и ООО "Теплогарант", прекратил свое действие 31.05.2018.
Согласно письменным объяснениям общества, поставка газа по договору N 4-1461/16 от 15.09.2016 была возобновлена 03.10.2018. В подтверждение указанного факта АО "Уралсевергаз" представило в Управление копию телеграммы 05-1733 от 03.10.2018, направленной Заявителю, АО "ГАЗЭКС", Главе Камышловского городского округа, в которой Общество уведомило ООО "Русская энергетика" о разрешении отбора газа по договору N 4-1461/16 от 15.09.2016.
АО "Уралсевергаз" в письменных объяснениях (исх. N ЕП-6266 от 18.12.2018/01-27558 от 18.12.2018) указывает, что период невозобновления поставки газа длился с 18.09.2018 до 03.10.2018.
Указанное обстоятельство послужило антимонопольному органу основанием для вывода о прекращении заявителем в одностороннем порядке исполнения обязательств по договору на поставку и транспортировку газа N 4-1461/16 от 15.09.2016.
АО "Уралсевергаз" не прекращало исполнение обязательств по договору на поставку и транспортировку газа N 4-1461/16 от 15.09.2016, поскольку отбор газа на данной котельной был самостоятельно прекращен ООО "Русская энергетика" 17.05.2018 в связи с окончанием отопительного сезона, что подтверждается письмом ООО "Русская энергетика" от 15.05.2018 б/н об отключении газопровода в связи с окончанием отопительного сезона и актом N 91 от 28.05.2018 опломбирования запорных устройств неработающего газоиспользующего оборудования ООО "Русская энергетика".
Направление письма от 19.09.2018 исх, N СБ-4725 с запросом информации у ООО "Русская энергетика" и ООО "Теплогарант" о фактическом владельце газопотребляющего оборудования нельзя квалифицировать как одностороннее прекращение АО "Уралсевергаз" исполнения обязательств по договору на поставку и транспортировку газа.
На ООО "Русская энергетика" была возложена обязанность уведомить АО "Уралсевергаз" и АО "ГАЗЭКС" о передаче газопотребляющего оборудования иному лицу не позднее, чем за 20 дней до даты передачи.
В нарушение данной обязанности ООО "Русская энергетика" в отопительный период 2017 - 2018 гг. передало газопотребляющее оборудование на основании договора аренды ООО "Теплогарант" и не уведомило заявителя.
ООО "Русская энергетика" 17.10.2018 спустя 14 дней после получения от АО "Уралсевергаз" телеграммы от 03.10.2018 о разрешении отбора газа, вновь передало газовую котельную в аренду ООО "Теплогарант", не уведомив об этом АО "Уралсевергаз".
Приведенный факт свидетельствует о том, что ООО "Русская энергетика" изначально не планировало в отопительном периоде 2018 - 2019 гг. самостоятельно эксплуатировать газовую котельную. Телеграмма о разрешении ООО "Русская энергетика" отбора газа была направлена АО "Уралсевергаз" 03.10.2018, через 15 дней после получения письма от ООО "Русская энергетика" от 13.09.2018 с просьбой о возобновлении подачи газа (письмо было получено АО "Уралсевергаз" 17.09.2018).
Из заявления ООО ГУП "Газовые сети" (вх. N 01-16683 от 07.08.2018) о нарушении АО "Уралсевергаз" антимонопольного законодательства следует, что между ООО "ГУП Газовые сети", АО "Уралсевергаз" и АО "ГАЗЭКС" заключен договор на поставку и транспортировку газа N 4-1618/17 от 29.12.2017, согласно которому АО "Уралсевергаз" обязуется поставить, АО "ГАЗЭКС" протранспортировать по местным газораспределительным сетям, а ООО "ГУП Газовые сети" принять и оплатить газ и услуги по транспортировке газа в пределах и лимитах, определенных договором.
При заключении договора N 4-1618/17 от 29.12.2017, ООО "ГУП Газовые сети" предоставило в АО "Уралсевергаз" договор аренды имущественного комплекса теплоснабжения (котельные и тепловые сети) от 10.07.2017 с МУП "КТСК" в качестве документов, подтверждающих принадлежность газоиспользующего оборудования (объектов газоснабжения) ООО "ГУП Газовые сети" на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с требованиями Правил поставки газа в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, далее - Правила N 162).
Письмом от 10.05.2018 (исх. N 485) МУП "КТСК" уведомило АО "Уралсевергаз" о расторжении договора аренды имущественного комплекса теплоснабжения (котельные и тепловые сети) от 10.07.2017, заключенного с ООО "ГУП Газовые сети", в связи с неоднократной просрочкой внесения арендной платы.
АО "Уралсевергаз" 29.05.2018 направило ООО "ГУП Газовые сети" уведомление о прекращении действия договора на поставку и транспортировку газа N 4-1618/17 от 29.12.2017 в связи с расторжением договора аренды имущественного комплекса теплоснабжения (котельные и тепловые сети) от 10.07.2017 между МУП "КТСК" и ООО "ГУП Газовые сети" (исх. N ВК-2747).
Поставка газа по договору N 4-1618/17 от 29.12.2017 была прекращена 30.05.2018, о чем составлен акт о прекращении подачи газа на газоиспользующее оборудование ООО "ГУП Газовые сети" и опломбировании запорных устройств от 30.05.2018, подписанный со стороны АО "Уралсевергаз" и ООО "ГУП Газовые сети".
Вышеуказанные обстоятельства установлены проверкой, проведенной прокуратурой г. Красноуральска в мае - июне 2018, что отражено в письменных объяснениях прокуратуры г. Красноуральска (вх. N 01-30788 от 05.11.2019).
В адрес прокуратуры г. Красноуральска 04.09.2018 поступили уведомления АО "Уралсевергаз" от 04.09.2018 (N ВК-4472, ВК-4473), согласно которым АО "Уралсевергаз", ООО ГУП "Газовые сети" и МУП "КТСК" с 05.09.2018 был согласован отбор газа. Таким образом, поставка газа АО "Уралсевергаз" на газовые котельные городского округа Красноуральск была возобновлена, нарушения требований закона АО "Уралсевергаз" устранены в добровольном порядке до принятия судом решения по делу (письменные объяснения прокуратуры г. Красноуральска Свердловской области вх. N 01-30788 от 05.11.2019).
При заключении договора на поставку и транспортировку газа N 4-1618/17 от 29.12.2017 ООО ГУП "Газовые сети" в качестве обоснования законности владения указанными газовыми котельными представило АО "Уралсевергаз" договор аренды имущественного комплекса теплоснабжения от 10.07.2017, заключенный с МУП "КТСК".
В мае 2018 года в адрес АО "Уралсевергаз" поступило уведомление от МУП "КТСК" от 10.05.2018 N 485 о расторжении с ООО ГУП "Газовые сети" договора аренды имущественного комплекса теплоснабжения от 10.07.2017 в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ООО ГУЛ "Газовые сети" обязательств по внесению арендной платы.
АО "Уралсевергаз" на основании полученного от МУП "КТСК" уведомления от 10.05.2018 N 485 о расторжении с ООО ГУП "Газовые сети" договора аренды имущественного комплекса теплоснабжения от 10.07.2017 направило в адрес ООО ГУП "Газовые сети" уведомление от 29.05.2018 N ВК-2747 о прекращении действия договора на поставку и транспортировку газа N 4-1618/17 от 29.12.2017.
Рассматриваемая ситуация возникла не в результате разногласий между АО "Уралсевергаз" и ООО ГУП "Газовые сети" при исполнении договора на поставку и транспортировку газа N 4-1618/17 от 29.12.2017 и злоупотребления заявителем своим доминирующим положением, а как следствие имущественного спора по вопросу о законном владельце котельных между ООО ГУП "Газовые сети" (арендатором) и МУП "КТСК" (арендодателем).
Отбор газа на газовых котельных был самостоятельно прекращен ООО ГУП "Газовые сети" 24.05.2018 и 28.05.2018 в связи с тем, что были сняты приборы учета для проведения их поверки. Указанное обстоятельство подтверждается письмами ООО ГУП "Газовые сети" в АО "ГАЗЭКС" от 23.05.2018 N 497 и от 25.05.2018 N 501, в которых потребитель газа просил газораспределительную организацию установить заглушки на газопроводах в связи с самостоятельным прекращением отбора газа (копии писем прилагаются -приложения NN 18, 19). На основании указанных писем АО "Уралсевергаз" 30.05.2018 был составлен акт N 95 об установке пломб на неработающее газоиспользующее оборудование (копия прилагается - приложение N 17), который был подписан без каких-либо разногласий представителем ООО ГУП "Газовые сети" В. В. Мехедом. В данном акте прямо указывалось на то, что газоиспользующее оборудование на момент установки пломб уже не работало.
МУП "КТСК" направило уведомление от 10.05.2018 N 485 о расторжении с ООО ГУП "Газовые сети" договора аренды имущественного комплекса теплоснабжения от 10.07.2017 в два адреса - в ООО ГУП "Газовые сети" и в АО "Уралсевергаз".
Следовательно, на протяжении более чем двух недель в период с 10.05.2018 по 29.05.2018 ООО ГУП "Газовые сети" имело возможность сообщить в АО "Уралсевергаз" свою позицию о нарушении МУП "КТСК" установленного договором аренды имущественного комплекса теплоснабжения от 10.07.2018 порядка его расторжения, однако этого сделано не было.
АО "Уралсевергаз" не может по собственной инициативе (при отсутствии заявки покупателя) направить телеграмму с разрешением отбора газа, следовательно, в период с 30.05.2018 по 31.07.2018 у АО "Уралсевергаз" отсутствовала обязанность поставлять газ в связи с отсутствием заявки ООО ГУП "Газовые сети".
Действия АО "Уралсевергаз" были обусловлены необходимостью осуществлять поставки газа в адрес лица, которое бы на законных основаниях владело газовыми котельными.
Довод Свердловского УФАС о том, что границы товарного рынка были сужены по результатам применения совокупности методов, предусмотренных пунктом 4.5 Порядка N 220, поскольку в связи с невозможностью опроса всех потребителей Свердловской области метод "тест гипотетического монополиста" был дополнен методом установления фактических районов продаж, а также анализом имеющейся информации относительно качественных, технических и иных характеристик товара, условий его обращения, организационно - транспортных схем его приобретения, является несостоятельным ввиду следующего.
Свердловское УФАС не приводит обоснование, причин не проведения "теста гипотетического монополиста" в отношении границ Камышловского городского округа и Красноуральского городского округа.
Судом первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела доказательств верно установлено, что АО "Уралсевергаз" осуществляет свою деятельность по поставке газа потребителям, распложенным в границах всей Свердловской области, то есть регионом его деятельности является вся Свердловская область, а не ее отдельные муниципальные образования; газ на территорию Камышловского городского округа и Красноуральского городского округа транспортируется с другой территории, в пределах которой осуществляется передача газа от АО "Уралсевергаз" в адрес газораспределительной организации (АО "ГАЗЭКС"); на территорию Свердловской области поставку газа осуществляют организации, расположенные, в том числе за пределами Свердловской области.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно пришел к обоснованному выводу о том, что факт нахождения отдельных потребителей газа, в отношении которых заявителю вменяется злоупотребление доминирующим положением, на территории того или иного муниципального образования, сам по себе не является достаточным основанием для сужения географических границ товарного рынка, на котором действует заявитель, до границ указанных муниципальных образований.
Учитывая изложенное, вывод Свердловского УФАС о том, что географические границы товарных рынков поставки газа ограничены территориями муниципальных образований, является необоснованным.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, неверное определение географических границ рынка, на котором действует заявитель, влечет неверное определение хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке, и их долей.
В период 2017 - 2018 гг. поставку природного газа в адрес конечных потребителей, помимо АО "Уралсевергаз", осуществляло также АО "ЭПК", что подтверждается письмом АО "ЭПК" от 30.01.2020 N 02 027/1 410 (приложение N 36 к заявлению АО "Уралсевергаз" от 13.03.2020 N ЕП/АУ-815). Указанным письмом подтверждается также объем газа, поставленный конечным потребителям АО "ЭПК".
Объем газа, поставленного АО "Уралсевергаз" в период 2017-2018 гг. конечным потребителям, подтверждается письмом АО "Уралсевергаз" от 05.11.2019 N СБ-4842 с учетом письма АО "ГАЗЭКС" от 16.09.2020 N УР-199, письмом АО "Уралсевергаз" от 07.02.2020 N ВК-456.
Доля АО "Уралсевергаз" на рынке поставки газа в городском округе Красноуральске в 2017 - 2018 гг. была менее 50 %, в связи с чем положение АО "Уралсевергаз" на рынке поставки газа в городском округе Красноуральске нельзя признать доминирующим на основании пункта 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание определение Свердловского УФАС от 06.05.2020.
Довод антимонопольного органа о нарушении АО "Уралсевергаз" установленной действующим законодательством процедуры прекращения подачи газа, не соответствует фактическим обстоятельствам. Судом первой инстанции установлено, что отбор газа на котельных был прекращен не из-за действий АО "Уралсевергаз", а вследствие самостоятельного прекращения отбора газа ООО ГУП "Газовые сети" в связи со снятием узлов учета газа для их последующей поверки, что подтверждается письмами ООО ГУП "Газовые сети" от 23.05.2018 N 497 и от 25.05.2018 N 501.
Ссылка антимонопольного органа на нарушение договора на поставку газа является необоснованной, так как условие о продолжении действия договора на поставку газа при утрате потребителем газопотребляющего оборудования могло быть применено только в том случае, если поставщик газа не был уведомлен об этом. Однако, как установлено судом первой инстанции, такое уведомление было получено АО "Уралсевергаз" от собственника газовых котельных, арендованных ООО ГУП "Газовые сети", что подтверждается письмом МУП "КТСК" от 10.05.2018 N 485 (приложение N 13 к заявлению АО "Уралсевергаз" от 13.03.2020 N ЕП/АУ 815).
На основании вышеизложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что, доводы Свердловского УФАС о доминирующем положении АО "Уралсевергаз" на исследованной территории не являются надлежащим образом подтвержденными, следовательно, общество не может быть признано субъектом нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства со стороны заявителя надлежащим образом не доказано, следовательно, решение подлежит признанию недействительным.
Поскольку оспариваемое постановление вынесено на основании решения управления, как подтверждающее событие административного правонарушения, суд также признает постановление незаконным и подлежащим отмене.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 ноября 2020 года по делу N А60-12724/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12724/2020
Истец: АО "УРАЛСЕВЕРГАЗ - НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ", ООО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГАЗОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУП "Красноуральское теплоснабжающее предприятие", ООО "РУССКАЯ ЭНЕРГЕТИКА", ООО "ТЕПЛОГАРАНТ", Прокуратура г.Красноуральска