г. Санкт-Петербург |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А42-7552/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Короткевичем В.И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-655/2021) Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.12.2020 по делу N А42-7552/2020 (судья Евсюкова А.В.), принятое
по заявлению Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области
к Государственному областному казенному учреждению "Кольское лесничество"
3-е лицо: Рябович Валентин Анатольевич
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Мурманске (ОГРН 1025100860883, город Мурманск, улица Адмирала флота Лобова, дом 9, далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к ГОКУ "Кольское лесничество" (ОГРН 1075105001487, Мурманская область, Кольский район, пгт Мурмаши, улица Торговая, дом 12, далее - ответчик, Учреждение) о взыскании ущерба в сумме 12 100,22 рублей, причиненного в результате несвоевременного представления сведений за февраль 2018 года, повлекших переплату пенсии Рябович В.А.
Определением суда от 08.12.2020 произведена замена Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации процессуальным правопреемником - Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области (ОГРН 1205100003668, г.Мурманск, проезд Капитана Тарана, д.23).
Решением суда первой инстанции от 14.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Учреждения и убытками Фонда являются необоснованными. Податель жалобы также указывает, что переплата пенсии возникла в связи с несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М как за февраль 2018 года, так и сведений по форме СЗВ-М в отношении застрахованного лица за сентябрь, октябрь, ноябрь 2018.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Как следует из материалов дела, Управлением выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии работнику Рябович В.А. за период с 01.03.2018 по 30.06.2019 в общей сумме 12 100,22 руб.
Полагая, что переплата пенсии возникла по причине несвоевременного представления предприятием сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года в отношении застрахованного лица Управление письмом уведомило страхователя о возникшем ущербе.
Указанный ущерб в досудебном порядке лицеем не возмещен, в связи с чем, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал на отсутствие со стороны ответчика вины в излишней выплате.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ, Закон о страховых пенсиях) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Указанными положениями Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
Частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Судом установлено, что сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 года Учреждение должно было представить в Пенсионный Фонд не позднее 15.03.2018, за сентябрь 2018 года - 15.10.2018, за октябрь 2018 года - 15.11.2018, за ноябрь 2018 года - 15.12.2018.
Вместе с тем, сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 года в отношении 1 застрахованного лица представлены 14.05.2019, за сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года - 27.12.2018.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Управлением требований, указало на отсутствие вины Учреждения, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета за март и последующие месяцы 2018 года представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки, поэтому у Пенсионного фонда отсутствовали основания излишнего начисления и выплаты пенсии; а также ответчиком, как страхователем работающих физических лиц, ежемесячно, в том числе и за февраль 2018 года, осуществлялось перечисление денежных средств (страховых взносов) для зачисления на лицевой счет застрахованных лиц. Кроме того, судом принято во внимание, что застрахованное лицо было уволено за прогул 16.01.2018 и в соответствии с заключенным в судебном порядке мировым соглашением, утвержденным 05.03.2018 было восстановлено на работе.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, сведения о работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М в отношении Рябович В.А. за февраль 2018 года, за сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года Учреждение в сроки, установленные действующим законодательством, не представило.
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, положениями Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели его виновные действия.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, предоставленных в пенсионный фонд по месту учета ответчика в 14.05.2019, за сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года, представленных 27.12.2018 рассматриваемое застрахованное лицо осуществляло трудовую деятельность.
Сведения по форме СЗВ-М за март, апрель, май, июнь, июль, август 2018 года, декабрь 2018 года представленные Учреждением в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Закона N 385-ФЗ, также подтверждают факт наличия трудовых отношений между Учреждением и застрахованным лицом.
В соответствии с положениями статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате индексации принимается органом пенсионного фонда в следующем месяце после получения сведений по форме СЗВ-М, выплата физическому лицу производится в месяце следующем за месяцем принятия решения. Решение об отмене выплаты производится в месяце, следующем за месяцем получения сведений по форме СЗВ-М.
Таким образом, при непредставлении сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 по сроку 15.03.2018, решение о назначении выплаты принимается в апреле 2018 года. Соответственно, при непредставлении сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 по сроку 15.10.2018, решение о назначении выплаты принимается в ноябре 2018 года.
При предоставлении сведений по форме СЗВ-М за март 2018 по сроку предоставления 15.04.2017, решение об отмене выплаты может быть вынесено не ранее мая 2018, а прекращение выплаты с 01.07.2018.
При предоставлении сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года по сроку предоставления 15.01.2019, решение об отмене выплаты может быть вынесено не ранее февраля 2019, а прекращение выплаты с 01.03.2019.
Таким образом, выплата индексации застрахованному лицу в сумме 6 797,23 рубля за период с 01.03.2018 по 30.06.2018 (в связи с непредставлением отчетности по форме СЗВ-М в отношении застрахованного лица за февраль 2018), за период с 01.10.2018 по 28.02.2019 (в связи с непредставлением отчетности по форме СЗВ-М в отношении застрахованного лица за сентябрь, октябрь, ноябрь 2018) находится в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) страхователя.
Принимая во внимание, что Управление не было лишено возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за март 2018 года, полученных в апреле 2018 года, по форме СЗВ-М за сентябрь, октябрь, ноябрь 2018, полученных 27.12.2018, сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года, полученных 15.01.2019, а также иной отчетности, уточнить сведения о факте наличия в феврале 2018 года, сентябре, октябре, ноябре 2018 года трудовых отношений между Учреждением и работником и уже в мае 2018 года и в феврале 2019 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, а также фактически прекратить выплаты с 01.07.2018 и 01.03.2019 (части 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил) апелляционный суд считает, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в сумме, превышающей 6 797,23 руб. управлением не доказана.
При таких обстоятельствах требования Управления подлежат частичному удовлетворению, а решение суда первой инстанции изменению в указанной части.
Ссылки ответчика на факт увольнения работника 16.01.2018 отклоняются апелляционным судом. Материалами дела установлено, что определением суда общей юрисдикции от 05.03.2018 между работником и Учреждением утверждено мировое соглашение по условиям которого работник восстановлен в должности. Таким образом, по состоянию на 15.03.2018 (срок предоставления сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года) Учреждение обладало информацией об обязанности предоставления отчетности в отношении Рябович В.А. в органы пенсионного фонда.
Ссылки Управления на судебную практику, приведенную в тексте отзыва, отклоняются апелляционным судом, поскольку они приняты при иных фактических обстоятельствах.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.12.2020 по делу N А42-7552/2020 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с ГОКУ "Кольское лесничество" (ОГРН 1075105001487) в пользу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области (ОГРН 1205100003668) ущерб в сумме 6 797,23 рублей.
Взыскать с ГОКУ "Кольское лесничество" (ОГРН 1075105001487) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1123 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7552/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. МУРМАНСКЕ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛЬСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО"
Третье лицо: Рябович Валентин Анатольевич, ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ