Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2021 г. N Ф09-2719/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А60-19885/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Бородулиной М.В., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии:
от истца: Давыдова И.А., паспорт, по доверенности от 28.10.2020,
от ответчика: Ямщиков П.Ю., паспорт, по доверенности от 11.01.2021 N 14,
от третьего лица: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория - ЮГ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 ноября 2020 года
по делу N А60-19885/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория - ЮГ" (ОГРН 1116670021049, ИНН 6658391019)
к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (ОГРН 1146600000645, ИНН 6671994672)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "УКУТ-СЕРВИС"
об оспаривании отказа по оплате замены узлов коммерческого учета тепла,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория - ЮГ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - ответчик) о признании замены коммерческого узла учета тепловой энергии по адресу: г. Екатеринбург, ул. Фучика, д. 5 работами капитального характера, финансирование которых может быть проведено за счет средств фонда капитального ремонта, находящихся на специальном счете многоквартирного дома N 5 по ул. Юлиуса Фучика в Екатеринбурге N 40604810816540000574 в Уральском банке ПАО "Сбербанк", о признании незаконным решения Регионального фонда содействия капитальному ремонту исх. N 02-02/10015-19 от 23.12.2020 г. (вх. N ЮД-012/1 от 30.01.2020) об отказе в предоставлении денежных средств для замены коммерческого узла учета тепловой энергии по адресу: г. Екатеринбург, ул. Фучика, д. 5.
Арбитражным судом Свердловской области на основании части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УКУТ-СЕРВИС".
Истцом в ходе рассмотрения дела заявлено об уточнении исковых требований, согласно которым истец просит взыскать 540 640 руб. неосновательного обогащения, 19 029 руб. 49 коп. процентов по ст. 395 ГК РФ с продолжением взыскания по день фактической оплаты долга.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении ходатайства истца об увеличении исковых требований судом первой инстанции отказано.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым решением, обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что работы по замене УКУТ входят в состав работ по содержанию общедомового имущества и не являются капитальным ремонтом. Истцом указано, что ремонт внутридомовых инженерных систем тепло-, водоснабжения - вид работ по капитальному ремонту, которые финансируются за счет средств фонда капитального ремонта. По мнению истца, данные работы по ремонту внутридомовых инженерных систем имеют признаки капитального характера, вышеуказанные работы могли быть проведены за счет средств капитального ремонта.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью ООО "УЖК "Территория - Юг" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом N 5 по ул. Юлиуса Фучика г. Екатеринбурга.
В рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, а также, согласно положениям заключенного договора управления, "УЖК "Территория - Юг" является лицом, уполномоченным на представление интересов собственников, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Протоколом общего собрания от 29.08.2014 собственниками помещений принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем формирования взносов на специальном счете. Согласно названного протокола, в качестве владельца специального счета собственниками выбран Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
Инспектором теплоснабжающей организации 17.06.2019 проведена проверка узлов коммерческого учета тепла, составлен акт о том, что УКУТ в многоквартирном доме по адресу ул. Юлиуса Фучика, д. 5 не допущен в эксплуатацию.
В соответствии с Протоколом N 1/2019 от 28.10.2019, собственниками данного многоквартирного дома принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а именно капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения на следующих условиях:
- утвердить перечень работ: замена узлов коммерческого учета тепла:
- утвердить сроки проведения Работ по капитальному ремонту не позднее 31.12.2020 г.;
- утвердить источник финансирования Работ по капитальному ремонту - оплатить 50% стоимости работ из денежных средств, полученных за счет предоставления общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме N 5 по ул. Юлиуса Фучика г. Екатеринбурга в возмездное пользование третьим лицам, оставшиеся 50% оплатить за счет средств фонда капитального ремонта, находящиеся на специальном, счете многоквартирного дома N 5 по ул. Юлиуса Фучика в Екатеринбурге N 40604810816540000574 в Уральском банке ПАО "Сбербанк";
- наделить ООО "УЖК "Территория - Юг" полномочиями от имени собственников на заключение/изменение/расторжение договоров на выполнение работ по капитальному ремонту, участие в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписание соответствующих актов. Заключение договора проводится после предварительного согласования результатов тендера и текста договора с Советом дома. При приемке работ включение в состав комиссии представителя Совета дома обязательно (п. 7.2 Протокола).
На основании принятого собственниками многоквартирного дома решения, ООО "УЖК "Территория - Юг" заключило Договор на выполнение комплекса работ по монтажу узла коммерческого учета тепловой энергии N 10/19-м от 22.11.2019 г. с ООО "УКУТ-Сервис" на сумму 540 640 рублей 00 копеек. По условиям заключенного договора, оплата стоимости работ производится путем внесения аванса на расчетный счет подрядной организации в размере 50% от общей стоимости договора. Оставшиеся 50% перечисляются по результатам выполненных работ.
Во исполнение принятого решения общего собрания собственников, ООО "УЖК "Территория - Юг" обратилось с письмом в Региональный фонд содействия капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области с просьбой зарезервировать денежные средства со специального счета N 9 40604810816540000574 для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 5 по ул. Юлиуса Фучика г. Екатеринбург в размере 270 320 рублей 00 копеек, подлежащие выплате ООО "УКУТ-Сервис" по окончанию выполнения работ по договору N 9 10/19-м от 22.11.2019.
Согласно полученному ответу 02-02/10015-19 от 23.12.2020 Региональным фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в резервировании денежных средств было отказано в связи с тем, что монтаж узлов коммерческого учета не предусмотрен как вид капитального ремонта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с требованием о признании замены коммерческого узла учета тепловой энергии работами капитального характера, а также о признании отказа фонда незаконным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовые режимы установки и замены узла коммерческого узла тепловой энергии различны; установка прибора учета, по существу являющегося отдельным элементом системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, входит в состав работ, выполняемых при текущем ремонте указанных систем; замена УКУТ входит состав работ по содержанию жилья и не является капитальным ремонтом.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции не находит оснований для отмены (изменения) решения суда.
Как и в суде первой инстанции, между сторонами имеется спор об отнесении работ по замене УКУТ к работам, производимым при капитальном или текущем ремонте жилищного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса (далее - Кодекс) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 1 статьи 158 Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Согласно ч. 2.3. статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Из содержания данных норм следует, что осуществлять ремонт общего имущества может только управляющая организация, которая несет ответственность за его состояние.
В соответствии с пунктами 12, 18, 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Как правильно указал суд первой инстанции, правовой режим установки и замены узла коммерческого учета потребленного тепла (УКУТ) различны:
- установка УКУТ (то есть монтаж нового оборудования) может быть включена в состав дополнительных работ по капитальному ремонту на уровне законодательства субъекта Российской Федерации, однако в Свердловской области данные работы не предусмотрены;
- замена УКУТ отнесена жилищным законодательством к работам по текущему ремонту общего имущества МКД, которые в принципе не выполняются в рамках капитального ремонта.
Перечень работ по капитальному ремонту установлен в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. В этот перечень не включены работы по установке и вводу в эксплуатацию УКУТ. На основании ч. 2 ст. 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации список работ по капитальному ремонту может быть дополнен, в том числе прямо называется возможность включить в него "установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов...".
Региональный (расширенный) перечень работ по капитальному ремонту установлен в Свердловской области в ст. 17 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
В данный перечень работы по установке УКУТ не были включены законодателем.
Таким образом, установка УКУТ (то есть монтаж нового оборудования) отсутствует в перечне предусмотренных видов работ (услуг) по капитальному ремонту, которые могут быть профинансированы за счет взносов на капитальный ремонт в Свердловской области.
Суд первой инстанции также отметил, что в соответствии с п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Однако в результате произведенных работ конструктивные показатели МКД не улучшились.
Таким образом, установка прибора учета не может относиться к капитальному ремонту объекта, а является лишь исполнением обязанностей истца по техническому содержанию и обслуживанию МКД.
Кроме того, Приложениями NN 7 (о текущем ремонте), 8 (о капитальном ремонте) к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, предусмотрен примерный перечень работ, выполняемых при текущем и при капитальном ремонте. Как при текущем ремонте, так и при капитальном ремонтные мероприятия выполняются в отношении общего имущества МКД.
Так, согласно п. п. 11, 12 Приложения N 7 установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, горячего водоснабжения относится к текущему ремонту.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установка УКУТ, по существу являющегося отдельным элементом системы теплоснабжения и ГВС, входит в состав работ, выполняемых при текущем ремонте указанных систем.
Кроме того пунктом 11 Приложения N 2 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда, МДК 2-04.2004, утвержденному Госстроем, в Перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), включена смена контрольно-измерительных приборов системы центрального отопления.
Поскольку УКУТ является измерительным прибором системы теплоснабжения его замена в силу указанной нормы относится к текущему ремонту и финансируется из состава платы за содержание жилья.
Пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, предусмотрено, что контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.) также относятся к работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления многоквартирных домов.
Указанный перечень утвержден во исполнение п. 1.2 ст. 161 ЖК РФ и выполнением указанных работ обеспечивается надлежащее содержание общего имущества МКД.
Подпунктом "и" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пунктом 5 Перечня мероприятий по энергосбережению, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2011 N 390-ПП установлено, что проведение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный законодательством РФ порядке перечень мероприятий, входят в состав работ по содержанию общего имущества.
В перечень мероприятий по энергоэффективности на территории Свердловской области включено оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии, с возможностью дистанционного снятия показаний. Такими образом, оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии входит в состав работ по содержанию общего имущества МКД.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав указанные нормы права, пришел к обоснованному выводу, о том, что замена УКУТ входит в состав работ по содержанию жилья и не является капитальным ремонтом и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 ноября 2020 года по делу N А60-19885/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19885/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "ТЕРРИТОРИЯ - ЮГ"
Ответчик: ООО "Укут-Сервис", РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ