Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 мая 2021 г. N Ф03-2257/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
24 февраля 2021 г. |
А73-17158/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Даниловка": Набока А.С. по доверенности от 04.11.2019, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;
от министерства имущественных отношений Хабаровского края: Тышкевич К.В. по доверенности от 12.02.2021, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Хабаровского края
на решение от 21.12.2020
по делу N А73-17158/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Даниловка"
к министерству имущественных отношений Хабаровского края
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Даниловка" (ОГРН 1077907001292, ИНН 7903526750) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Хабаровского края, выраженное в письме от 02.07.2020 N 1-11-4716, об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 27:17:0000000:2748; обязании министерства подготовить и направить в адрес общества в 30-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 27:17:0000000:2748.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2020 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.12.2020 по делу N А73-17158/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель министерства доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2020 по делу N А73-17158/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (часть 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Исходя из приведенной нормы, у гражданина или юридического лица возникает право на приобретение в собственность арендуемого им земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии в совокупности двух условий: с момента заключения договора аренды прошло не менее трех лет, земельный участок использовался надлежащим образом в соответствии с его целевым назначением.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка за плату.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением в том числе, продажи земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно подпункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
ООО "Даниловка" 28.05.2020 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельного участка из земель категории сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 27:17:0000000:2748, в отношении которого общество является арендатором по договору от 10.03.2017 N 846. К заявлению обществом приложена копия договора аренды от 10.03.2017 N 846.
По результатам рассмотрения заявления министерством принято решение, изложенное в письме от 02.07.2020 N 1-11-4716, об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка без торгов в собственность заявителя. В обоснование принятого решения указано на то, что имеется информация о неиспользовании земельного участка заявителем по целевому назначению.
О незаконности решения министерства общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
В рассматриваемом случае, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 27:17:0000000:2748 площадью 4 724 824 кв.м. передан ООО "Даниловка" по договору аренды от 10.03.2017 N 846, как и иные земельные участки, перечисленные в этом договоре, и отраженные во вступившем в силу решении суда по делу N А73-22351/2019, то в силу части 2 статьи 69 АПК РФ вывод суда о том, что фактическое владение ООО "Даниловка" спорными земельными участками на праве аренды с 2010 года, т.е. более трех лет, является правильным и подтвержденным, является актуальным и для земельного участка с кадастровым номером 27:17:0000000:2748.
Довод жалобы о том, что обращение общества 03.06.2020 осуществлено после истечения срока аренды участка до 30.09.2019, установленного договором аренды от 10.03.2017 N 846, и является нарушением пп. 9 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, отклоняется, поскольку министерством не приняты во внимание следующие обстоятельства. Не исключено применение п.2 ст.621 ГК РФ к договору аренды земельного участка в случае права арендатора на заключение нового договора без торгов. Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться имуществом при отсутствии возражений арендодателя. Такие условия предусмотрены в договоре аренды участка от 10.03.2017 N 846. Общество до окончания договора обратилось 11.07.2019 в министерство о заключении нового договора. 09.11.2019 министерством представлено дополнительное соглашение о возобновлении договора аренды участка от 10.03.2017 N 846 на неопределенный срок. Таким образом, арендные отношения сторон не были прекращены на дату подачи заявления обществом и отсутствует пропуск срока, установленного пп.9 п.2 ст.39.3 ЗК РФ. Как усматривается из материалов дела, арендатор пользуется спорным земельным участком, выполняя свои обязанности, каких-либо возражений арендодателем не заявлялось.
Несостоятелен довод жалобы о несоблюдении обществом условия об использовании земельного участка по целевому назначению. Площадь спорного земельного участка составляет 472,4 га. Согласно акту N 57.1 от 20.09.2019 площадь неиспользуемой части земельного участка составляет 61,9 га, то есть около 13 % от общей площади спорного земельного участка. Отсутствуют признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020N 1482: отсутствует зарастание сорняками 50% и более площади земельного участка и ведение сельскохозяйственной деятельности менее чем на 25% площади земельного участка.
С 2016 года в районе расположения спорного земельного участка (район с. Некрасовка) ведутся масштабные работы по строительству объездной дороги "Обход г. Хабаровска". Данные работы осуществляются в границах земельного участка 27:17:0329204:2238, непосредственно примыкающего к спорному земельному участку. В ходе осуществления строительных работ в результате изменения естественных стоков воды с учётом рельефа местности произошло увеличение сбора поверхностных вод в границах спорного земельного участка. В этой связи приказом за N 23 от 20.05.2019 из состава обрабатываемой части земельного участка с кадастровым номером 27:17:0000000:2748 исключено поле N 133 общей площадью примерно 60 га и данное поле переведено под пары в целях исключения дальнейшего заболачивания данного поля и утраты им плодородных качеств, что соответствует требованиям п.п. 1, 3 ч. 2 ст. 13 и ст. 42 ЗК РФ. Отражено в акте N 44 от 23.08.2018, в акте от 20.09.2019.
Министерством в установленном частью 3.1 статьи 70 АПК РФ порядке указанные доводы заявителя не опровергнуты, доказательства обратного, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, в суд не представлены.
Нахождение части земельного участка под парами не является неиспользованием земельного участка в смысле, установленном п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что на дату подачи обществом заявления арендные отношения сторон не были прекращены. Используя спорный земельный участок на основании возобновленного в соответствии с пунктом 2 статьи 610 ГК РФ с 01.10.2019 договора аренды от 10.03.2017 N 846, общество не утратило право на обращение с заявлением о выкупе спорного земельного участка. У министерства отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность без проведения торгов.
Отклоняется довод жалобы об отсутствии законодательной обязанности министерства направления обществу проекта договора купли-продажи земельного участка, как противоречащий пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ, п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2020 по делу N А73-17158/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17158/2020
Истец: ООО "Даниловка"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Хабаровского