город Самара |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А65-21045/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Николаевой С.Ю., рассмотрев дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2020 (резолютивная часть от 02.12.2020), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-21045/2020 (судья Минапов А.Р.).
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 15" гор. Альметьевска Республики Татарстан (ОГРН 1021601628267, ИНН 1644022171)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) (ОГРН 1021601624802, ИНН 1644020495)
об отмене решения N 013S19200008351 от 30.06.2020,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 15" гор. Альметьевска Республики Татарстан обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) об отмене решения N 013S19200008351 от 30.06.2020.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2020 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2020 в виде резолютивной части суд признал недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное), гор. Альметьевск, от 30.06.2020 N 013S19200008351 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное), гор. Альметьевск, устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 15" гор. Альметьевска Республики Татарстан, гор. Альметьевск. Взыскал с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное), гор. Альметьевск (ОГРН 1021601624802, ИНН 1644020495), в пользу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 15" гор. Альметьевска Республики Татарстан, гор. Альметьевск (ОГРН 1021601628267, ИНН 1644022171), 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
17.12.2020 по ходатайству Пенсионного фонда арбитражным судом изготовлено мотивированное решение.
Заявитель - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное), не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 принята к производству апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2020 в виде резолютивной части, разрешенное в порядке упрощенного производства, для единоличного рассмотрения судьей без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам, которым установлены сроки представления сторонами доказательств и отзыва, дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания, а также текст апелляционной жалобы размещены арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и особенностями, установленными для рассмотрения дел в порядке упрощённого производства.
В соответствии со статьей 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.
Исследуя доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12.03.2020 заявитель представил в адрес Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) тип исходная за февраль 2020 года.
Указанный отчет был принят Пенсионным фондом 14.06.2019 в 07:22:24 с результатом: положительный протокол входного контроля.
Между тем, в исходной форме за февраль 2020 года заявителем была допущена ошибка: отсутствовали сведения о работающих лицах, сведения представлены с количеством застрахованных лиц "0".
Ошибочные сведения были выявлены заявителем самостоятельно и 15 апреля 2020 года направлены в адрес Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М дополняющая) за февраль 2020 года.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" утверждена Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации Постановлением N 83п. от 01 февраля 2016 года.
В дополняющей форме страхователем указывается код типа "доп" и отражаются недостающие сведения на тех лиц, которые страхователь ошибочно не указал в исходной форме СЗВ-М.
По результатам проведенной проверки представленной отчетности Пенсионным фондом ошибочно был установлен факт нарушения предоставления сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, о чем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.05.2020 N 013S18200007046.
Решением от 30.06.2020 N 013S19200008351 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене решения N 013S19200008351 от 30.06.2020.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель самостоятельно выявил ошибку в неверно представленных сведениях за февраль 2020 года и предприняло меры к ее устранению путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы провел проверку представленных сведений на соответствие нормам Федерального закона N 27-ФЗ. Материалами дела подтверждается, что представление заявителем дополняющей формы за февраль 2020 года по форме СЗВ-М было осуществлено не в связи с обнаружением страховщиком в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а явилось результатом самостоятельного выявления страхователем неполноты ранее представленных в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за февраль 2020 года. Таким образом, оснований для назначения заявителю финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27- ФЗ, за представление дополняющей формы за февраль 2020 года по форме СЗВ-М у Пенсионного фонда не имелось. Представление заявителем дополняющей формы к ранее представленным сведениям не является нарушением установленного срока предоставления исходных данных, в связи с чем основания для взыскания финансовой санкции отсутствуют.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона N 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим законом.
С 01 января 2017 года пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ действует в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, согласно которой страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 16 Закон N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закон N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах" (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142), согласно которому в пункте 3(ем) страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
- "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с формой "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, дополняющая форма подается с целью дополнения ранее принятых пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявителем предоставлены сведения по телекоммуникационным каналам связи за февраль 2020 года по форме "СЗВ-М" "исходная" в установленный законом срок и были приняты Пенсионным фондом с положительным результатом входного контроля, однако, 15 апреля 2020 года заявителем самостоятельно была предоставлена "дополняющая" форма отчетности.
Как следует из содержания оспариваемого решения от 30.06.2020 N 013S19200008351, заявитель привлечен к указанной ответственности в связи с непредставлением в установленный срок сведений.
Однако, ранее, а именно 12.03.2020 заявитель представил в адрес Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) тип исходная за февраль 2020 года.
Указанный отчет был принят Пенсионным фондом 14.03.2020 в 07:22:24 с результатом: положительный протокол входного контроля.
В связи с обнаружением недостающих сведений заявитель самостоятельно, без уведомления Пенсионного фонда направил дополняющую форму отчета.
Фактически образовательным учреждением 12.03.2020 была представлена дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых без замечаний страховщиком сведений о застрахованных лицах за февраль 2020 года по форме СЗВ-М.
Таким образом, диспозиция статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Согласно пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 39 указанной Инструкции установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, оснований для назначения Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 15" гор. Альметьевска Республики Татарстан финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за представление дополняющей формы за февраль 2020 года по форме СЗВ-М, у Пенсионного фонда не имеется.
Суд первой инстанции с учетом изложенного, а также установленных фактических обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в материалы дела, сделал правильный вывод, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, которые подлежали корректировке в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии вины образовательного учреждения в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за отчетный период - февраль 2020 года и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провело проверку представленных сведений, и выявило указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В силу положений частей 1 и 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются нарушения норм процессуального права, которые в части 4 статьи 288 настоящего Кодекса указаны в качестве оснований для отмены решения, постановления.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2020 (резолютивная часть от 02.12.2020), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-21045/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2021.
Судья |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21045/2020
Истец: Муниципальное бюджетное общнобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N15" г.Альметьевска Республики Татарстан, г. Альметьевск
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Альметьевске Республики Татарстан межрайоннон, г. Альметьевск