Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2021 г. N Ф05-13526/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А41-15071/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчиков:
Министерства жилищной политики Московской области - Черненко А.М., доверенность от 30.12.2019,
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Минеева О.Н., доверенность от 29.10.2018,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
ООО "Комбинат"- не явился, извещен надлежащим образом,
ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МООО "Гражданская позиция" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.11.2020 по делу N А41-15071/20, по заявлению МООО "Гражданская позиция" (ИНН 5020083822, ОГРН 1185000000822) к Министерству жилищной политики Московской области (ИНН 5024190060, ОГРН 1185053037476); Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ИНН 7707515984, ОГРН 1047796261512); ООО "Комбинат" (ИНН 5020043234, ОГРН 1055003615150), ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" (ИНН 5041020693, ОГРН 1025005243340); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (ИНН 5029036866, ОГРН 1055005107387) третьи лица: Министерство Экологии и природопользования Московской области (ИНН 5018061444 ОГРН 1025002042009); Администрация городского округа Клин (ИНН 5020007701, ОГРН 1035003952004) о признании недействительным заключения экспертизы от 03.12.2019 N 50-1-1-3-033999-2019; о признании недействительным разрешения на строительство от 23.12.2019 N RU50-3-14971-2019, о признании недействительным заключения от 23.10.2019 N 50.99.04.000.Т.002596.10.19. о признании недействительным решения от 10.12.2019 N 249-РСЗЗ,
УСТАНОВИЛ:
МООО "Гражданская позиция" (далее- истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ООО "Комбинат", ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области с требованиями о признании недействительными заключения экспертизы от 03.12.2019 N 50-1-1-3-033999-2019, разрешения на строительство от 23.12.2019 N RU50-3-14971-2019, санитарно-эпидемиологического заключения от 23.10.2019 N 50.99.04.000.Т.002596.10.19, решения от 10.12.2019 N 249-РСЗЗ "Об установлении санитарно-защитной зоны Комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Экологии и природопользования Московской области и Администрация городского округа Клин.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ответчиков возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца, ООО "Комбинат", ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области Министерство Экологии и природопользования Московской области и Администрация городского округа Клин, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в целях строительства первой и второй очередей комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер" в городском округе Клин Московской области в границах земельного участка с кадастровым номером 50:03:0040280:25 Министерством жилищной политики Московской области выдано разрешение на строительство от 23.12.2019 N RU50-3-14971-2019.
Как указывается заявителем и подтверждается материалами дела, данное разрешение на строительство выдано в связи с представлением ООО "Комбинат" документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе заключение экспертизы ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза" от 03.12.2019 N 50-1-1-3-033999-2019, с учетом решения Роспотребнадзора от 10.12.2019 N 249-РС33 "Об установлении санитарно-защитной зоны Комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер", принятого на основании санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Московской области от 23.10.2019 N 50.99.04.000.Т.002596.10.19 и Экспертного заключения ФБУН "СЗНЦ гигиены и общественного здоровья" от 22.08.2019 N 01.05.Т.44687.08.19.
Согласно доводам заявителя, при подготовке заключений по обоснованию и установлению санитарно-защитной зоны объекта замеры выброса вредных веществ проведены некорректно, разрешительная документация выдана в нарушение требований градостроительного законодательства, технических регламентов, публичные слушания по установлению санитарно-защитной зоны не проводились, что, в свою очередь, нарушает гарантированное на национальном и международном уровне право жителей городского округа Клин на благоприятную окружающую среду, а также нормы Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Также заявитель жалобы указал, что "Алексинский карьер" является незаконно действующей свалкой мусора. Таким образом, разрешение на строительство подлежит признанию недействительным как полученное в обход закона и нарушающее требование действующих нормативно-правовых актов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствия ненормативного акта закону или иному нормативному акту и нарушения названным актом прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Исходя из этого отсутствие хотя бы одного из названных условий исключает признание оспариваемых постановлений, актов, действий, бездействия недействительными, незаконными. Тем самым, при недоказанности нарушения этими постановлениями, актами, действиями, бездействием прав и законных интересов заявителя, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, его заявление подлежит оставлению без удовлетворения.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения своих прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции по состоянию на 23.12.2019) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 7 указанной статьи в целях получения разрешения на строительство заинтересованное лицо обязано представить следующие документы (применительно к рассматриваемому спору):
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно части 5 данной статьи предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются:
1) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;
2) проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса.
Результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение:
1) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 настоящей статьи (за исключением случаев проведения экспертизы проектной документации в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи);
2) о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса (часть 9).
В силу частей 10, 12 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, застройщика, технического заказчика.
Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
МООО "Гражданская позиция" не является ни застройщиком, ни техническим заказчиком спорного объекта строительства. Следовательно, данному лицу не предоставлено право на оспаривание заключения государственной экспертизы по проектной документации на строительства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по проектной документации и результатам инженерных изысканий объекта "Строительство первой и второй очередей комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер" в городском округе Клин Московской области", подготовленной ООО "ИПЭиГ", ООО "Агрокомпост", ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза" выдано положительное заключение экспертизы от 03.12.2019 N 50-1-1-3-033999-2019.
В разрешении на строительство также имеется ссылка на проектную документацию, подготовленную ООО "ИПЭиГ", ООО "Агрокомпост".
Сведений о подготовки иной проектной документации на строительство в материалах дела не имеется, суду также не представлено.
Для проведения государственной экспертизы представляется исчерпывающий перечень документов, указанный в части 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145. Согласно части 17 данного Положения истребование от заявителей иных сведений и документов не допускается.
Требование о представлении протокола общественных слушаний, Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, не предусмотрено. При поведении государственной экспертизы анализ сведений сайта государственных закупок также не осуществляется.
Исходя из системного толкования норм статей 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом пункта 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, при проведении экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации влияние окружающей застройки на объект и объекта на окружающую застройку может рассматривается только в пределах сведений, содержащихся в ситуационном плане раздела проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка".
При этом обстоятельства, связанные с размещением объекта внутри соответствующей структуры территориальной зоны (городского округа, микрорайона, квартала, жилого района, приаэродромной территории и т.д.) находятся за пределами компетенции организаций, осуществляющих экспертизу проектной документации. Проведение экспертизы в отношении указанных документов действующим законодательством также не предусмотрено.
Кроме того, в силу норм статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверка соответствия проектной документации требованиям градостроительного планирования и зонирования проводится органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство.
Согласно подпункту з) пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляется положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Само по себе соответствие проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не является предметом такой экспертизы - часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации: при проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.
Судом первой инстанции установлено, что при экспертизе проектной документации исследовалось распоряжение Минэкологии Московской области от 23.09.2019 N 709-РМ "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации "Строительство первой и второй очередей комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер" в городском округе Клин Московской области".
Законность заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации и действительность распоряжения подтверждены решением Арбитражного суда Московской области от 03.08.2020 по делу N А41-110159/19, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020.
По результатам государственной экспертизы ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза" в положительном заключении экспертизы от 03.12.2019 N 50-1-1-3-033999-2019 изложило следующие выводы: - техническая часть проектной документации (планировочная организация земельного участка, архитектурно-строительные и конструктивные решения, запроектированные инженерное оборудование и сети инженерно-технического обеспечения), обеспечивает безопасное функционирование проектируемого объекта и соответствует требованиям технических регламентов: Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; - проектная документация соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, возможность установления санитарно-защитной зоны подтверждена экспертным заключением ФБУН "СЗНЦ гигиены и общественного здоровья" от 22.08.2019 N 01.05.Т.44687.08.19, санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Роспотребнадзора по Московской области от 23.10.2019 N 50.99.04.000.Т.002596.10.19; - проектная документация соответствует требованиям в области охраны окружающей среды, что подтверждено заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденным распоряжением Минэкологии Московской области от 23.09.2019 N 709-РМ; - выполняются требования государственной охраны объектов культурного наследия; - проектная документация соответствует требованиям к содержанию разделов проектной документации, заданию застройщика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий.
Таким образом, оспариваемое положительное заключение по предмету соответствия требованиям действующего законодательства и норм технических регламентов непосредственно проектной документации на строительство полигона "Алексинский карьер" основано на требованиях закона, в связи с чем не подлежит признанию недействительным.
В удовлетворении требования о для признания незаконным решения Роспотребнадзора от 10.12.2019 N 249-РС33 "Об установлении санитарно-защитной зоны Комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер" судом первой инстанции также отказано правомерно в связи со следующим.
В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации санитарно-защитная зона относится к зонам с особыми условиями использования территорий.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (пункт 2).
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование (пункт 4).
Согласно Правилам установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденным Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности (пункт 3).
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (пункты 2.2 - 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
При этом согласно пункту 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно пунктам 4.1 и 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Исходя из системного толкования норм градостроительного законодательства и технических регламентов, санитарно-защитная зона - это обозначение территории, в пределах которой распространяется превышающее допустимые пределы вредное воздействие от источника.
Санитарно-защитные зоны призваны не допустить вредное воздействие на другие объекты или снизить такое воздействие на источник установления зоны. Не допустить вредное воздействие - означает воспрепятствовать размещению новых объектов. Снизить вредное воздействие - означает установить применительно к существующим объектам, являющимся источниками вредного воздействия, правовые ограничения таким образом, чтобы степень такого воздействия не увеличивалась. Таким образом, санитарно-защитная зона выполняют две функции:
1) регулирует планирование размещения новых объектов;
2) регулируют использование ранее размещенных объектов.
При этом планирование размещения новых объектов предполагает процесс поэтапного уточнения их характеристик, которое происходит со стороны как самих объектов, так и окружающей среды, в которую планируемые объекты предполагается включить.
Решение Роспотребнадзора от 10.12.2019 N 249-РСЗЗ "Об установлении санитарно-защитной зоны Комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер" принято по заявлению ООО "Комбинат" на основании санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Московской области от 23.10.2019 N 50.99.04.000.Т.002596.10.19 и Экспертного заключения ФБУН "СЗНЦ гигиены и общественного здоровья" от 22.08.2019 N 01.05.Т.44687.08.19.
Исходя из содержания, Санитарно-эпидемиологическое заключение от 23.10.2019 N 50.99.04.000.Т.002596.10.19 удостоверяет соответствие проекта санитарно-защитной зоны Комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер" государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" спорный объект относится к 1 классу опасности с ориентировочной СЗЗ размером 1000 м.
Проектом предлагается к установлению санитарно-защитная зона для Комплекса от границ промплощадки на расстоянии от 520 до 1000 м в северо-западном направлении, 1000 м в остальных направлениях. Расстояние от контура комплекса до ближайших объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания составляет: в северном направлении: 1,2 км до д. Новощапово и 1,5 км до д. Максимково; в северо-восточном направлении: 1,8 км до д. Голиково, 1,9 км до ДП "Солнечный берег", 2,0 км до д. Опалево; в восточном направлении: 1,3 км до д. Напругово; в юго-восточном направлении: 1,2 км до д. Золино; в юго-западном направлении: 1,4 км до г. Клин (ближайший земельный участок 50:03:0010331:324 с разрешенным использованием "для размещения многоэтажного жилого дома N 25"), 1,6 км до СНТ "Дружба"; в западном направлении: 2,2 км до д. Белавино; в северо-западном направлении: 0,52 км до СНТ "Урожай" (ближайший земельный участок 50:03:0010230:208 с разрешенным использованием "индивидуальное садоводство"), 1,5 км до д. Ясенево (ближайший земельный участок 50:03:0040235:43 с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства").
Несоответствия санитарно-защитной зоны требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 2.1.6.1032-01, СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Роспотребнадзором и его территориальным органом не выявлено.
Заявитель также не указал, какие именно требования нарушены установлением санитарно-защитной зоны будущего объекта. Иных доказательств незаконности санитарно-эпидемиологического заключения от 23.10.2019 N 50.99.04.000.Т.002596.10.19 заявителем также не представлено.
Доводы МООО "Гражданская позиция", изложенные в заявлении и в озвученные в судебных заседаниях, о неблагополучной экологической обстановке в районе размещения объекта строительства, фактически сводятся к требованиям о запрете деятельности в границах существующего полигона ТКО, созданного и функционировавшего до начала строительства. Вместе с тем, такие требования в рамках настоящего спора не заявлены, в предмет доказыванию по настоящему спору не входят.
Кроме того, проект установления санитарно-защитной зоны разработан исключительно в отношении Комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер", а не существующего полигона.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что санитарно-эпидемиологическое заключение от 23.10.2019 N 50.99.04.000.Т.002596.10.19 соответствует требованиям закона и само по себе не нарушает прав заявителя.
Таким образом, решение Роспотребнадзора от 10.12.2019 N 249-РС33 "Об установлении санитарно-защитной зоны Комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер" также соответствует закону.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции, к заявлению о выдаче разрешения на строительство Комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер" ООО "Комбинат" приложило все необходимые документы в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судом также установлено соответствие представленных документов требованиям закона, в связи с чем Министерство жилищной политики Московской области не имело достаточных правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Доводы заявителя о фактическом начале строительства до получения разрешения на строительство и на результаты проверки военной прокуратуры Солнечногорского гарнизона обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, оценка данным обстоятельствам дана в решении Арбитражного суда Московской области от 20.12.2019 по делу N А41-94036/19.
Также подлежат отклонению доводы заявителя о вводе объекта в эксплуатацию, поскольку доказательств, подтверждающих, что объект введен в эксплуатацию не представлено. Представитель Министерство жилищной политики Московской области в судебном заседании 29.10.2020 также подтвердил, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на основании разрешения на строительство от 23.12.2019 N RU50-3-14971-2019, равно как в отношении объекта "Строительство первой и второй очередей комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер" в городском округе Клин Московской области", не выдавалось.
Таким образом, разрешение на строительство от 23.12.2019 N RU50-3-14971-2019 также соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.11.2020 по делу N А41-15071/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.