г. Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А41-52039/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.11.2020 по делу N А41-52039/20 по заявлению ЗАО "Соцпромстрой" к Министерству жилищной политики Московской области о признании, третье лицо: администрация Одинцовского городского округа,
при участии в заседании:
от ЗАО "Соцпромстрой" - Новикова Н.М. по доверенности от 11.01.2021;
от Министерства жилищной политики Московской области - извещено, не явился;
от администрации Одинцовского городского округа - извещено, не явился;
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Соцпромстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения N 79249 от 06.07.2020, обязании министерство выдать обществу разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Склад для хранения готовой продукции растворо-бетонного узла со встроенной котельной", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030206:151.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация Одинцовского городского округа (далее - третье лицо, администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.11.2020 по делу N А41-52039/20 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей министерства и администрации.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество является застройщиком при строительстве здания растворо-бетонного узла и складских помещений с инженерной инфраструктурой.
Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области вынесено Постановление N 1803 от 13.07.2007 о предоставлении ЗАО "Соцпромстрой" земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:151 площадью 1 400 кв. м под размещение складских помещений для растворо-бетонного узла.
На основании Постановления N 1803 от 13.07.2007 между муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской области" и ЗАО "Соцпромстрой" заключен Договор N 2076 от 22.10.2007 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:151 площадью 1 400 кв. м под размещение складских помещений для растворо-бетонного узла, сроком действия до 04.11.2010.
Также администрацией Одинцовского муниципального района Московской области вынесено Постановление N 2864 от 11.10.2007 о предоставлении ЗАО "Соцпромстрой" земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:156 площадью 4 800 кв. м для строительства растворо-бетонного узла.
На основании Постановления N 2864 от 11.10.2007 между муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской области" и ЗАО "Соцпромстрой" заключен Договор N 2129 от 05.02.2008 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:156 площадью 4 800 кв. м для строительства растворо-бетонного узла, сроком действия до 17.02.2011.
Таким образом, общая площадь земельных участков, предоставленных ЗАО "Соцпромстрой" для строительства растворо-бетонного узла и складских зданий с инженерной инфраструктурой, составляет 6 200 кв. м.
Постановлением Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области N 150 от 12.03.2009 был утвержден градостроительный план земельных участков (с кадастровыми номерами 50:20:0030206:151 и 50:20:0030206:156), в соответствии с которым на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030206:156 было предусмотрено строительство растворо-бетонного узла, а на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030206:151 - строительство складских помещений для растворо-бетонного узла.
Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района ЗАО "Соцпромстрой" было выдано Разрешение на строительство от 13.03.2009 N RU50511105-6 - на строительство растворо-бетонного узла и складских зданий с инженерной инфраструктурой на земельном участке общей площадью 6 200 кв. м.
Постановлением Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области N 1157 от 29.12.2010 земельным участкам общей площадью 6 200 кв. м. (земельному участку с кадастровым номером 50:20:0030206:151 площадью 1400 кв. м и земельному участку с кадастровым номером 50:20:0030206:156 площадью 4800 кв. м) был присвоен общий почтовый адрес: Россия, Московская обл., Одинцовский р-н, г. Одинцово, ул. Южная, 18А.
На земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030206:156 площадью 4 800 кв. м было завершено строительство первой очереди растворо-бетонного узла с инженерной инфраструктурой.
Администрацией городского поселения Одинцово было выдано Разрешение на ввод в эксплуатацию N RU50511105-1174 от 10.12.2009 вновь построенного объекта капитального строительства - первой очереди растворо-бетонного узла с инженерной инфраструктурой (растворо-смесительный узел, емкость для хранения цемента N 1, эстакада, бетонно-смесительный узел, емкость для хранения цемента N 2, наружный водопровод, ливневая канализация, напорная хозяйственно-бытовая канализация, самотечная хозяйственно-бытовая канализация, сеть горячего водоснабжения, теплосеть).
Разрешение на ввод в эксплуатацию N RU50511105-1174 от 10.12.2009 утверждено Постановлением Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области N 1174 от 10.12.2009.
На земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030206:151 площадью 1 400 кв. м. ЗАО "Соцпромстрой" было завершено строительство склада для хранения готовой продукции растворо-бетонного узла со встроенной котельной.
С целью получения разрешения на ввод в эксплуатацию склада ЗАО "Соцпромстрой" посредством портала государственных и муниципальных услуг Московской области обратилось в Министерство жилищной политики Московской области с заявлением от 26.06.2020 о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию..
Решением Министерства от 06.07.2020 N 79249 заявителю было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с истечением срока действия договора аренды.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с рассматриваемыми требованиями.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию регламентирован статьей 55 Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Министерства жилищной политики Московской области N 43 от 28.03.2019 г. был утвержден Административный Регламент предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией)" (далее - Административный Регламент).
Частью 2 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Частью 3 статьи 55 ГрК РФ предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Приложением N 4 к Административному Регламенту утверждена форма заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
ЗАО "Соцпромстрой" в Министерство жилищной политики было подано заявление от 26.06.2020 о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, составленное в соответствии с утвержденной формой. К указанному заявлению ЗАО "Соцпромстрой" был приложен полный комплект документов, необходимых для получения данной государственной услуги, а именно: обществом в министерство представлены договор аренды, проектная документация.
С целью подтверждения факта соответствия объекта проектной документации ЗАО "Соцпромстрой" обратился в экспертную организацию ООО "Группа "Юридическая и Строительно-Техническая Экспертиза" (ООО "Группа "Ю.С.Т.Э." ОГРН 1127747009114).
Согласно представленному в материалы дела заключению специалиста объект полностью соответствует предоставленной проектной документации, при возведении объекта нарушений градостроительных, строительных, противопожарных и санитарно- эпидемиологических требований не допущено, объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Указанное Техническое заключение было приложено ЗАО "Соцпромстрой" в числе дополнительных документов при подаче заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.06.2020. Данное заключение заинтересованным лицом не опровергнуто.
В соответствии с п. 5 ст. 55 ГрК РФ, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления поданных документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
В связи с тем, что в соответствии с ч.1 ст. 54 ГрК РФ, при строительстве объекта государственный строительный надзор не осуществлялся, заинтересованным лицом 02 июля 2020 года был произведен осмотр, по итогом которого был составлен Акт осмотра объекта капитального строительства от 02.07.2020 N 79249. В Акте осмотра не было зафиксировано фактов несоответствия объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Кроме того, в ч. 6 ст. 55 ГрК РФ перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство (исчерпывающий перечень), среди которых: несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство (пункт 3 части 6), несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (пункт 4 части 6).
Разделом 13 Административного регламента также установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Однако в оспариваемом решении заинтересованное лицо не указало на п. 4 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ или п. 13.2.5.4 Административного Регламента как на основание для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом в Акте осмотра содержалось следующее указание: "Подтвердить соответствие объекта требованиям проектной документации не представляется возможным, в связи с отсутствием в электронной базе ИСОГД комплекта утвержденной проектной документации".
Вместе с тем, как было указано выше, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:151, на котором было произведено строительство объекта, был заключен ЗАО "Соцпромстрой" 22.10.2007. Проектная документация на строительство Объекта была разработана в 2008 году. Разрешение N RU50511105-6 на строительство растворо-бетонного узла и складских зданий с инженерной инфраструктурой было выдано 13.03.2009.
Согласно ч. 11 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Следовательно, выдача разрешения на строительство объекта осуществлялась уполномоченным органом, в том числе при наличии разработанной проектной документации, которая подлежала соответствующей проверке.
При этом ИСОГД была создана Постановлением Правительства Московской области N 231/9 от 25.03.2016 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области".
Таким образом, в связи с тем, что разрешение на строительство объекта было получено заявителем за восемь лет до создания системы ИСОГД, проектная документация в системе ИСОГД может отсутствовать, что не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом документы, обязательные для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, были загружены заявителем в ИСОГД.
При этом основанием для оспариваемого отказа явилось не несоответствие объекта проектной документации, а возникшая у административного органа невозможность подтвердить соответствие объекта требованиям проектной документации. Между тем, такого основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию законодательство не содержит.
Более того, проектная документация, как было указано выше, была представлена заявителем административному органу, а факт неполучения соответствующей информации от администрации также не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что решение суда фактически исполнено, министерством выдано разрешение на ввод в эксплуатацию N RU50-20-16980-2020 от 17.11.2020. Объект поставлен на кадастровый учет 17.12.2020 с присвоением кадастрового номера 50:20:0030206:9290
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.11.2020 по делу N А41-52039/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-52039/2020
Истец: ЗАО "Социальное и промышленное строительство"
Ответчик: Министерство жилищной политики Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство жилищной политики Московской области