Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2021 г. N Ф05-12493/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А40-145053/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 ноября 2020 года
по делу N А40-145053/20, принятое судьей Жбанковой Ю.В.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ООО "Терминал Пяжиева-Сельга"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 424 677 руб. 27 коп.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕРМИНАЛ ПЯЖИЕВА-СЕЛЬГА" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (далее ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 636 742,77 руб. (согласно уменьшенному размеру исковых требований, ст.49 АПК РФ).
Решением суда от 20 ноября 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично в сумме 300 000 руб. в виду применения ст.333 ГК РФ.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Истец просит апелляционную жалобу отклонить, не согласен с решением в части применения ст.333 ГК РФ.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 20 ноября 2020 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, между истцом и ответчиком существовали договорные отношения на поставку грузов вагонами, в соответствии с которыми ответчик осуществлял поставку груза по 60 железнодорожным накладным.
Истец, являясь грузоотправителем и/или грузополучателем, и в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 18-ФЗ от 10 января 2003 года "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (УЖТ РФ), будучи уполномоченным выступать от своего имени или от имени владельца груза по договору перевозки, оформило для целей отправки по согласованным маршрутам вагоны, о чем перевозчиком в соответствии со ст. 25 УЖТ РФ, в подтверждение заключения договора перевозки, выданы квитанции о приеме груза к перевозке, согласно железнодорожных накладных: NN ЭМ311867 от 12.07.2019 г., ЭМ312005 от 12.07.2019 г., ЭМ312008 от 12.07.2019 г., ЭМ312014 от 12.07.2019 г., ЭМ312015 от 12.07.2019 г., ЭМ312058 от 12.07.2019 г., ЭМ312062 от 12.07.2019 г., ЭМ312064 от 12.07.2019 г., ЭМ312067 от 12.07.2019 г., ЭМ312296 от 12.07.2019 г., ЭМ312390 от 12.07.2019 г., ЭМ312396 от 12.07.2019 г., ЭМ312400 от 12.07.2019 г., ЭМ312402 от 12.07.2019 г. 03.08.2019 г., ЭМ312406 от 12.07.2019 г., ЭМ312409 от 12.07.2019 г., ЭМ312466 от 12.07.2019 г., ЭМ312468 от 12.07.2019 г., ЭМ824238 от 29.07.2019 г., ЭН212331 от 28.07.2019 г., ЭН212180 от 27.07.2019 г., ЭН212117 от 27.07.2019 г., ЭН217277 от 27.07.2019 г., ЭН361876 от 28.07.2019 г., ЭН361889 от 28.07.2019 г., ЭН361892 от 28.07.2019 г., ЭН361894 от 28.07.2019 г., ЭН361899 от 28.07.2019 г., ЭН361904 от 28.07.2019 г., ЭН361908 от 28.07.2019 05.08.2019 г., 31 ЭН361879 от 29.07.2019 г., ЭН361880 от 29.07.2019 г., ЭН361883 от 29.07.2019 г., ЭН361886 от 29.07.2019 г., ЭН361895 от 29.07.2019 г., ЭН361907 от 29.07.2019 г., ЭН362454 от 29.07.2019 г., ЭН362457 от 29.07.2019 г., ЭН362461 от 29.07.2019 г., ЭН362463 от 29.07.2019 г., ЭН362466 от 29.07.2019 г., ЭН362471 от 29.07.2019 г., ЭН362478 от 29.07.2019 г., ЭН402820 от 29.07.2019 г., ЭН525587 от 31.07.2019 г., ЭН677362 от 04.08.2019 г., ЭН677090 от 05.08.2019 г., ЭМ824268 от 21.07.2019 г., ЭМ377220 от 22.07.2019 г., ЭМ789152 от 22.07.2019 г., ЭН007852 от 22.07.2019 г., ЭН007965 от 22.07.2019 г., ЭМ789125 от 23.07.2019 г., ЭН212334 от 26.07.2019 г., ЭН220823 от 27.07.2019 г., ЭН253466 от 27.07.2019 г., ЭН897467 от 05.08.2019 г., ЭН990861 от 07.08.2019 г., Э0179014 от 11.08.2019 г., ЭЛ843686 от 11.08.2019 г.
В силу ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно ст. 2 Федерального закона 153-ФЗ от 25.08.1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте" определено: груз - это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет предусмотренную УЖТ РФ ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Несмотря на срок доставки, указанный в железнодорожных накладных, вагоны доставлялись на станцию назначения и выдавались грузополучателю с просрочкой.
Просрочки в доставке документально подтверждаются соответствующими транспортными железнодорожными накладными.
Повагонный расчет нарушенных сроков доставки истцом представлен в материалы дела.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 6 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 УЖТ РФ обстоятельств (ст. 97 УЖТ РФ).
В соответствии с абзацем 1 статьи 123 УЖТ РФ, претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней.
Согласно п. 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ" от 06.10.2005 предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем пути необщего пользования претензии к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных ст. 123 УЖТ РФ, при условии соблюдения установленного Уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не лишает указанных лиц права на защиту своих интересов в судебном порядке.
В рамках досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензию исх. N 690, квитанция отправке от 11.07.2020 г. с требованием об оплате неустойки, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
В силу статьи 33 УЖТ РФ сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2010 N 37), при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27) исчисление срока доставки груза начинается с 00:00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной. Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.
На основании пункта 6.3 Правил N 27 сроки доставки грузов увеличиваются в случае задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
В пункте 6.4 Правила N 27 предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.
О причине задержки грузов и о продолжительности этой задержки, перевозчик обязан составить акт общей формы.
В соответствии с Правилами составления актов, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 45 от 18.06.2003 (далее - Правила N 45), в акте общей формы указываются причина и время задержки вагона в пути, сведения об обнаруженных неисправностях.
Согласно п. 2 Правил N 27 нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляется перевозка грузов.
В соответствии со ст. 15 УЖТ РФ плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
Период просрочки оплаты неустойки по состоянию на дату подачи иска по железнодорожным накладным составляет от 3 до 22 дней (с 03.08.2020 по 25.08.2020).
Таким образом, рассчитанная истцом неустойка по железнодорожным накладным составляет 363 742 руб. 77 коп.
Ответчик, в доводах отзыва для отказа в удовлетворении исковых требований указывает, что истцом была допущена арифметическая ошибка при применении ст.97 УЖТ РФ, что повлекло увеличение суммы на 10 938 руб. 83 коп. Данный довод является необоснованным, поскольку расчет суммы неустойки проверен судом.
Кроме этого, согласно доводам ответчика, по отправке ЭН525587 не учтено прохождение транспортного узла. При этом, в соответствии с п. 1.4.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, далее - Правила заполнения перевозочных документов) лист железнодорожной накладной, в которой указывается срок доставки груза, заполняется перевозчиком. Согласно п. 1.10. Правил заполнения перевозочных документов графы, обведенные рамками в листах накладной на бланках, заполняются перевозчиком. Именно такой графой является графа "срок доставки истекает". Также п. 3.2. Правил заполнения перевозочных документов указывается, что перевозчиком в строке "Срок доставки истекает" указывается расчетная дата истечения срока доставки груза. Таким образом, сам Ответчик, руководствуясь Правилами исчисления сроков доставки грузов, исчислил срок доставки груза по указанным железнодорожным накладным и в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов указал этот срок в накладных. В соответствии со ст.402 ГК РФ действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Принимая во внимание, осуществление расчета времени пребывания вагона в пути электронной системой самого ответчика, последний изначально должен был знать маршрут, по которому проследует вагон, а также размер провозной платы. При таких обстоятельствах, при отсутствии по спорным отправкам соглашения сторон об иных, чем в Правилах N 27 сроках доставки, перевозчик обязан соблюдать срок, определенный в договоре перевозки. Увеличение срока доставки вагонов направлены на одностороннее изменение существенного условия договора перевозки - срока перевозки, который указан в железнодорожной накладной (договоре) при его заключении. Изменение в последующем срока исполнения договора возможно при наличии исключительных обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть при заключении договора и не мог избежать при его исполнении.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ответчиком доказательств невозможности следования вагона иным маршрутом, минуя указанный транспортный узел, а также доказательств, что следование вагонов через станции этого узла не являлось отклонением от кратчайшего маршрута (маршрута следования вагона), не представлено.
Суд первой инстанции правильно указал по доводу о том, что по 29 железнодорожным накладным:
- ЭН212180, ЭН212117, ЭН217277, ЭН361876, ЭН361889, ЭН361892, ЭН361894, ЭН361899, ЭН361904, ЭН361908, ЭН361879, ЭН361880, ЭН361883, ЭН361886, ЭН361895, ЭН361907, ЭН362454, ЭН362457, ЭН362461, ЭН362463, ЭН362466, ЭН362471, ЭН362478, ЭН402820, ЭН525587, ЭН897467, ЭН990861, ЭО179014, ЭЛ843686 истец указал не те даты, которые отражены в накладных, и что как следствие повлекло неправильный расчет неустойки, не нашли своего подтверждения в связи с тем, что расчет исковых требований произведен в соответствии с Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (ред. от 28.12.2017) "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" и является верным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, так как в расчете ответчика на 10 938,83 руб., заявленном в п.2 жалобы как арифметические ошибки, ответчик не учитывает, что по датам до 01 августа 2019 года истец правомерно руководствуется ставкой 9%, тогда как ответчиком весь контррасчет выполнен, исходя из 6%.
Между тем, решение суда подлежит изменению.
Так, удовлетворяя требования в части железнодорожных накладных ЭМ824238, ЭН402820, ЭН677090, ЭО0179014, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик не доказал, что неисправность вагонов возникла по независящим от перевозчика причинам.
Указанный вывод в отношении отправок ЭМ824238, ЭО179014 не верен, так как по вышеуказанным накладным неисправности являлись только эксплуатационными, то есть не связаны с качеством ремонта или нарушением ответчиком правил перевозки, а носят характер естественного износа, в связи с чем во взыскании пени в общей сумме 4 324,05 руб. следует отказать.
Нашел свое объективное подтверждение довод ответчика о том, что в отношении применения (не применения) к спорным отношениям п. 6.7 Правил на сумму разногласий 317 804,22 руб. (п.3 жалобы) судом в решении не дана оценка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с необходимостью применения п. 6.7 Правил в силу следующего.
В соответствии с п. 6.7 Правил исчисления сроков доставки N 245 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Вопреки заявлению Истца в разделе II дополнений N 690, в материалы дела Ответчиком представлены необходимые и достаточные комплекты документов согласно распоряжению от 22.03.2012 г. N 558-р (приложения к отзыву от 18.09.2020, а также ходатайствам о приобщении дополнительных документов от 07.10.2020 и от 21.10.2020):
копии актов общей формы, составленных на станции назначения и подтверждающих прибытие вагонов с увеличением срока доставки по причине, зависящей от Истца.
копии актов обшей формы о начале задержки и окончании задержки (подтверждают факт задержки вагонов в пути следования и содержат наименование станции задержки, номера отправок и вагонов, дату, время, причину отставления поезда от движения),
копии оперативных приказов о задержке вагонов и об отправлении вагонов,
копии извещений о задержке и о подъеме вагонов в пути следования,
анализ занятости путей грузополучателя за весь период задержки, подтверждающий факт занятости подъездных путей грузополучателя-Истца и факт нарушения грузополучателем- Истцом технологических сроков оборота вагонов, установленных договором 10ЭП/17/4 от 27.04.2017 г. между ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" и ОАО "РЖД",
договор N 10ЭП/17/4 от 27.04.2017 между Истцом и Ответчиком,
копия накопительных ведомостей, подписанные Истцом;
копии актов обшей формы на начисление платы, подписанные Истцом;
копия акта оказанных услуг и платежных поручений, подписанные Истцом, об оплате начислений платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования;
накладные с отметками об увеличении сроков доставки но причинам, зависящим от грузополучателя-Истца.
Данные документы подтверждают, что задержка вагонов произошла на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения и не зависела от перевозчика, а напрямую зависела or действия самого Истца.
Накопительные ведомости о начислении платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования по ответственности ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" подписаны Истцом без разногласий, сумма платы внесена Истцом в добровольной порядке согласно Договору N 10ЭП/17/4 от 27.04.2017 г. между ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" и ОАО "РЖД", связанному с жсилуатацией ж/д пути необщего пользования ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" при станции Пяжиева Сельга Окт ж.д.
Указывая в отзыве на жалобу на недопустимость представленных ответчиком документов по причине визуального отличия подписей представителей ответчика от подлинных, о фальсификации в порядке ст.161 АПК РФ ответчик в суде первой инстанции не заявлял.
При таких обстоятельствах пени в сумме 317 804,22 руб. (п. 6.7 Правил) взысканы судом первой инстанции неправомерно.
Учитывая, что применение ст.333 ГК РФ судом первой инстанции мотивировано, в частности, незначительностью просрочки сроков доставки, суд апелляционной инстанции не усматривает, вопреки утверждениям истца, незаконного применения судом первой инстанции ст.333 ГК РФ, что в процентом соотношении составляет 17,52%, в связи с чем правомерно заявленная сумма пени в размере 41 614,50 руб. (363 742,77 руб. - (317 804,22 руб. + 4 324,05 руб.) подлежит снижению на 17,52%.
Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать 34 323,64 руб. пени.
70% госпошлины, приходящихся на уменьшение исковых требований в суде первой инстанции, подлежит возврату истцу из бюджета в сумме 853 руб. (ст.110 АПК РФ), в остальном расходы сторон по оплате госпошлины подлежат распределению пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований без учета применения ст.333 ГК РФ, в результате чего с истца в пользу ответчика следует взыскать 1 481 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, п. 2 ст. 269, п. 3 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 ноября 2020 года по делу N А40-145053/20 изменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" 34 323 руб. 64 коп. - пени, в остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 1 481 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Возвратить ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" 853 руб. - госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 186 от 17.07.2020 из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145053/2020
Истец: ООО Терминал Пяжиева Сельга
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"