г. Красноярск |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А74-1260/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" февраля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "03" ноября 2020 года по делу N А74-1260/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эстет" (ИНН 1901092295, ОГРН 1091901004029) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) (ИНН 1901051556, ОГРН 1021900528253) (далее - Управление Пенсионного фонда), к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016752, ОГРН 1021900535579) (далее - Отделение Пенсионного фонда) об обязании принять решения: о возврате 1 330 312 руб. 67 коп., излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2014-2015 годы, о возврате 3344 руб. 70 коп., излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год, и направить указанные решения в соответствующий налоговый орган; к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (ИНН 1901065277, ОГРН 1041901200032) (далее - налоговый орган) об обязании в установленном законом порядке произвести фактический возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование: за 2014-2015 годы в размере 1 330 312 руб. 67 коп., за 2016 год в размере 3344 руб. 70 коп., а так же в размере 200 000 руб.; о взыскании процентов, начисленных на излишне уплаченные страховые взносы: на сумму 200 000 руб. в размере 17 841 руб. 65 коп. за период с 24 июля 2019 года по 27 октября 2020 года и до момента фактического возврата излишне взысканных сумм страховых взносов, на сумму 1 330 312 руб. 67 коп. в размере 118 674 руб. 94 коп. за период с 24 июля 2019 года по 27 октября 2020 года и до момента фактического возврата излишне взысканных сумм страховых взносов, на сумму 3344 руб. 70 коп. в размере 297 руб. 33 коп. за период с 24 июля 2019 года по 27 октября 2020 года и до момента фактического возврата излишне взысканных сумм страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" ноября 2020 года по делу N А74-1260/2020 исковые требования удовлетворены частично. На Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия, и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) возложена обязанность в соответствии с установленной компетенцией принять решение о возврате 3344 руб. 70 коп., излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год, и направить указанное решение в соответствующий налоговый орган. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия возложена обязанность произвести фактический возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 200 000 руб. на основании решения государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия от 09 июля 2019 года N 014F07190000450 и в размере 3344 руб. 70 коп. на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Хакасия, принятого в соответствии с пунктом 1 настоящего решения. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия возложена обязанность произвести уплату обществу с ограниченной ответственностью "Эстет" 14 636 руб. 39 коп. процентов на сумму излишне уплаченных страховых взносов за 2016 год за период с 30 июля 2019 года по 27 октября 2020 года, а также в соответствии с пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации произвести начисление процентов на сумму излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 203 344 руб. 70 коп., начиная с 28 октября 2020 года по день фактического возврата денежных средств, исходя из процентной ставки равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В пользу общества с ограниченной ответственностью "Эстет" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в следующем порядке: с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия - 3816 руб. 76 коп., с государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия - 59 руб. 47 коп. Обществу с ограниченной ответственностью "Эстет" из федерального бюджета возвращено 1339 руб. 12 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 10 февраля 2020 года N 155.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований общества к Управлению Пенсионного фонда об обязании принять решение о возврате 3344 руб. 70 коп. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год.
В апелляционной жалобе управление указало, что последнее не задействовано в процессе принятия решения о возврате или об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов; заявителем пропущен срок исковой давности, исходя из даты предоставления первоначального расчета по страховым взносам за полугодие 2016 года (август 2016 года); судом первой инстанции не учтено, что порядок исчисления страховых взносов в соответствии с положениями Закона N 212-ФЗ зависел от категории плательщиков страховых взносов.
Обществом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последнее против доводов апелляционной жалобы возразило, ссылаясь на их несостоятельность.
Отделение Пенсионного фонда представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие относительно довода ответчика о том, что управление является ненадлежащим ответчиком. При этом в отзыве отделение указало, что удовлетворение требований в части возврата 3344 руб. 70 коп. является необоснованным, поскольку порядок исчисления страховых взносов в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" зависит от категории плательщиков страховых взносов, в связи с чем в дальнейшем определяется база для начисления страховых взносов.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явились, своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
15.03.2017 обществом в Управление Пенсионного фонда представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее - расчет по страховым взносам) за отчетный период полугодие 2016 года по форме РСВ-1.
Согласно данному расчету в отчетные периоды апрель - декабрь 2014 года, 2015 год и январь - март 2016 года у общества возникла переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в общей сумме 1 533 657 руб. 37 коп. (код строки 150, раздел 4 расчета).
Из представленного в материалы дела скриншота "Реестр документов страхователя" следует, что указанная отчетность управлением принята 16.03.2017 (в электронном виде).
17.08.2017 общество обралось в Управление Пенсионного фонда с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1 533 657 руб. 37 коп.
Письмом от 18.08.2017 N 23541 Управление Пенсионного фонда сообщило обществу о невозможности проведения зачета ввиду утраты силы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закона N 212-ФЗ) и принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ). Обществу предложено с соответствующим заявлением обратиться в МИ ФНС России N 1 по РХ.
11.01.2018 ООО "Эстет" обратилось в Управление Пенсионного фонда с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на ОМС в размере 1 533 657 руб. 37 коп.
Решением Отделения Пенсионного фонда от 24.01.2018 N 014F07180000062 обществу отказано в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на основании части 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ.
О принятом решении обществу сообщено Управлением Пенсионного фонда в уведомлении от 30.01.2018 N 1 (исх. N 1982).
27.06.2019 общество повторно обратилось с заявлением в орган Пенсионного фонда о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1 533 657 руб. 37 коп., по результатам рассмотрения которого Отделением Пенсионного фонда принято решение от 09.07.2019 N 014F07190000450 о возврате обществу 200 000 руб. страховых взносов на ОМС. В остальной части заявленной суммы страховых взносов обществу отказано в связи с тем, что она уплачена более трех лет назад в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, что следует из протокола комиссии отделения от 09 июля 2019 года N 50.
О принятом решении ООО "Эстет" извещено Управлением Пенсионного фонда уведомлением от 10 июля 2019 года N 75 (исх. N 19808 от 11 июля 2019 года). В названном уведомлении указывается на то, что решение об отказе вынесено на основании части 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ без отражения суммы, на которую произведен отказ.
06.09.2019 ООО "Эстет" обратилось в МИ ФНС России N 1 по РХ с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1 533 657 руб. 37 коп. Данное заявление налоговым органом направлено в адрес Отделения Пенсионного фонда на рассмотрение (сопроводительное письмо от 17.09.2019 N ВС-09-15/12187@).
Решением от 27.09.2019 N 014F07190000697 обществу отказано в возврате переплаты страховых взносов. В протоколе комиссии отделения от 27.09.2019 N 81 отражено, что сумма переплаты в размере 1 333 657 руб. 37 коп. возврату не подлежит в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о возврате переплаты в сумме 200 000 руб. принято 09.07.2019.
Учитывая наличие переплаты по страховым вносам на ОМС в общей сумме 1 533 657 руб.37 коп., принятые органами Пенсионного фонда решения об отказе в возврате, ООО "Эстет" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Поводом для обращения плательщика страховых взносов в арбитражный суд с исковым заявлением к инспекции, Управлению Пенсионного фонда, Отделению Пенсионного фонда о возложении обязанности осуществить возврат излишне уплаченной спорной суммы страховых взносов послужил отказ в ее возврате в добровольном порядке.
Согласно статье 20 Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
По правилам статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации; на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3 статьи 21 указанного Закона).
Какими доказательствами должен быть обоснован факт излишней уплаты (взыскания) налогов (страховых взносов), следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05: право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Из представленных в материалы дела документов следует, что у общества возникла переплата за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года (за апрель - декабрь 2014 года, 2015 год и январь - март 2016 года) в сумме 1 533 657 руб. 37 коп. Данные обстоятельства органами пенсионного фонда не оспариваются.
Как следует из части 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Применительно к части 6 статьи 27 Закона N212-ФЗ, исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, данный правовой подход применим и к взносам на обязательное пенсионное страхование.
При этом на основании частей 1, 2 статьи 10, пункта 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сроки представления расчетов по страховым взносам за 2014 год - не позднее 16 марта 2015 года (с учетом выходного дня), за 2015 год - не позднее 15 марта 2016 года, за 2016 год - 15 марта 2017 года.
В пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм. С учетом пункта 33 указанного постановления, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Аналогичный досудебный порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов, а также месячный срок на ответ со стороны органа государственного внебюджетного фонда установлены в части 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ.
Согласно представленным расчетам по страховым взносам за 6 месяцев 2016 года и за 2016 год, а также выписке по счету, сумма в размере 1 533 657 руб. 37 коп. относится к отчетным (расчетным) периодам 2014, 2015, 2016 годов.
Как следует из материалов дела, уплата страховых взносов ООО "Эстет" произведена: за 2014 год последний платеж - 17.03.2015, всего уплаченная сумма страховых взносов за период 2014 год составила 531 832 руб. 95 коп.; за 2015 год последний платеж - 28.03.2016, всего уплаченная сумма страховых взносов составила 798 406 руб. 35 коп.; за 2016 год последний платеж - 20.06.2016 на сумму 203 344 руб. 70 коп. Суммы уплаты страховых взносов соответствуют начисленным страховым взносам за расчетные периоды.
15.02.2017 обществом в орган Пенсионного фонда представлен расчет по страховым взносам за отчетный (расчетный) период 2016 год. Суммы перерасчета страховых взносов с начала расчетного периода отражены обществом в разделе 4 уточненного расчета. При этом в качестве начала расчетного периода плательщиком страховых взносов указан апрель 2014 года.
Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам представлены за 2014 год в орган Пенсионного фонда 28.01.2015, за 2015 год - 15.01.2016, за 2016 год - 15.02.2017.
С учетом изложенного, арбитражный суд полагает, что представление обществом расчета за отчетный период 2016 год, не приводит к изменению даты возникновения переплаты 17.03.2015 за 2014 год, 28.03.2016 за 2015 год и 15.02.2017 за 2016 год.
С настоящим исковым заявлением ООО "Эстет" обратилось в арбитражный суд 10.02.2020.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявителем пропущен срок обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в судебном порядке за период 2014 и 2015 годы.
Данные выводы суда первой инстанции в рамках апелляционного производства не оспариваются.
В апелляционной жалобе и отзыве на нее органы пенсионного фонда ссылаются на пропуск срока исковой давности в отношении требования общества по возврату страховых взносов за 2016 год в сумме 203 344 рублей 70 копеек. При этом управление указывает, что истец знал о переплате в августе 2016 года, что следует из направленного 19.08.2016, но не принятого управлением, расчета по страховым взносам за полугодие 2016 года.
Указанный довод исследован судом первой инстанции и обоснованно им отклонен. Основания для переоценки вывода суда первой инстанции отсутствуют.
В рассматриваемом случае необходимо принимать во внимание особенности исчисления страховых взносов и нормы статьи 10 Закона N 212-ФЗ, согласно которым, как было указано выше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Определение базы при исчислении страховых взносов и размера обязанности по уплате взносов производится плательщиком страховых взносов в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам по итогам года.
С учетом изложенного, база для исчисления страховых взносов за 2016 год сформирована плательщиком страховых взносов в 2017 году.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных ранее положений и разъяснений судов вышестоящих инстанций для определения момента, когда страхователь узнал или должен был узнать о наличии переплаты за 2016 год, правильным будет принять во внимание фактически предоставленный расчет по страховым взносам за 2016 год. Также в рассматриваемой ситуации следует учитывать, что расчет по страховым взносам за полугодие 2016 года фактически представлен и принят управлением 16 марта 2017 года, то есть позже расчета за 2016 год.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в отношении требования общества о возврате страховых взносов за 2016 год в сумме 203 344 руб. 70 коп. срок исковой давности не пропущен.
До 01.01.2017 статьей 26 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривалось право плательщиков страховых взносов на зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
Так в соответствии с частью 12 статьи 26 Закона N 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности, в том числе по пеням, штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности. Частью 21 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.
Таким образом, наличие задолженности по страховым взносам (пеням, штрафам) препятствует возврату излишне уплаченных страховых взносов в том случае, если соответствующая сумма задолженности превышает сумму излишне уплаченных страховых взносов (либо равна ей) и возможен зачет переплаты в счет погашения задолженности (в том числе не истекли сроки ее принудительного взыскания) (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2017 года N 305-КГ17-6968 по делу N А40-52687/2016).
С 01.01.2017 изменилось правовое регулирование процесса администрирования страховых взносов в связи с принятием Закона N 250-ФЗ.
Указанным Законом вопрос о проведении органом внебюджетного фонда зачета излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, не урегулирован, предусмотрен только их возврат.
На основании изложенного, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определение от 11 октября 2017 года N 305-КГ17-6968, наличие задолженности по страховым взносам по одному виду обязательного страхования в отсутствие возможности зачета органом Пенсионного фонда переплаты по страховым взносам по другому виду обязательного страхования в счет погашения данной задолженности, не может препятствовать возврату излишне уплаченных страховых взносов.
С учетом изложенной правовой позиции у органов Пенсионного фонда не имелось оснований для отказа обществу в возврате переплаты по страховым взносам на ОМС на основании заявления от 11.01.2018 в связи с наличием у него недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и невозможностью у Пенсионного фонда произвести зачет между разными видами обязательного страхования.
Из материалов дела следует, что Отделением Пенсионного фонда от 09.07.2019 N 014F07190000450 принято решение о возврате ООО "Эстет" 200 000 руб. излишне уплаченных страховых взносов. В части суммы 1 333 657 руб. 37 коп. отказано, что следует из решения от 09.07.2019 N 014F07190000449.
Решение о возврате страховых взносов было направлено в электронном виде 09.07.2019 и принято налоговым органом 10.07.2019. В адрес общества данное решение не направлялось.
В судебном порядке решение Отделения Пенсионного фонда от 09.07.2019 N 014F07190000450 незаконным не признавалось. Следовательно, данное решение является действующим и подлежащим исполнению соответствующим налоговым органом.
При этом, суд первой инстанции правомерно указал, что решение МИ ФНС России от 12.07.2019 N 20148 об отказе ООО "Эстет" в возврате излишне уплаченных страховых взносов на ОМС в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды до 01.01.2017 на сумму 200 000 руб., в связи с наличием у налогоплательщика задолженности по состоянию на 12.07.2019, не может быть принято во внимание, поскольку не соответствует положениям статьи 21 Закона N 250-ФЗ.
На основании изложенного, учитывая наличие действующего решения Отделения Пенсионного фонда от 09.07.2019 о возврате страховых взносов в сумме 200 000 руб., суд первой инстанции пришел правомерному выводу о том, что требование истца об обязании органов Пенсионного фонда принять решение о возврате страховых взносов в части суммы 3344 руб. 70 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поскольку решение Отделения Пенсионного фонда от 09.07.2019 N 014F07190000450 на дату принятия настоящего решения не исполнено, учитывая положения части 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ, фактический возврат излишне уплаченных страховых взносов на ОМС в размере 200 000 руб. на основании вышеуказанного решения и в размере 3344 руб. 70 коп. за 2016 год на основании соответствующего решения территориального органа Пенсионного фонда надлежит произвести МИ ФНС России N 1 по РХ.
Довод Управления Пенсионного фонда о том, что последнее является ненадлежащим ответчиком, поскольку не задействовано в процессе принятия решения о возврате или об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 167 - ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов является управление, как территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
В силу статьи 20 Федерального закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов применительно к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, принимают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, и направляют его в соответствующий налоговый орган.
С учетом того, что именно управление осуществляет контроль по начислению и уплате страховых взносов, суд апелляционной инстанции считает обоснованным привлечение Управления Пенсионного фонда в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) в качестве соответчика по данному делу.
Также истцом заявлено требование о взыскании с МИ ФНС России N 1 по РХ процентов, начисленных на излишне уплаченные страховые взносы, в том числе до момента фактического возврата.
В соответствии с частью 17 статьи 26 Закона N 212-ФЗ в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 названной статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Применительно к правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2018 года N 3-П, обязанность по выплате процентов, которая была предусмотрена статьями 26, 27 Закона N 212-ФЗ, в настоящее время, то есть без временного разрыва по отношению к названному Федеральному закону, установлена в статьях 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Названный пункт был дополнен указанием на ее применение в отношении страховых взносов согласно статье 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившего в законную силу с 01.01.2017.
В соответствии со статьей 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Вместе с тем, из системного толкования норм права следует, что полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.01.2017 ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочиями по их фактическому возврату органы Пенсионного фонда Российской Федерации не обладают.
Учитывая, что факт излишнего взыскания с общества страховых взносов, пеней, штрафов подтвержден материалами дела, в рассматриваемом случае на сумму излишне взысканных денежных средств за отчетные (расчетные) периоды, истекшие после 01.01.2017, подлежат начислению проценты, которые по своему назначению и правовой природе не являются мерой ответственности, а носят компенсационно-восстановительный характер и применяются вне зависимости от наличия либо отсутствия вины органов Фонда и Федеральной налоговой службы.
Исходя из положений Закона N 250-ФЗ, после 01.01.2017 полномочиями по осуществлению фактического возврата излишне уплаченных сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней обладают только налоговые органы.
При таких обстоятельствах, требование общества о взыскании процентов правомерно признано судом первой инстанции обоснованным.
Проверив представленный обществом расчет, суд первой инстанции признал его неверным, ввиду ошибочного определения периода начисления процентов.
Самостоятельно осуществив перерасчет процентов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования общества о взыскании процентов, начисленных на излишне уплаченные страховые взносы, является обоснованным в размере 14 636 руб. 39 коп.
Судом апелляционной инстанции размер процентов, рассчитанный судом первой инстанции, проверен, признан верным.
Учитывая, что факт излишней уплаты обществом страховых взносов подтвержден материалами дела, в рассматриваемом случае на сумму излишне уплаченных и не возвращенных в установленный срок денежных средств за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, подлежат начислению проценты, которые по своему назначению и правовой природе не являются мерой ответственности, а носят компенсационно-восстановительный характер и применяются вне зависимости от наличия либо отсутствия вины органов Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы управлением не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" ноября 2020 года по делу N А74-1260/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1260/2020
Истец: ООО "ЭСТЕТ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. АБАКАНЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ МЕЖРАЙОННОЕ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N1 ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ