г. Челябинск |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А34-12605/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алекберова Сафалана Рустама оглы на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.12.2020 по делу N А34-12605/2020.
Управление Министерства внутренних дел России по городу Кургану (далее - административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Алекберову Сафалану Рустаму оглы (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, индивидуальный предприниматель, ИП Алекберов С.Р.о.) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено, ИП Алекберов С.Р.о. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей, также изъятая протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, и изъятия находящихся там вещей и документов от 11.09.2020 алкогольная продукция направлена на уничтожение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, индивидуальный предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Не оспаривая по существу наличие в его действиях события вменяемого правонарушения, ИП Алекберов С.Р.о. указывает на неправомерно возбуждение об административном правонарушении, поскольку поступившее а дежурную часть анонимное сообщение не может являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Также податель жалобы указывает на наличие оснований для замены штрафа на предупреждение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.09.2020 в рамках приказа УМВД России по г. Кургану от 11.09.2020 N 996 "О проведении на территории оперативно-профилактического мероприятия "Ночной бар" сотрудниками ОИАЗ УМВД России по г. Кургану, а так же сотрудниками ОП N 2 УМВД России по г. Кургану при поддержке специализированного подразделения "Гром" по поступившему в ДЧ ОП N 2 УМВД России по г. Кургану сообщению, зарегистрированному в КУСП N 22879 от 11.09.2020 о реализации алкогольной продукции в баре "Малибу", расположенным по адресу: г. Курган, ул. Дзержинского 37, выявлен факт розничной реализации алкогольной продукции (водка "Столичная" в количестве 1 бутылки, объемом 0,5 литра по цене 600 рублей за 1 бутылку) официантом Рязанцевой Еленой Викторовной 26.11.1984 года рождения.
В ходе проверки установлено, что предпринимательскую деятельность в баре "Малибу" расположенном по адресу: г. Курган, ул. Дзержинского 37, осуществляет индивидуальный предприниматель Алекберов Сафалан Рустам оглы на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
11.09.2020 на столах у посетителей бара находилась алкогольная продукция, а именно водка "Столичная" объемом 0,5 л., а также водка "Tundra" объемом 0,5 л. со слов посетителей данная алкогольная продукция была приобретена в баре "Малибу" по цене 600 рублей за 1 бутылку, кроме того посетители были опрошены, а также посетителями были приобщены чеки за оплату заказа и обслуживания (объяснения, чеки, а также фотоизображения приобщены к делу об административном правонарушении) после получения объяснений в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ, в присутствии двух понятых был проведен осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю Алекберову С.Р.о. помещений, где имеется запись о непосредственном его участии при проведении осмотра, а также его подпись на каждом из листов осмотра, и подпись за получении копии протокола осмотра.
11.09.2020 в ходе проведенного осмотра, участие в котором принимал индивидуальный предприниматель Алекберов Сафалан Рустам Оглы, в кухонном помещении была обнаружена на хранении алкогольная продукция (водка, коньяк, вино, шампанское) общим количеством 18 единиц, водка "Tundra" объем 0,5 л. - 4 единицы; водка "Архангельская хлебная" объем 0,5 л. - 2 единицы; коньяк "Старый Ереван 5 лет" объемом 0,5 л: - 1 единица; коньяк "Старый Кенинсберг" объемом 0,5 л. -1 единица; вино "Шардоне" полусладкое белое объемом 0,75 л,- 4 единицы; шампанское "Золотые традиции" объемом 0,75 л. -1 единица; шампанское "Дербентское" объемом 0,75 л. - 2 единицы; вино "Саперави" полусладкое красное объемом 0,75 л. 1- единица; вино "Саперави" сухое красное объемом 0,75 л. 2 - единицы, (согласно протокола осмотра от 11.09.2020 года). Документы, подтверждающие качество, место производства и место приобретения алкогольной продукции индивидуальным предпринимателем Алекберовым С.Р.о., представлены не были.
Алкогольная продукция была упакована и изъята, в последующем помещена на склад хранения вещественных доказательств ОИАЗ УМВД России по г. Кургану, по адресу: г. Курган, пр. Конституции 71 (что подтверждается справкой (л.д. 89)).
В отношении ИП Алекберова С.Р.о. возбуждено административное производство N 389 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, о чем ИП Алекберов С.Р.о. был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
29.09.2020 старшим инспектором ОИАЗ УМВД России по г. Кургану Коваленко Е.С. в результате проведения мероприятий был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ (л.д. 6) в отношении индивидуального предпринимателя Алекберова Сафалана Рутам-оглы, на составление протокола Алекберов С.Р.о. не явился, о дате и месте составления протокола был уведомлен надлежащим образом.
Копия протокола направлена заказным письмом с уведомлением, факт получения копии протокола и искового заявления направлена заказным письмом с уведомлением, уведомление о вручении приобщено к материалам дела (л.д. 7).
На основании части 1 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление Министерства внутренних дел России по городу Кургану обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ИП Алекберова С.Р.о. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая ИП Алекберова С.Р.о. к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях предпринимателя имеется состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, в связи с чем переквалифицировал действия предпринимателя.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пункта 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в виде административного штрафа для юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения лицензирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону данного правонарушения образует производство и (или) оборот (в том числе хранение) алкогольной, спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как: спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации.
Выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией.
В абзаце втором пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" дано разъяснение о том, что неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 265-ФЗ в КоАП РФ введена часть 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ как отдельное правонарушение.
В силу части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В действующей системе правового регулирования составы административных правонарушений, предусмотренных, в частности, частью 3 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, разграничены с достаточной степенью определенности, что исключает возможность их произвольного применения к индивидуальным предпринимателям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 N 2979-О).
Из изложенного следует, что действующим законодательством разграничена административная ответственность организаций за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, который включает хранение как вид деятельности (часть 3 статьи 14.17 КоАП РФ), и за розничную торговлю (включающую в себя все необходимые для этого приготовления) алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции индивидуальными предпринимателями в нарушение законодательного на это запрета (часть 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ).
Нарушение индивидуальными предпринимателями запрета на розничную торговлю алкогольной продукцией влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Согласно пункту 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что алкогольная продукция на момент проверки была выставлена в доступном для обозрения посетителями кафе месте. Соответствующее объявление или иное явное по обстановке обозначение того, что указанная алкогольная продукция не была предназначена для продажи, на момент проведения осмотра отсутствовали.
Указаний, что реализацию алкогольной продукции осуществляет иное лицо, в месте продажи не имелось.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13 июля 2015 года N 304-АД15-7137, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить должный контроль как за выполнением требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, так и за выполнением таких требований своими работниками (представителями).
В ходе проверки установлено, что предпринимателем Алекберовым С.Р.о. осуществляется деятельность по хранению с целью реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии в кафе "Малибу", расположенном по адресу: г. Курган, ул. Дзержинского 37.
Факт хранения алкогольной и розничной реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии предпринимателем по существу не оспаривается и подтверждается, в том числе, протоколом осмотра от 11.09.2020, видеозаписью осмотра помещений кафе "Малибу", объяснениями Алекберовым С.Р.о. от 14.09.2020 (л.д. 15), фото таблицей, объяснением официанта Рязанцевой E.B., свидетельскими показаниями Алексеева В.И., Ковалева А.А. и другими материалами дела.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, предпринимателем в материалы дела не представлено.
Вменяемое индивидуальному предпринимателю Алекберову С.Р.о. нарушение, выразившиеся в несоблюдении пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, административный орган квалифицировал по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией при условии, что в результате переквалификации назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, составление протокола о совершенном правонарушении отнесено к полномочиям обратившихся с заявлением должностных лиц или несудебных органов, а в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к подведомственности арбитражного суда.
Поскольку составы правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства, рассмотрение таких дел отнесено к компетенции судей арбитражных судов (абзац 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ), а переквалификация правонарушения с части 3 статьи 14.17 на часть 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ не ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, является менее строгой, чем установленная в части 3 статьи 14.17 КоАП РФ санкция, то в рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно дал надлежащую квалификацию правонарушению, совершенному предпринимателем.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, 11.09.2020 в кафе "Малибу", расположенном по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Дзержинского, 37, противоправно предприниматель осуществлял хранение и розничную продажу алкогольной продукции, указанной в протоколе осмотра от 11.09.2020, действия ИП Алекберова С.Р.о. подлежат квалификации по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, заявителем представлены в материалы дела надлежащие и достаточные доказательства, подтверждающие наличие события вменяемого предпринимателю правонарушения, незаконная розничная продажа алкогольной продукции.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
Статьей 2.2 КоАП РФ установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В настоящем случае нарушение допущено в результате действий предпринимателя, осуществившего незаконную розничную продажу алкогольной продукции, предприниматель должен был не только знать соответствующие нормативные требования и ограничения, но и обеспечить их соблюдение.
Таким образом, наличие в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, подтверждено.
Привлечение предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ осуществлено судом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
Податель апелляционной жалобы указывает на наличие нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении, выразившиеся в отсутствии основания для возбуждения дела, поскольку в адрес административного органа поступило анонимное сообщение, которое не может являться поводом для возбуждения дела.
Указанные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) задачами полиции являются, в частности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о полиции на полицию возложены обязанности: принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, осуществлять их проверку и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях установлен Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - Инструкция), утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 (зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 N 34570).
В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции в территориальных органах МВД России осуществляются прием, регистрация и разрешение следующих сообщений:
о преступлении - сообщение, изложенное в устной форме (за исключением сообщений, подлежащих занесению в протокол принятия устного заявления о преступлении, протокол явки с повинной), в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления;
анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта (подпункт 2.2.1.);
об административном правонарушении - сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения (подпункт 2.2.2.);
о происшествии - изложенное в устной форме заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения (подпункты 2.1.3, 2.2.3.).
Согласно пункту 5 Инструкции разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии представляет собой проверку фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 39 Инструкции установлено, что после регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.
Из материалов дела усматривается, что в дежурную часть поступило сообщение об осуществлении торговли алкоголем в баре "Малибу", которое зарегистрировано в КУСП, о чем составлен соответствующий рапорт (л.д.13).
В дальнейшем в рамках исполнения Приказа Управления МВД по г. Кургана N 996 от 11.09.2020 "О проведении на территории оперативно-профилактического мероприятия "Ночной бар" была проведена работа по выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, по обследованию мест общественного питания.
Таким образом, была проведена проверка поступившего сообщения (что является обязательным согласно приведенной инструкции), а также мероприятия в рамках Приказа N 996 от 11.09.2020.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 13.09.2020 был выявлен факт незаконного оборота алкогольной продукции в ходе работы по сообщению о реализации алкогольных напитков (л.д. 9). Таким образом, только по результатам проверочных мероприятий были установлены уполномоченным лицом данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, что указывает на применение подпункта 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушений при привлечении лица к административной ответственности.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ судебной коллегией не установлено.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценивая характер совершенного правонарушения, апелляционный суд учитывает, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям с формальным составом; ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий; наступление общественно опасных последствия при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Наказание предпринимателю назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
Податель апелляционной жалобы указывает на наличие основания для замены штрафа на предупреждение, поскольку в материалах дела имеется выписка из реестра субъектов малого предпринимательства.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса, назначается лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за впервые совершенное административное правонарушение взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае, оценивая характер совершенного предпринимателем административного правонарушения, направленного против установленного порядка розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, имея в виду ее специфическое воздействие на организм человека, неизбежно сопряженное с созданием угрозы причинения вреда его жизни и здоровью, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для применения к нему положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение на основании части 1 статьи 4.1.1, части 2 статьи 3.4 КоАП РФ судами не установлено, поскольку вменяемое правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Находившаяся в незаконном обороте алкогольная продукция с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ правомерно направлена на уничтожение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.12.2020 по делу N А34-12605/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алекберова Сафалана Рустама оглы - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Алекберову Сафалану Рустаму оглы из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 29.12.2020 (операция 4979) государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-12605/2020
Истец: Управление Министерства внутренних дел России по городу Кургану, УправлениеРоссии по городу Кургану
Ответчик: Алекберов Сафалан Рустам-оглы
Третье лицо: Брындина Виктория Анатольевна, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Ерзиков Сергей Владимирович, Носкова Ирина Юрьевна, Рязанцева Елена Викторовна