г. Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А40-181899/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей В.Р. Валиева, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 декабря 2020 года по делу N А40-181899/20, принятое по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ОГРН 1027739591010) о взыскании денежных средств в размере 2 627 517,86 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Аскеров Э.Ш. оглы по доверенности от 04.12.2020
от ответчика: извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось с исковым заявлением к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании денежных средств в размере 2 627 517,86 руб.
Решением от 18 декабря 2020 года по делу N А40-181899/2020 Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу решением, представитель ответчика обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Представители истца против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражали, решение суда считают законным и обоснованным.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Девятого Арбитражного Апелляционного суда и Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители ответчика в заседание не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, выслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Минобороны России осуществляет организацию и обеспечение перевозки по воинским перевозочным документам: военнослужащих, призванных военными комиссариатами на военную службу - от сборных пунктов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации к местам прохождения ими военной службы; граждан, поступающих на военную службу по контракту - от места жительства к месту дислокации воинской части для заключения контракта о прохождении военной службы. Указанные перевозки осуществляются Минобороны России, в том числе в интересах МЧС России.
Поскольку фактические расходы Минобороны России на осуществление перевозок военнослужащих в интересах МЧС России за 2015-2019 ответчиком не погашены, истец полагает, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере 2 627 517,86 руб., указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В адрес МЧС России направлено требование N 207/8/2056 от 02.07.2020, которое оставлено без удовлетворения, ответчиком не оспаривается (л.д. 34-36 т. 3).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и документально подтвержденными исходя из следующего.
Согласно статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если 4 приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения (пункт 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и пунктом 31 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г., для граждан, не пребывающих в запасе, не имеющих воинских званий и призванных на военную службу, день присвоения воинского звания рядового, которое присваивается приказом военного комиссара до убытия граждан со сборного пункта.
В соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" личный состав, назначенный для приема и 3 сопровождения граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, прибывает на сборный пункт с оформленной в установленном порядке доверенностью на право получения этих граждан. Передача начальнику воинской команды (в том числе должностным лицам МЧС России) граждан, призванных на военную службу, отправляемых со сборного пункта, осуществляется по именному списку.
Таким образом, граждане (военнослужащие), направленные для прохождения в спасательные воинские формирования МЧС России, поступают в прямое подчинение должностных лиц МЧС России на сборном пункте до осуществления их перевозки в спасательные воинские формирования МЧС России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. N 565 утверждены Правила осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил взаимные расчеты за исполнение Минобороны России бюджетных обязательств в интересах МЧС России по транспортному обеспечению осуществляются на основании составляемых за полугодие, 9 месяцев и за год актов о подтверждении объема взаимных расчетов по обязательствам, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил окончательные взаимные расчеты производятся по фактическим расходам на основании акта за год в пределах доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на предстоящий год.
Поскольку фактические расходы Минобороны России на осуществление перевозок военнослужащих в интересах МЧС России за 2015-2019 г. в размере 2 627 517,86 руб. подтверждаются соответствующими воинскими перевозочными документами (требованиями на перевозку воинских пассажиров), представленными истцом в материалы дела, в отсутствие доказательств возврата денежных средств истцу, суд первой инстанции правомерно усмотрел, что требования истца о взыскании денежных средств в размере 2 627 517, 86 руб. подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы конкретных возражений относительно выводов обжалуемого судебного акта не содержат и являются несостоятельными.
Довод заявителя апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности принятого решения, апелляционной инстанцией отклоняется как несостоятельный и противоречащий нормам действующего законодательства в связи со следующим.
В соответствии со ст. ст. 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций ответчиком не представлены доказательства по существу возражения относительно заявленных требований, свидетельствующие о необоснованности или незаконности заявленных исковых требований.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2020 года по делу N А40-181899/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181899/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ