г. Пермь |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А71-5289/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Бородулиной М.В., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии:
от ответчика: Переверзин А.С., паспорт, по доверенности от 01.02.2021 N 19,
от истца: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 17 ноября 2020 года
по делу N А71-5289/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Энерготерм" (ОГРН 1141832002905, ИНН 1832118447)
к обществу с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
об урегулировании разногласий возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Энерготерм" (истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "САХ" (ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО8771 от 14.11.2019.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.11.2020 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО8771 от 14.11.2019 принят в следующей редакции:
П.8 Договора: "Региональный оператор до 20 (двадцатого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с ТКО, направляет Потребителю акт оказанных услуг и счет-фактуру или УПД.
Потребитель обязан до 25 (двадцать пятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, направить подписанные акт оказанных услуг или УПД Региональному оператору либо предоставить мотивированный письменный отказ от их подписания.
При просрочке Региональным оператором срока направления акта оказанных услуг и счета-фактуры или УПД, Потребитель обязан направить подписанные акт оказанных услуг или УПД Региональному оператору, либо предоставить мотивированный письменный отказ от их подписания, в течение 5 (пяти) календарных дней с момента их получения.
В случае, если в установленные настоящим пунктом сроки Потребитель не направит Региональному оператору подписанные акт оказанных услуг или УПД или не представит мотивированный отказ от их подписания, акт оказанных услуг или УПД считаются подписанными без разногласий".
Подпункт "б" пункта 16 Договора: "обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Подпункт "е" пункта 16 Договора: "Назначить лицо, ответственное за взаимодействие с Региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора с предоставлением следующих данных: ФИО ответственного лица, контактный телефон (рабочий, сотовый) ответственного лица:
Ответственное лицо:_______________________________________
Телефон ________________________________________________
В случае смены лица, ответственного за взаимодействие с Региональным Оператором в срок не превышающий 5 (пять) рабочих дней уведомить Регионального оператора о данном факте любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, информационно-телекоммуникационная система "Интернетт", нарочно), позволяющим подтвердить его получение Региональным оператором с приложением данных документов, подтверждающих смену такого лица.
Ответственное лицо вправе присутствовать при погрузке ТКО на объекте Потребителя, производить отметку о количестве переданного ТКО в листе отметок/заборной ведомости".
Подпункты "з, и, к, л, м, н, о" пункта 16 Договора: исключить (не включать в текст договора) Пункт 28 Договора: исключить (не включать в текст договора) Пункт 30 Договора: исключить (не включать в текст договора).
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции изменить в части и принять по делу новый судебный акт, включив в условия договора подпункты "з, и, к, л, м, н, о" пункта 16, пункт 28 и 30 в редакции ответчика. В обоснование доводов жалобы указывает, что отсутствие в месте накопления ТКО, указанном в договоре, необходимого количества контейнеров для накопления (складирования) ТКО является нарушением потребителем способа складирования ТКО, указанного в договоре, а также указывает на одностороннее изменение потребителем способа складирования, места накопления ТКО и его размещения, а также цены договора. Ответчик полагает, что изменение нормообразующих показателей на объектах отходообразования истца напрямую влияет на существенные условия договора, в частности на цену договора, а своевременное предоставление документов со стороны истца адрес ответчика является для ответчика существенным и направлено на его защиту прав и законных интересов.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы от лиц, участвующих в деле, не поступило, в связи с чем законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании заявки от 19.12.2018 N 150 в адрес истца ответчиком направлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО8771 от 14.11.2019.
Письмом N 169 от 20.12.2019 в адрес ответчика направлен протокол разногласий.
Ответчик договор в редакции протокола разногласий не принял и направил в адрес истца протокол урегулирования разногласий к Договору от 19.12.2019.
19.02.2020 истец в адрес ответчика направил протокол согласования разногласий.
В ответ на протокол согласования разногласий от 19.02.2020 к договору ответчик в адрес истца направил письмо от 16.04.2020, в котором указал, что протокол согласования разногласий подлежит отклонению, по причине того, что договор считается заключенным на условиях типового договора, который был направлен истцу.
В процессе урегулирования разногласий стороны не достигли соглашения в отношении пунктов 8, подпунктов б, е, з, и, к, л, м, н, о пункта 16 Договора, пунктов 28, 30 Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО8771 от 14.11.2019.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, пришел к выводу, что спорные пункты подпункты "з, и, к, л, м, н, о" пункта 16, пункт 28 и 30 договора не подлежат включению в договор.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения (отмены) решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В пунктах 2, 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила коммерческого учета, Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО, Правила N 1156).
Правила обращения с ТКО устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Ответчик является региональным оператором и осуществляет деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики.
Таким образом, обязанность ответчика заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением N 1156 (далее - типовой договор). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен Правилами N 1156.
Согласно пункту 8 (10) Правил N 1156 в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Ответчиком предложено включить в пункт 16 Договора подпункты "з, и, к, л, м, н, о" следующего содержания:
Потребитель обязан:
"з" - обеспечить необходимое количество контейнеров (бункеров) на контейнерной площадке Потребителя "и" сообщать региональному оператору об изменении нормообразующих показателей по объектам, их величины, количества объектов образования в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента произошедших изменений.
"к" не допускать перемещения контейнеров и (или) бункеров с контейнерной площадки без согласования с региональным оператором;
"л" обеспечить организацию места (площадки) сбора и (или) накопления ТКО с учетом санитарно-эпидемиологических и технических норм, согласовать его с региональным оператором, а также предоставить в адрес регионального оператора документ, подтверждающий согласование места (площадки) первичного сбора отходов с собственником земельного участка, на котором располагается вышеуказанное место.
"м" контролировать наполняемость контейнеров (бункеров) и не допускать их переполнения выше уровня кромки.
"н" не допускать, чтобы общий вес контейнера с ТКО объемом 1,1 м3 превышал 300 кг, контейнера объемом 0,75-0,8 м3 - 200 кг, контейнера (бункера) с объемом, контейнера (бункера) с объемов 8 м3 - 2.500 кг.
"о" предоставлять Региональному оператору любую документацию или сведения, относящиеся к исполнению настоящего договора, в частности сведения о количестве и составе образующихся у потребителя ТКО, копии актов инвентаризации и паспортов на отходы, сведения о виде деятельности, осуществляемом потребителем, площади используемых объектов, количестве сотрудников потребителя, информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключение жилых домов).
Кроме того, ответчиком предложено включить в условия договора пункты 28, 30 в следующей редакции:
Пункт 28 Договора: "Региональный оператор освобождается от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по договору при наличии обстоятельств, делающих исполнение таких обязательств невозможным. К таким обстоятельствам относятся:
- отсутствие доступа мусоровоза к местам (площадкам) накопления отходов (в том числе из-за парковки автомобилей, неочищенных от снега подъездных путей к месту (площадке) накопления ТКО, включая невозможность выкатывания контейнеров (баков) в зоне погрузки на расстояние не более 10 метров от зоны погрузки, и в иных случаях);
- перегруз контейнеров свыше показателей, установленных подпунктом и) пункта 16 настоящего договора;
- перемещение потребителем контейнеров с места (площадки) первичного накопления отходов без внесения соответствующий изменений в Приложении N 1 к настоящему договору;
-возгорание отходов в контейнере (бункере) в момент погрузки в мусороуборочную машину".
Пункт 30 Договора: "Потребитель несет ответственность за полному и достоверность представляемой региональному оператору информации, документов и содержащихся в них сведений. При использовании региональным оператором сведений, представленных потребителем, при заключении и исполнении договора региональный оператор исходит из того, что потребитель действует добросовестно.
В случае выявления недостоверности информации, предоставленной потребителем, региональный оператор направляет потребителю письменную претензию с приложение подтверждающих документов. При этом региональный оператор вправе произвести перерасчет размера платы за расчетный период, в котором выявлена недостоверность информации".
Как правильно указал суд первой инстанции, в ходе рассмотрения спора, стороны не пришли к соглашению о внесении соответствующих изменений в условия Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, истец относительно включения предложенных ответчиком иных условий, отличных от условий, содержащихся в Типовом договоре, возражает, в связи с чем, оснований для их включения в предложенной ответчиком редакции, в отсутствие взаимного соглашения сторон, не имеется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в данной части.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором и может быть дополнен иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями лишь по соглашению сторон.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации "О свободе договора и ее пределах" от 14.03.2014 г. N 16 для определения условий договоров стороны могут воспользоваться примерными условиями (стандартной документацией), разработанными в том числе, саморегулируемыми и иными некоммерческими организациями участников рынка для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати (статьи 427 ГК РФ). При этом стороны могут своим соглашением предусмотреть применение таких примерных условий (стандартной документации) к их отношениям по договору как в полном объеме, так и частично, в том числе по своему усмотрению изменить положения стандартной документации или договориться о неприменении отдельных ее положений.
Если при заключении договора стороны пришли к соглашению, что его отдельные условия определяются путем отсылки к примерным условиям статья 427 ГК РФ), судам следует учитывать, что при внесении в эти примерные условия изменений последние распространяют свое действие на возникающие из договора отношения лишь в случае, когда это прямо предусмотрено сторонами либо в самом договоре, либо в последующем соглашении.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что указанные пункты подлежат исключении из договора, поскольку данные условия отсутствуют в тексте типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 и стороны не пришли к соглашению о дополнении типового договора иными условиями.
При этом необходимость включения в договор спорных условий ответчиком не доказана, доводы апелляционной жалобы о такой необходимости не свидетельствуют, все обстоятельства, на которые ссылается ответчик, могут быть учтены в порядке исполнения договора. Отсутствие в договоре спорных пунктов не лишает стороны права на применение мер ответственности, предусмотренных законодательством, в случае нарушения контрагентом положений договора или нормативных актов, регулирующих оказание услуг в сфере обращения с ТКО.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 ноября 2020 года по делу N А71-5289/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5289/2020
Истец: ООО "ЭНЕРГОТЕРМ"
Ответчик: ООО "Спецавтохозяйство"