Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2021 г. N Ф04-2388/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А45-18194/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ярцева Д.Г., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Реук А.Н., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (N 07АП-264/21) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.12.2020 по делу N А45-18194/2020 (Судья Суворова О.В.) по иску Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (630008, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 29, оф. 507, ОГРН 1105400000430, ИНН 5406562465) к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (630005, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 20, ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036) о взыскании 273 853,97 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации (119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещен)
от третьего лица: без участия (извещено)
УСТАНОВИЛ:
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее по тексту Фонд модернизации ЖКХ, истец) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, ответчик) о взыскании 273 853,97 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.12.2020 (резолютивная часть объявлена 03.12.2020) заявленные истцом требования были удовлетворены частично, с ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России в пользу Фонда модернизации ЖКХ было взыскано 133 626,89 руб. задолженности и 4 136 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части иска было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что ответчик является учреждением, наделенным специальной правоспособностью, которая определена его уставом, по мнению апеллянта, на него не может быть возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД.
Фонд модернизации ЖКХ и Министерство обороны Российской Федерации в порядке ст. 262 АПК РФ представили письменные отзывы на апелляционную жалобу. Фонд модернизации ЖКХ с доводами и требованиями апеллянта не согласилось, просило оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения. Министерство обороны Российской Федерации в своем отзыве так же согласилось с выводом суда первой инстанции об обоснованности требований истца
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, стороны и третье лицо своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, от ФГКУ "Сибирское ТУИО" поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя.
На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 09.12.2020, апелляционный суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, ФГКУ "Сибирское ТУИО" на праве оперативного управления переданы помещения в многоквартирных домах в пос. Голубой Залив по следующим адресам: мкр. Сибирский, д. 3, кв. 15, кв. 21, д. 5, кв. 21; в г. Новосибирске по ул. Менделеева, д. 20, кв. 149; по ул. Спортивная, д. 6, кв. 23, д. 6, кв. 33, по ул. Бориса Богаткова, д. 192/4, кв. 18, по ул. Тополевая, д. 16/1, кв. 46, кв. 53, кв. 105, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
В период с 01.08.2014 по 29.02.2020 свою обязанность по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества домов ответчик не исполнил, в связи с чем, у него образовалась задолженность в размере 273 853,97 руб.
Неисполнение ответчиком своей обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в указанных МКД и оставление претензии истца об оплате таких расходов без удовлетворения, послужило основанием для обращения Фонда модернизации ЖКХ с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования частично, суд первой инстанции исходит из того, что факт неисполнения ответчиком своей обязанности по своевременному внесению платы на капитальный ремонт общего имущества подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут, при этом, истцом был пропущен срок исковой давности по всем помещениям за период по 31.05.2017 в общей сумме 124 353,89 руб.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с п. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В региональную программу включены все многоквартирные дома (п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ) за исключением указанных в п. 1 ч. 2 ст. 169 ЖК РФ, определяющего, что взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также не включаются в региональную программу многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов.
Пунктом 1 ст. 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу п.п. 5 п. 2 названной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного п. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, обязанность при наличии соответствующих обстоятельств, возникает у собственников общего имущества в силу закона, вне зависимости от того, достигнуто ли между ними соответствующее соглашение о распределении расходов на содержание общего имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Размер взносов установлены постановлениями Правительства Новосибирской области N 512-п от 22.11.2013 и N 325-п от 10.10.2016 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области", согласно которым минимальный размер взноса на капитальный ремонт с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, в месяц составляет: на 2014 год - в размере 5,6 руб.; на 2015 год - в размере 6,1 руб.; на 2016 год - в размере 6,1 руб.; на 2017 год - в размере 6,45 руб.; на 2018 год - в размере 6,8 руб.; на 2019 год - в размере 7,05 руб.; на 2020 год - в размере 7,72 руб.
Обязанность собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, иного обладателя вещных прав на помещения в нем нести бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме установлена в силу закона, а размер таких расходов в виде платы, определяется исходя из размера доли в праве общей собственности на общее имущество и соответствующего утвержденного тарифа.
Таким образом, собственник помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, обязан участвовать в расходах по содержанию общего имущества на равных началах с другими собственниками помещений дома.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Оснований для освобождения ответчика от обязанности по несению указанных расходов не установлено.
Доводов относительно несогласия с признанием судом требований истца по всем помещениям за период по 31.05.2017 в сумме 124 353,89 руб. поданным с пропуском срока исковой давности апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оценивая доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
На основании указанного выше, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.12.2020 по делу N А45-18194/2020 является законным и обоснованным, судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, и им была дана правильная оценка. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи относятся на подателя жалобы. В силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ апеллянт от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.12.2020 по делу N А45-18194/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18194/2020
Истец: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд