г. Владимир |
|
20 февраля 2021 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Долговой Ж.А.,
судей Богуновой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.10.2020 по делу N А79-7776/2020, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" (ОГРН 1142130001430, ИНН 2130132322) к обществу с ограниченной ответственностью "Наш дом" (ОГРН 1102138000084, ИНН 2125007630) о взыскании 804 793 руб. 63 коп. (в редакции уточнения N9260 от 26.10.2020),
в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" (далее - ООО "МВК "Экоцентр", истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Наш дом" (далее - ООО "Наш дом", ответчик) о взыскании 800 079 руб. 14 коп. долга за период с 01.01.2020 по 31.05.2020, 4714 руб. 49 коп. пени за период с 03.03.2020 по 05.04.2020.
Исковые требования основаны на нормах статей 309, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате услуг по вывозу отходов.
Решением от 30.10.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Наш дом" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 30.10.2020 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что истец в нарушение действующего законодательства не направил в адрес ответчика уточненное исковое заявление.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на обоснованность оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и заявления, возражений на нее, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, размещенным на портале жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (http://www.jkh.cap.ru) ответчик является управляющей организацией многоквартирных жилых домов расположенных по адресу: г.Шумерля, ул.Интернациональная, д.4 корп.2, 10, 12, 14, 16, 27, 29, 31, ул.Карла Маркса, д.9, 13, 15, 17, 23, 27, ул.Колхозная, д.1, ул.Ленина, д.1, 5, 8, 13, 15, 24, 26 корп. 1, 28, п/ст.Лесной, д.3, 4, 5, 10, ул.Маршала Жукова, д.3, 12, 13, 15, 19А, ул.Маяковского, д.85, ул.Мира, д.5 корп.1, ул.Октябрьская, д.11, 14, 16, 16 корп. 3, 17, 18, 21, 22, ул.Островского, д.60, 62, 64, 70, 73, ул.Пушкина, д.11, ул.Халтурина, д.45, 47, ул.Чайковского, д.5, 7, 13, 13 корп. 2, ул.Черняховского, д.56, 56 корп. 1, 58, 62, ул.Чкалова, д.59, ул.Щербакова, д.13, 16, 25, 29, 30, 57 корп. 2, 59 корп. 2, ул.Щорса, д.2.
Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики с 01.10.2018 в Чувашской Республике введена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
По итогам открытого конкурса статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики получил истец - ООО "МВК "Экоцентр".
Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики заключено 27.04.2018 между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и ООО "МВК "Экоцентр".
Приказом Минстроя Чувашии от 14 ноября 2017 года N 03/1-03/1012 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Чувашской Республики, в частности для потребителей, проживающих в жилых зданиях (как в многоквартирных, так и в частных), утверждена среднегодовая норма накопления ТКО в размере 2,02 куб.м. на одного проживающего.
На основании поданной ответчиком заявки, истцом подготовлен и направлен договор от 28.11.2018 N ДПОУ-378 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Данный договор был возвращен ответчиком с протоколом разногласий от 20.12.2018, изложившим пункт 8.2 в иной редакции и исключившим пункт 8.4 договора.
Подготовленный и направленный истцом в адрес ответчика протокол согласования разногласий последним не возвращен.
В период с 01.01.2020 по 31.05.2020 истцом ответчику оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами, в связи с чем на оплату выставлены счета от 31.01.2020 N 1557 на сумму 312 214 руб. 05 коп., от 29.02.2020 N 0ММЭ-006206 на сумму 294 006 руб. 26 коп., от 29.02.2020 N 0ММЭ-006207 на сумму 6062 руб. 40 коп., от 31.03.2020 N 11833 на сумму 282 612 руб. 65 коп., от 30.04.2020 N 18755 на сумму 285 105 руб. 48 коп., от 31.05.2020 N 23094 на сумму 263 883 руб. 52 коп., подписанные ответчиком, а также соответствующие счета-фактуры и акты оказания услуг, также утвержденные ответчиком.
Услуги ответчиком оплачены частично, в связи с чем долг составил 800 079 руб. 14 коп.
Поскольку ответчиком услуги оплачены частично, истец претензией от 09.07.2020 N 6010 потребовал от ответчика погасить образовавшуюся задолженность.
Истец, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате долга, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8(4) Правил основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Указанные действия были осуществлены ООО "МВК "Экоцентр" посредством размещения предложения в газете "Вести Чувашии" 06.10.2018 N 39 (1610) и на своем официальном сайте http://www.mvkecoceNter.ru/.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Таким образом, ответчик, являясь управляющей организацией в многоквартирных домах, обязано заключить с истцом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Типовой формой договора N ДПЮЛ- на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор) Региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 1.1 договора).
Расчет размера платы за услугу осуществляется в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 2.2 договора.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Оплата по настоящему договору производится на основании акта выполненных работ (оказанных услуг), который в 2 экземплярах направляется Региональным оператором Потребителю в течение 5 рабочих дней по истечении расчетного периода в порядке установленном разделом 11 договора.
Исполнитель обязан в течение 5 дней с момента получения указанных актов выполненных работ (оказанных услуг) подписать их и направить один экземпляр подписанного акта выполненных работ (оказанных услуг) Региональному оператору (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.4 договора исполнитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в срок до 20-го числа месяца, следующего за расчетным.
Исходя из условий раздела 5 договора, учет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14.11.2017 N 03/1-03/1012 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики", выраженных в количественных показателях объема.
Пунктом 1.4 договора установлено, что датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.10.2018.
В пункте 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" указано, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Как установлено судом, такое соглашение заключено 27.04.2018, постановлением Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам ООО "МВК "Экоцентр" утвержден Единый тариф в размере 442,22 руб. за куб. м., действующий с 01.10.2018.
Таким образом, с 01.10.2018 у собственников ТКО на территории Чувашской Республики возникла обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Поскольку региональным оператором в срок, установленный Правилами 1156, ответ не направлен, суд пришел к выводу, что договор между сторонами на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с пунктом 8 (15) Правил 1156 считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора.
Региональный оператор является обязанной стороной, профессионально осуществляющей деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик, в свою очередь, управляет и эксплуатирует жилой фонд. Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Источником образования отходов являются собственники помещений (жилых и нежилых) в МКД.
Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания истцом услуг подтверждается представленными в материалы дела актами, счетами на оплату, утвержденными ответчиком.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств, опровергающих сведения истца об объеме, стоимости оказанных услуг в спорный период, размере задолженности ответчика перед истцом, а также фактической оплате долга, напротив, в ходе рассмотрения спора ответчик частично погасил долг.
На основании вышеизложенного, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции обоснованно признал требования истца основанными на законе и подтвержденными материалами дела и удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 4714 руб. 49 коп. пени за период с 03.03.2020 по 05.04.2020.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 22 Правил N 1156 установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
При указанных обстоятельствах истцом ответчику обоснованно начислены пени, предусмотренные Правилами N 1156.
Так как материалами дела подтверждено ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору, предъявление истцом требования о взыскании неустойки является правомерным.
Суд первой инстанции, проверив расчет неустойки, руководствуясь статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно признал его обоснованным.
Довод заявителя о том, что истец не направил ответчику уточнение исковых требований, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным. Уточнив требования, истец фактически их уменьшил, что не повлекло за собой ущемление прав ООО "Наш дом".
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.10.2020 по делу N А79-7776/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7776/2020
Истец: ООО "МВК "Экоцентр"
Ответчик: ООО "Наш дом"