Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2021 г. N Ф07-4767/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А13-10903/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Пихтовой Е.М. по доверенности от 31.12.2020, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Фаниной О.С. по доверенности от 15.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 ноября 2020 года по делу N А13-10903/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, Площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 04.08.2020 N 035/04/9.21-399/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Аполлонов Николай Георгиевич (адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на то, что требование общества о представлении правоустанавливающих документов, подтверждающих границы земельного участка, Аполлоновым Н.Г. не выполнено, в связи с этим у общества отсутствовала возможность исполнить требования пунктов 16.1, 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), и оформить договор в установленный срок.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Управление отзыв на жалобу не представило, представитель управления в судебном заседании доводы жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Аполлонов Н.Г. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, по результатам рассмотрения сведений, отраженных в жалобе Аполлонова Н.Г., управлением в отношении общества на основании определения от 02.07.2020 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. По окончании административного расследования ведущим специалистом-экспертом отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа управления составлен протокол от 22.07.2020 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В протоколе отражено, что основным видом деятельности общества является оказание услуг по передаче электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, общество относится к субъектам естественной монополии.
Аполлонов Н.Г. 04.02.2020 обратился в адрес общества с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям земельного участка с кадастровым номером 35:25:0501021:131, расположенного по адресу: Вологодская область, Вологодский район, Лесковское с/п, д. Новое.
Письмом от 05.02.2020 N МР2/2-2/11/526/7 общество отказало заявителю в заключении договора, сославшись на факт непредставления Аполлоновым Н.Г. правоустанавливающего документа на земельный участок.
Управлением установлено, что Аполлонов Н.Г. представил в адрес заявителя свидетельство о государственной регистрации права собственности на вышеназванный земельный участок от 01.05.2012 35-АБ N 176523.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для выводы управления о нарушении обществом пункта 15 Правил N 861.
Заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление от 04.08.2020 N 035/04/9.21-399/2020, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание с учетом положений статьи 4.1 Кодекса в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение субъектом естественной монополии Правил N 861.
В силу статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя.
Обществом не оспаривается, что оно является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение проводится на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно пункту 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Согласно пункту 14 указанных Правил к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил N 861 к заявке прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).
Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (пункт 11 Правил N 861).
Исходя из пункта 16.1 Правил N 861 заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Для целей данных Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно пункту 15 Правил N 861 сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации.
Аполлонов Н.Г. при обращении в общество надлежащим образом оформил заявку, приложив все необходимые документы подтверждающие право владения и пользования земельным участком. Так, с заявкой представлены свидетельство о государственной регистрации права собственности на рассматриваемый земельный участок, план расположения земельного участка. Кроме того, письмом от 05.02.2020 N МР2.2.-2/11/526/7 Апполоновым Н.Г. направлены пояснения по вопросу расположения ВРУ заявителя.
Как верно отметил суд первой инстанции при возникновении у общества вопросов относительно расположения энергопринимающего устройства, неопределенность могла быть устранена заявителем путем переговоров с заявителем в рамках осуществления мероприятий по заключению договора.
Вместе с тем письмами от 05.02.2020 N МР2/2-2/11/526/7, от 23.03.2020 N МР2/2-2/11/1481/4 общество отказало заявителю в заключении договора, сославшись на факт непредставления правоустанавливающего документа на земельный участок, содержащего информацию о границах земельного участка.
Вопреки доводам жалобы, из положений Правил N 861 не усматривается безусловная невозможность выполнения обществом обязанностей, связанных с процедурой заключения договора, в отсутствие у сетевой организации сведений о границах земельного участка.
В установленный пунктом 15 Правил срок направление Аполлонову Н.Г. проекта договора обществом не осуществлено.
Таким образом, обществом допущено нарушение установленного Правилами N 861 срока направления проекта договора Аполлонову Н.Г.
По правилам статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы, объективных причин, препятствующих своевременному надлежащему выполнению обществом требований Правил N 861, в материалах дела не усматривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется. Иного обществом не доказано.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 ноября 2020 года по делу N А13-10903/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10903/2020
Истец: ПАО "МРСК Северо-Запада"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
Третье лицо: Аполлонов Николай Георгиевич, ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице производственного отделения Вологодские электрические сети