город Ростов-на-Дону |
|
24 февраля 2021 г. |
дело N А32-26517/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от АО "СК "Эпрон-8": посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Талалай З.А., паспорт, по доверенности от 25.03.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Строительная компания "Эпрон-8"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.11.2020 по делу N А32-26517/2020
по заявлению Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2315984143, ОГРН 1152315003631)
к акционерному обществу "Строительная компания "Эпрон-8" (ИНН2317010308, ОГРН 1022302714070) о взыскании вреда, причиненному водному объекту,
УСТАНОВИЛ:
Черноморо-Азовское морское Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ЧАМУ Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Строительная компания "Эпрон-8" (далее - АО "СК "Эпрон-8") о взыскании вреда, причиненного окружающей среде, в размере 1 518 660 рублей.
Решением от 09.11.2020 суд взыскал с акционерного общества "Строительная компания "ЭПРОН-8" 1 518 660 рублей ущерба, причиненного окружающей среде, а также 28 187 рублей госпошлины в доход федерального бюджета.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "СК "Эпрон-8" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что специалистом произведен расчет размера вреда, повлекшего утрачу запасов полезных ископаемых, вызванного, в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами. В данном случае отбор и перемещение галечного пляжеобразующего материала не повлекли его утрату и размер ущерба должен рассчитываться по формуле размера вреда, не повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, но повлекшего нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вреда, причиненного особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Кроме того, к административной ответственности также было привлечено должностное лицо - главный инженер Луханин А.Н., в отношении которого возбуждено уголовное дело.
В судебное заседание не явились представители Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ЧАМУ Росприроднадзора.
Представитель АО "СК "Эпрон-8" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 28.07.2017 N 194-КНД "Об утверждении планового (рейдового) задания" старшим государственным инспектором Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 16.08.2017 проведено обследование водоохранной зоны водного объекта - Черное море в границах п. Солоники Лазаревского района г. Сочи.
В ходе обследования контролирующим органом установлено, что в районе пляжа п. Солоники Лазаревского района г. Сочи, в десяти метрах от уреза воды водного объекта - Черного моря проводятся работы по перемещению гальки с использованием экскаватора марки "Хитачи" и самосвала марки "КамАЗ". Строительная техника (самосвал и бетономеситель марки "КамАЗ", бетононасос марки "Путзмастер", бетоновоз марки "МАЗ") передвигалась по территории пляжа, в двух-пяти метрах от уреза воды водного объекта -Черного моря.
По результатам административного расследования контролирующим органом установлено, что нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта - Черного моря, допущено ООО "СК Эпрон-8" при проведении работ на объекте "Строительство и реконструкция противодеформационных сооружений на 1919-1920 км перегона Лазаревская-Чемитоквадже Северокавказской железной дороги", в связи с чем, 03.10.2017 в отношении общества вынесено постановление N 0157/4/194/ПР/2017 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, используя Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564, рассчитало ущерб, причиненный недрам вследствие использования АО "СК "Эпрон-8" без лицензии на пользование недрами полезных ископаемых, размещенных в прибрежной полосе водного объекта, который составил 1 518 660 рублей.
Контролирующим органом в адрес общества направлена претензия от 20.11.2019 N 01-17/2698 с требованием о добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Требования не были исполнены в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения ЧАМУ Росприроднадзора в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Положения статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде истец должен доказать в совокупности факт причинения вреда, его размер, противоправность поведения причинителя вреда и наличие его вины, а также причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими последствиями.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Статья 1 Закона об охране окружающей среды определяет негативное воздействие на окружающую среду, как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из указанного в статье 1 Закона об охране окружающей среды определения негативного воздействия на окружающую среду нормы права следует, что факт причинения вреда может считаться установленным, если доказано, что в результате действий (бездействия) нарушителя произошло негативное изменение качества окружающей среды, в настоящем деле - самовольное перемещение гальки.
Согласно статье 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Согласно статье 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно статье 2.3, пункту 6.1 и 6.2 статьи 3 Закона N 2395-1 к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные и местные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В силу статьи 10.1 Закона N 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении права пользования участком недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в ходе обследования контролирующим органом установлено, что в районе пляжа п. Солоники Лазаревского района г. Сочи, в десяти метрах от уреза воды водного объекта -Черного моря проводятся работы по перемещению гальки с использованием экскаватора марки "Хитачи" и самосвала марки "КамАЗ". Строительная техника (самосвал и бетономеситель марки "КамАЗ", бетононасос марки "Путзмастер", бетоновоз марки "МАЗ") передвигалась по территории пляжа, в двух-пяти метрах от уреза воды водного объекта -Черного моря. В пяти-десяти метрах от уреза воды на морской гальке размещалась ржавая арматура в количестве 12 штук, длиной более пяти метров. В водоохранной зоне водного объекта, в сорока-шестидесяти метрах от уреза воды на земляной поверхности размещались:
- одна двухсотлитровая железная бочка (из-под нефтепродуктов);
- в больших количествах складируются: арматура и каркасы из арматуры, покрытые коррозией;
* строительные материалы и отходы из древесины;
* организована стоянка автотранспорта ("ГАЗ", "УАЗ").
В пяти-тридцати метрах от уреза воды водного объекта вырыто два котлована шириной три-пять метров, длиной двадцать-тридцать метров.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что по результатам административного расследования контролирующим органом установлено, что нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта - Черного моря, допущено ООО "СК Эпрон-8" при проведении работ на объекте "Строительство и реконструкция противодеформационных сооружений на 1919-1920 км перегона Лазаревская-Чемитоквадже Северокавказской железной дороги", в связи с чем, 03.10.2017 в отношении общества вынесено постановление N 0157/4/194/ПР/2017 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи от 30.11.2017 по делу N 12-162/17 постановление Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от 03.10.2017 N 0157/4/194/ПР/2017 о назначении административного наказания оставлено без изменений.
Платежным поручением от 26.01.2018 N 117 ответчиком оплачено 300 000 рублей штрафных санкций.
Соответственно, материалами дела подтверждается факт причинения ответчиком вреда окружающей среде, противоправности и виновности причинителя вреда, наличия причинно-следственной связи между данными противоправными действиями юридического лица и наступившими вредными последствиями.
Установленный факт использования полезных ископаемых, размещенных в прибрежной полосе водного объекта - Черного моря, сам по себе является необходимым и достаточным основанием для взыскания ущерба.
Ущерб в результате использования полезных ископаемых, размещенных в прибрежной полосе водного объекта - Черного моря рассчитан заявителем на основании Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 (далее - Правила N 564).
Согласно пункту 4 Правил N 564 Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, учтенных государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых (далее - учтенные запасы), а также утрату полезных ископаемых, запасы которых не поставлены на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых (далее - неучтенные полезные ископаемые), вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным (безлицензионным) пользованием недрами, определяется по формуле:
D = Lз + Cл + Cо,
где:
D - размер вреда, повлекшего утрату учтенных запасов и утрату неучтенных полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых размер вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются;
Lз - стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);
Cл - фактические расходы на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и (или) расходы, предусмотренные проектами рекультивационных работ или иных восстановительных работ, за исключением случаев добровольного восстановления нарушенного состояния окружающей среды (рублей);
Cо - затраты, понесенные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, а также подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями на оценку размера вреда, включая организацию мероприятий, направленных на проведение геодезических и маркшейдерских работ, определение вида полезного ископаемого, разработку и согласование проекта рекультивационных работ или иных восстановительных работ (рублей).
В апелляционной жалобе общество указало, что специалистом произведен расчет размера вреда, повлекшего утрачу запасов полезных ископаемых, вызванного, в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами. В данном случае отбор и перемещение галечного пляжеобразующего материала не повлекли его утрату и размер ущерба должен рассчитываться по формуле размера вреда, не повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, но повлекшего нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вреда, причиненного особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Приведенные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Контролирующим органом установлен фактический объем извлеченных полезных ископаемых в размере 1 534 куб.м.
В таком случае, пунктом 6 Правил N 564 установлено, что Стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:
Lз = Nбз x Р,
где:
Nбз - объем учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами;
Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершенное правонарушение (рублей).
Для целей настоящих Правил объем утраченного в результате самовольного пользования недрами полезного ископаемого, запасы которого не учтены государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых, принимается равным объему извлеченных полезных ископаемых, выявленному в результате соответствующего расследования по факту самовольного пользования недрами.
Таким образом, стоимость рассчитана контролирующим органом верно и составляет 1534 куб.м. гравия стоимость 1 куб.м. гравия (990 рублей) = 1 518 660 рублей. При этом, Сл и Со в рассматриваемом случае составили 0 рублей.
Довод ответчика о том, что общество осуществляло перемещение галечного пляжеобразующего материала, тогда как контролирующим органом произведен расчет по стоимости гравия, также подлежит отклонению судом, поскольку в соответствии с совместным Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 53-р и Администрации Краснодарского края N 576-р от 18.07.2005 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых Краснодарского края" галечный пляжеобразующий материал не указан в перечне полезных ископаемых.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы общества о том, что сумма ущерба подлежит взысканию с главного инженера АО "СК "Эпрон-8" Луханина А.Н. в рамках уголовного дела.
В материалы дела обществом не представлен вступивший в законную силу приговор суда, устанавливающий ответственность Луханина А.Н. и его обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.
При совокупности приведенных обстоятельств, заявленные к АО "СК "Эпрон-8" требования о взыскании вреда, причиненного окружающей среде, в размере 1 518 660 рублей, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку подтверждена противоправность действий общества, размер и факт причинения вреда окружающей среде, а также причинно-следственная связь между действиями общества и наступившим вредом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении иска.
Решение суда от 09.11.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2020 по делу N А32-26517/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26517/2020
Истец: Черноморо-Азовское морское управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: АО "Строительная компания "Эпрон-8", АО СК "Эпрон-8"