г. Хабаровск |
|
25 февраля 2021 г. |
А73-15064/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ДВ - Союз": представителя Костерюка Д.И. по доверенности от 12.01.2021 N 11 (сроком по 31.12.2021);
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
от Товарищества собственников жилья "Суворова 32": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДВ - Союз"
на решение от 27.11.2020
по делу N А73-15064/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз" (ОГРН 1032700448659, ИНН 2723055492)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900)
о признании недействительным решения от 14.09.2020 N 573
третье лицо: Товарищество собственников жилья "Суворова 32"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз" (далее - заявитель, ООО "ДВ-Союз", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения от 14.09.2020 N 573 Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Управление, уполномоченный орган, орган государственного жилищного надзора).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Товарищество собственником жилья "Суворова 32" (далее - ТСЖ "Суворова 32".
Решением суда от 27.11.2020 в удовлетворении заявления общества отказано.
Суд, установив представление заявителем в Управление неполного реестра собственников помещений многоквартирного дома N 32 по улице Суворова в городе Хабаровске, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ДВ-Союз" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: документы, которые необходимо предоставить вместе с заявлением о внесении изменений в реестр, указаны в п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр, при этом, судом не учтены существенные обстоятельства деда, которые заключаются в том, что в бланках для голосования (решения собственников) указываются реквизиты документов о праве собственности, а также Ф.И.О./наименование, но квартиры NN 17, 88, 94 принадлежат на праве собственности городскому округу "Город Хабаровск", муниципальное образование которого принимало участие в голосовании, в бланке для голосования указаны как реквизиты документа о праве собственности, так и наименование собственника; нежилые помещения N I (1-33), I (28-30,113), I (49-54), I (57-60, 105) в реестре собственников помещений в настоящее время не существуют, и числятся в ЕГРН как ранее учтенные.
Представители Управления, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД) N 32 по ул. Суворова в городе Хабаровске, оформленного протоколом от 01.09.2020, выбран способ управления МКД - управляющая организация ООО "ДВ-Союз", утверждены условия договора управления и решено заключить с ООО "ДВ-Союз" договор управления с 01.09.2020 сроком на 3 года.
В связи с принятием собственниками МКД вышеуказанных решений ООО "ДВ-Союз" 01.09.2020 обратилось в Управление с заявлением от 01.09.2020 N 20080 о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Хабаровского края, где просило включить МКД N 32 по ул. Суворова в городе Хабаровске под управление ООО "ДВ-Союз", в ответ на которое, на основании заключения от 14.09.2020 N 573 Управлением принято решение от 14.09.2020 N 573 о приостановлении рассмотрения заявления общества о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края, на основании подпункта "в" пункта 7 Порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
В связи с принятием указанного решения Управление, письмом от 16.09.2020 N 02.2-21-21554 запросило у общества дополнительные документы.
Не согласившись с данным решением Управления, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с частью 2 статьи 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр), в соответствии с пунктом 2 которого изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее- заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; в) реквизиты договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Перечень документов, подлежащих представлению вместе с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр, которым предусмотрено, что к заявлению прилагаются: копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора, не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка N 938/пр, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (пункт 4 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
На основании пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество 01.09.2020 направило в Управление заявление о внесении изменений в реестр лицензий с приложением копии договора управления и копии протокола общего собрания, а письмом от 01.09.2020 N 4710 направило в Управление подлинник протокола общего собрания собственников с подлинниками бланков голосования и реестром собственников по МКД N 32, однако в ходе рассмотрения заявления и представленных документов, Управлением обнаружено не соблюдение условия, предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 Порядка, а именно: реестр собственников помещений, прилагаемый к протоколу, содержит данные не всех собственников - отсутствуют данные о собственниках кв. NN 17, 18, 34, 52, 88, 94, пом. N I (1-33), I (28-30.113), I (49-54), I (57-60, 105); данные о собственнике кв. N 101 не позволяют определить реального собственника и долю помещения, принадлежащую на праве собственности; к подлинникам протокола и бланков решений собственников прилагается копия решения собственника кв. N 71.
В связи с этим заключением должностного лица Управления от 14.09.2020 N 573 рекомендовано принять решение о приостановлении рассмотрения заявления общества.
Из представленного в материалы дела реестра собственников помещений, являющегося приложением к протоколу общего собрания, следует, что в данном реестре не заполнена графа Ф.И.О./наименование, ОГРН собственника помещения в отношении квартир N N 17, 18, 34, 52, 88, 94, пом. N I (1-33), I (28-30.113), I (49-54), I (57-60, 105).
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), в соответствии с подпунктом "а" пункта 20 которых обязательными приложениями к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.
То есть, реестр собственников помещений, прилагаемый к протоколу общего собрания, должен соответствовать вышеуказанным требованиям и отсутствие в нем каких-либо из обязательно подлежащих указанию сведений, может свидетельствовать о наличии признаков недостоверности сведений.
Таким образом, как верно указал суд, установив факт не заполнения в представленном реестре собственников помещений графы "Ф.И.О./наименование, ОГРН собственника помещения" в отношении квартир N N 17, 18, 34, 52, 88, 94 и пом. N I (1-33), I (28-30.113), I (49-54), I (57-60, 105), Управление обоснованно приостановило рассмотрение заявления ООО "ДВ-Союз" и запросило копию реестра собственников, оформленного в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, принято во внимание, что бланк решения собственника кв. N 71 был представлен обществом в копии.
С учетом того, что бланки решений остальных собственников были представлены в подлинниках, представление копии бланка решений собственника кв. N 71 вызвало у Управления обоснованные сомнения в достоверности представленного документа, что также является достаточным основанием для приостановления рассмотрения заявления и запроса у заявителя дополнительных пояснений.
Суд первой инстанции, применив положения пункта 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), посчитал неверным позицию Управления относительно заполнения в реестре собственников помещений сведений о собственниках кв. N 101 (данные не позволяют определить реального собственника и долю помещения, принадлежащую на праве собственности), так как все графы реестра в части кв. N 101, в том числе и данные собственников заполнены, собственниками данной квартиры являются К...Е.В. и К...В.Е., указаны реквизиты документа, подтверждающего право собственности, а также отражено, что квартира находится в совместной собственности.
Однако, указанное обстоятельство, с учетом установленных недостатков в оформлении реестра собственников, а также представления копии бланка решений собственника кв. N 71 не повлияло на законность решения Управления о приостановлении рассмотрения заявления.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что оспариваемое решение Управления принято без оснований, предусмотренных пунктом 10 Порядка N 938/пр, обосновано не приняты судом.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение Управления, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы же заявителя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 ноября 2020 года по делу N А73-15064/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15064/2020
Истец: ООО "ДВ - СОЮЗ", представитель Костреюк Д.И.
Ответчик: КОМИТЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ТСЖ "Суворова 32"