г. Санкт-Петербург |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А42-7525/2020 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37723/2020) акционерного общества "Управление отходами" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.12.2020 г. по делу N А42-7525/2020, принятое
по заявлению акционерного общества "Управление отходами"
к Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманска
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманска (далее - ответчик, Администрация) от 19.08.2020 N 902/07-05 о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N401-01-ЗМО), которым Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда, принятым путем подписания резолютивной части 09.11.2020 в удовлетворении ходатайства акционерного общества "Управление отходами" о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства отказано, в удовлетворении заявления Общества отказано, в части прекращения производства по делу об административном правонарушении производство по делу прекращено.
Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 07.12.2020 г.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении заявления АО "Правление отходами" о признании незаконным постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманска (далее - ответчик, Администрация) от 19.08.2020 N 902/07-05 о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N401-01-ЗМО), которым Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., принять по делу новый судебный акт.
Письменный отзыв на жалобу Администрацией не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.07.2020 сотрудниками Управления Октябрьского административного округа Мурманска в ходе обследования территории округа в месте накопления твердых коммунальных отходов (включая крупногабаритные) у многоквартирного дома (МКД) N 15 по ул. Фурманова, д. 10 по ул. Чапаева (далее - контейнерная площадка) установлен факт невывоза крупногабартных отходов (далее - КГО) в виде порубочных материалов, сухих спрессованных цементных смесей, кирпичного и бетонного боя.
Указанные нарушения отражены в акте от 02.07.2020 N 3261 и приложенными к нему фототаблице и видеозаписи.
По фактам выявленных нарушений 29.07.2020 заместителем начальника административного законодательства главным специалистом отдела по контролю за исполнением административного законодательства Октябрьского административного округа города Мурманска в отношении АО "Управление отходами" составлен протокол об административном правонарушении N 26-11-03/536, правонарушение квалифицировано по пункту 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Протокол со всеми материалами дела передан в административную комиссию для рассмотрения.
Усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее также - Правила благоустройства), постановлением административной комиссии от 19.08.2020 N 902/07-05 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Общество оспорило данное постановление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, обстоятельств, исключающих производство по административному делу, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев также оснований для прекращения производства по административному делу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы и представленного отзыва не нее, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации и не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Административным органом вменено Обществу нарушение пунктов 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Согласно пункту 10.2.7.5 Правил благоустройства крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями.
Как следует из пункта 10.2.7.6 Правил благоустройства отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
В соответствии с пунктом 10.2.7.12 Правил благоустройства запрещается:
- размещение отходов на контейнерной площадке без договора на вывоз и размещение отходов;
- переполнять контейнеры отходами производства и потребления;
- размещать отходы на территории, не принадлежащей правообладателям отходов, без передачи права собственности на эти отходы;
- выбрасывать в контейнеры, размещать на контейнерных площадках и на территории, прилегающей к ней, ртутьсодержащие лампы;
- самовольно организовывать места размещения отходов производства и потребления и размещать отходы на таких местах;
- сжигать отходы производства и потребления;
- загрязнять территорию города отходами производства и потребления;
- использовать отходы производства и потребления для благоустройства территории (в том числе клумбы, ограждения).
Из материалов дела следует, что контейнерная площадка у многоквартирного дома (МКД) N 15 по ул. Фурманова, д. 10 по ул. Чапаева предназначена для сбора отходов от МКД по указанным адресам, что подтверждается реестром (паспортизацией) контейнерных площадок приложения N 1 к постановлению Администрации города Мурманска от 01.12.2014 N 393 "Об утверждении Генеральной схемы очистки территориального образования город Мурманск".
Общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции, действующей в спорны период, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пунктом 11 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов (КГО) осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Вывоз КГО согласно пункту 12 Правил N 1156 обеспечивается региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с КГО.
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 13 Правил N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", также предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Из пункта 2 Правил N 1156 следует, что под погрузкой твердых коммунальных отходов понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Под уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.
В этом же пункте Правил N 1156 раскрыто понятие "крупногабаритные отходы" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сам факт наличия недопустимого объема крупногабаритного мусора и его перенакопление свидетельствует об уклонении регионального оператора от его вывоза, и что именно перенакопление отходов привело к его складированию вне установленных мест для их складирования.
Вместе с тем, судом не установлены значимые для дела обстоятельства, которые позволили бы признать вину Общества во вмененном ему правонарушении доказанной.
Согласно положениям, закрепленным в пунктах 5, 8 Правил N 1156 между потребителем и региональным оператором заключается договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих правил.
До заключения договора услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора (пункт 8(18) Правил).
В силу пункта 25 Правил N 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются, в том числе периодичность и время вывоза ТКО.
Пунктом 2 Типового договора (утверждена Постановлением Правительства РФ N 1156) также определено, что периодичность вывоза ТКО, а также КГО определяется в приложении к договору.
В рассматриваемом случае Обществу вменяется невывоз КГО (крупногабаритных отходов), к которым пункт 2 Правил N 1156 относит твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.).
Как уже было установлено выше, в пункте 10.2.7.5 Правил благоустройства крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями.
Аналогичное право закреплено в пункте 12 Правил N 1156. Более того, исходя из содержания пунктов 2 и 11 Правил N 1156, крупногабаритные отходы должны складироваться в отдельном мусоросборнике - "бункере", либо на специальных площадках для складирования таких отходов.
Таким образом, ТКО и КГО вывозятся в соответствии установленным договором графиком (периодичностью), при этом крупногабаритные отходы могут вывозиться по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями.
Административным органом не установлено и не отражено в оспариваемом постановлении, заключен ли договор между потребителями (управляющей компанией) и региональным оператором, определен ли график вывоза ТКО и КГО, периодичность вывоза, определено ли место складирования КГО, направлялись ли потребителями заявки на вывоз крупногабаритных отходов, как это предусмотрено пунктом 10.2.7.5 Правил благоустройства, в отсутствие которых региональный оператор может не располагать информацией о наличии таких отходов и необходимости их вывоза.
Исходя из положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 10 (в том числе подпункт "д(2))"), 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, обязанность по обустройству, содержанию и уборке контейнерной площадки (мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов) возложена на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, а общие обязанности, предусмотренные Правилами благоустройства (включая пункты 10.2.7.5, 10.2.7.12), также распространяются и на иных субъектов, в том числе на региональных оператором, в также потребителей, лиц, осуществляющих складирование (размещение) отходов.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемых правоотношениях участвуют несколько субъектов (потребители, управляющие компании, ТСЖ, региональный оператор), а следовательно, в каждой конкретной ситуации следует устанавливать субъекта правонарушения, чьи действия привели к нарушению правил обращения с отходами и правил благоустройства.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 КоАП РФ).
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Вывод о наличии в действиях заявителя вмененного административного правонарушения сделан на основании акта обследования от 02.07.2020 N 3261 и приложенными к нему фототаблицей и видеозаписью, выписки из адресного перечня мест накопления ТКО на территории МО г. Мурманск.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что фактически Обществу вменен несвоевременный вывоз крупногабаритных отходов, длительное нахождение их на территории контейнерной площадке, что привело к загрязнению последней.
Вместе с тем, само по себе наличие на момент осмотра значительного количества отходов не свидетельствует о несвоевременном вывозе последних и длительном нахождении их в месте накопления. Приведенные факты в отсутствие иных доказательств не могут быть установлены с надлежащей степенью достоверности на основании однократной фиксации 02.07.2020 в 10 час.15 мин., в отсутствие графика (периодичности) вывоза, заявок потребителей на вывоз крупногабаритных отходов и фиксации их невыполнения применительно к пункту 10.2.7.5 Правил благоустройства.
Нарушение Обществом периодичности вывоза, в том числе сроков, определенных в пункте 2.14 СанПин 2.1.7.3550-19, из представленных административным органом материалов также не следует, Административной комиссией не установлено.
Вместе с тем, оценка данных обстоятельств, по мнению суда апелляционной инстанции, имела существенное значение для рассмотрения административного дела, установления наличия в действиях заявителя всех элементов состава вмененного ему правонарушения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводам, что собранными Административной комиссией материалами административного дела не доказано наличие в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в связи с чем оснований для признания спорного постановления административного органа законным не имелось.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части, касающейся отказа в удовлетворении заявления, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
При этом доводы подателя жалобы в части привлечения к ответственности на основании КоАП РФ (статья 8.2) суд апелляционной инстанции находит необоснованными, поскольку данная норма имеет иной объект посягательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.12.2020 по делу N А42-7525/2020 в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск от 19.08.2020 по делу N 902/07-05 отменить.
Постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск от 19.08.2020 по делу N 902/07-05 о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях", признать незаконным и отменить.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7525/2020
Истец: АО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ", АО "Управление отходами" - Мурманский ф-л
Ответчик: Административная комиссия Октябрьского административного округа г.Мурманска