24 февраля 2021 г. |
Дело N А83-2513/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Яковлева А.С.,
Лазарева С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания
с участием в судебном заседании:
представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - Янмина В.В., Костюшина Е.К.,
представителя ООО "Акватория" - Гаммы С.С.,
индивидуального предпринимателя Березань Михаила Ильича,
представителя индивидуального предпринимателя Березань Михаила Ильича - Ильина А.В.,
представителя Администрации города Евпатории - Гавриловой Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, общества с ограниченной ответственностью "Акватория" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2020 по делу N А83-2513/2020,
принятое по заявлению Администрации города Евпатории Республики Крым, индивидуального предпринимателя Березань Михаила Ильича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Акватория",
о признании незаконными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
19.02.2020 Администрация города Евпатории Республики Крым (ОГРН: 1149102081050, далее - Администрация, заказчик или заявитель) и 21.03.2020 индивидуальный предприниматель Березань Михаил Ильич (ОГРН ИП: 315910200328223, далее - ИП Березань М.И.) обратились в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) с заявлениями об оспаривании принятого и выданного 28.01.2020 (30.01.2020 полный текст) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН 1149102010606, далее - Крымское УФАС России) по делу N 07/09-20:
- решения о признании жалобы общества с ограниченной ответственностью "Акватория" (ОГРН:1159102010748, далее - ООО "Акватория") на действия организатора торгов (Администрации) при проведении конкурса в части заключения договора о благоустройстве пляжа общего пользования (г. Евпатория, ул. Горького) обоснованной;
- предписания об отмене конкурса на заключение договора о благоустройстве пляжа, возврате задатков и информирования участников торгов (л.д. 9-13 т. 1, 15-17 т. 2).
Заявленные требования мотивированы тем, что критерии оценки заявок на конкурс установлены утвержденным Постановлением Администрации N 197-п Порядком, который разработан в соответствии с утвержденным Совмином Крыма типовым порядком; конкурсная комиссия обосновано сопоставила заявки ИП Березань М.И. и ООО "Акватория" и в соответствии с установленными критериями присвоила им баллы, по результатам подсчета которых победителем стал ИП Березань М.И.
06.07.2020 определением суда первой инстанции производство по делам N А83-2513/2020 по заявлению Администрации и N А83-4670/2020 по заявлению ИП Березань М.И. объединены в одно производство с присвоением делу N А83-2513/2020 (л.д. 75-76 т. 1).
Решением суда первой инстанции заявленные Администрацией и ИП Березань М.И. требования удовлетворены, оспоренные решение и предписание Крымского УФАС России признаны незаконными и отменены; с Крымского УФАС России в пользу ИП Березань М.И. взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 руб., из федерального бюджета ИП Березань М.И. возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3.000 руб. (л.д. 59-70 т. 3).
Судебный акт мотивирован тем, что конкурсной документацией установлены критерии оценки заявок, в том числе критерий: "Полнота представленных объектов для функционирования пляжа, включая элементы обслуживания и благоустройства", по которому в соответствии с представленными заявками ООО "Акватория" присвоено 7 баллов, ИП Березань М.И. - 9,5 баллов, по 10-тибальной системе. Крымский УФАС России не вправе вмешиваться в процесс определения победителя конкурса.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Крымское УФАС России и ООО "Акватория" подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права (л.д. 80-84, 105-108 т. 3).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ИП Березань М.И. не согласен с доводами апелляционных жалоб и просит судебный акт оставить без изменения, так как конкурсной комиссией в соответствии с требованиями законодательства установлены критерии оценок заявок, Администрация обосновано оценила поданные заявки и присвоила им баллы с учетом полноты представленных объектов (л.д. 138-144 т. 3, 2-8 т. 4).
В судебном заседании (с перерывом с 11.02.2021 до 18.02.2021) представители Крымского УФАС России и ООО "Акватория" поддержали доводы своих апелляционных жалоб и согласились с доводами апелляционных жалоб друг друга; ИП Березань М.И., его представитель и представитель Администрации с апелляционными жалобами не согласились и просили решение суда первой инстанции оставить без изменений, так как критерии оценки заявок установлены в соответствии с типовым порядком, поданные заявки оценены в соответствии с этими критериями.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее -суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.
28.01.2020 Комиссией Крымского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в присутствии представителей заявителя (ООО "Акватория") и организатора торгов (Администрации г. Евпатории) по результатам рассмотрения дела N 07/09-20 по поданной 15.01.2020 ООО "Акватория" жалобе (л.д. 101-107 т.1) принято решение (полный текст 30.01.2020 N 07/192), резолютивной частью которого установлено:
1) жалоба на действия организатора торгов признана обоснованной,
2) выдать Администрации обязательное к исполнению предписание,
3) передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства,
4) снять установленные уведомлениями N 07/64 от 17.01.2020, N 07/104 от 23.01.2020 ограничения (л.д. 17-22 т.1).
Во исполнение этого решения 28.01.2020 (полный текст 30.01.2020) той же Комиссией Крымского УФАС России выдано предписание, резолютивной частью которого на организатора торгов - Администрацию г. Евпатории, возложена обязанность в срок до 20.02.2020 :
1) отменить конкурс на заключение договора о благоустройстве пляжа общего пользования площадью 2.411кв.м., расположенного в г. Евпатории, ул. Горького, КН: 90:18:010104:71, уникальный N ЕВ-031,
2) осуществить действия по возврату задатков, извещению участников торгов по лоту, размещению информации на сайте Администрации (л.д. 15-16 т. 1).
Эти решение и предписание мотивированы тем, что к конкурсу 10.01.2020 на право заключения договоров о благоустройстве пляжа общего пользования в отношении пляжа площадью 2.411кв.м., расположенного в г. Евпатории, ул. Горького, КН: 90:18:010104:71, уникальный N ЕВ-031 допущены две заявки, в том числе заявка ООО "Акватория", которые оценены (в том числе) по критерию "Полнота представленных объектов для функционирования пляжа, включая элементы обслуживания и благоустройства", тогда как конкурсная документация не предусматривает методику оценки этого критерия.
Действительно, 10.01.2020 комиссией по вопросам организации пляжного отдыха муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым допущены к участию в конкурсе по пляжу уникальный N ЕВ-031 две заявки: ИП Березань М.И. и ООО "Акватория"; которым присвоены баллы: ИП Березань М.И. - 16, ООО "Акватория" - 14, в том числе по критерию "Полнота представленных объектов для функционирования пляжа, включая элементы обслуживания и благоустройства" из 10 возможных баллов: ИП Березань М.И. - 9,5 баллов, ООО "Акватория" - 7 баллов; победителем признан ИП Березань М.И.
Данные обстоятельства участники не оспаривают и это подтверждается протоколом N 1 от 10.01.2020 названной комиссии с приложением (л.д. 42-53 т. 3).
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе на право заключения договора о благоустройстве пляжа в муниципальном городском округе Евпатория Республики Крым разработаны постановлением Администрации от 30.01.207 N 197-п (л.д. 40-41 т. 3).
В состав этих критериев включен критерий "Полнота представленных объектов для функционирования пляжа, включая элементы обслуживания и благоустройства", для оценки заявки по которому конкурсанту надлежит представить схему пляжа, графическое изображение планируемого внешнего вида пляжа, перечень предполагаемых к выполнению работ и устанавливаемых объектов на пляже с указанием объемов и сроков проведения мероприятий по благоустройству пляжа; количество баллов по этому критерию - до 10 баллов.
Статьей 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 27.12.2019, далее - Закон N 135-ФЗ) установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления или организациями; его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пункт 3 части 1 статьи 17 этого Закона устанавливает, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Как установлено, победитель торгов был определен при подсчете общего количества баллов, из 16 набранных баллов 9,5 баллов победитель получил по критерию "Полнота представленных объектов для функционирования пляжа, включая элементы обслуживания и благоустройства".
При этом, пункт 8 Порядка благоустройства пляжей общего пользования на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденного постановлением Администрации г. Евпатории Республики Крым от 30.01.2017 N 197-п (в ред. от 26.12.2019), предусматривает, что решение о победителе конкурса принимается комиссией в соответствии с критериями оценки заявок на участие в конкурсе.
Критерий "Полнота представленных объектов для функционирования пляжа, включая элементы обслуживания и благоустройства" установлен приложением 4 к названному постановлению N 197-п, но правила (принцип) присвоения баллов по этому критерию ни названным постановлением N 197-п, ни постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 N 615 (в ред. от 20.08.2019) "О некоторых вопросах благоустройства пляжей" (вместе с "Методическими рекомендациями по благоустройству пляжей общего пользования на территории муниципальных образований в Республике Крым") не предусмотрены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель организатора торгов также не привела критериев, по которым участникам конкурса присвоено различное количество баллов по названному критерию.
Пунктом 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ установлено, что признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как установлено, решение и предписание, которые являются предметом обжалования, принято и вынесено Крымским УФАС России по результатам рассмотрения жалобы участника закупки. Крымским УФАС России доказаны обстоятельства, на основании которых принято и вынесено оспариваемые решение и предписание, а именно ограничение организатором торгов конкуренции путем нарушения порядка определения победителя. Данное решение не нарушает прав и законных интересов организатора торгов и участника торгов ИП Березань И.М., заявленные ими требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением названных выше норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела, что является основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 ноября 2020 года по делу N А83-2513/2020 отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований Администрации города Евпатории Республики Крым отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
С.Г. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2513/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Третье лицо: ИП Березань Михаил Ильич, ООО "АКВАТОРИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1771/2021
18.03.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3619/20
24.02.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3619/20
12.11.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-2513/20