город Ростов-на-Дону |
|
24 февраля 2021 г. |
дело N А32-44144/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.12.2020 по делу N А32-44144/2020
по заявлению Министерства труда и социального развития Краснодарского края (ИНН 2308027369, ОГРН 1022301220116)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьих лиц: Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (ИНН 2308265684, ОГРН 1192375039119); индивидуального предпринимателя Артемихина Леонида Григорьевича (ИНН 590411045295, ОГРНИП 312590422700021); общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС) о признании недействительным решения N 1289/2020-КС от 13.07.2020.
В качестве третьих лиц, не являющихся самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (ИНН 2308265684, ОГРН 1192375039119), индивидуальный предприниматель Артемихин Леонид Григорьевич (ИНН 590411045295, ОГРНИП 312590422700021), общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666).
Решением от 15.12.2020 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство труда и социального развития Краснодарского края обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выводы, изложенные в решении, основываются на протоколе рассмотрения единственной заявки от 25.06.2020, данный протокол не имеет никакого отношения к закупке проводимой учреждением. Поскольку податель жалобы является индивидуальным предпринимателем, то в силу нормы статьи 23 ГК РФ, данное лицо занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, следовательно, индивидуальный предприниматель не может прировнять свой статус предпринимателя к юридическому лицу и соответственно, не может осуществлять деятельность от лица организации.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на обоснованность жалобы.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по проведению сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания, расположенными на территории Краснодарского края, в 2020 году" (извещение N 0818500000820002943).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 919 733,33 руб.
В Краснодарское УФАС поступила жалоба ИП Артемихина Л.Г. на действия ГКУ КК "Дирекция государственных закупок", Министерства труда и социального развития при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по проведению сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания, расположенными на территории Краснодарского края, в 2020 году" (извещение N 0818500000820002943). Предприниматель обжаловал отказ в допуске на участие в электронном аукционе и указал, что его заявка соответствует требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения обращения ИП Артемихина Л.Г. комиссией Краснодарского УФАС принято решение N 1289/2020-КС по делу N 023/06/69-3206/2020 от 13.07.2020, в соответствии с которым в действиях членов комиссии учреждения выявлено нарушение части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Жалоба ИП Артемихина Л.Г. признана обоснованной.
Считая незаконным решение УФАС, Министерство труда и социального развития оспорило его в судебном порядке.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу части 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
На основании части 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" (далее - Закон N 392-ФЗ) сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг такими организациями (далее также - независимая оценка качества) осуществляются организациями, с которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключены государственные (муниципальные) контракты на выполнение работ, оказание услуг по сбору и обобщению указанной информации (далее - операторы).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме от 25.06.2020 N 0818500000820002943-2 ИП Артемихину Л.Г. отказано в допуске в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Федерального закона: несоответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона и положению позиции 22 раздела 1 документации аукциона в электронной форме, а именно: согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 638 "Об утверждении правил сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" установлен порядок сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг такими организациями, при котором на основании ограничения, установленного частью 2 статьи 11 Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" участниками электронного аукциона не могут являться государственные и муниципальные организации, оказывающие гражданам услуги в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, и федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, а также негосударственные организации, оказывающие гражданам услуги в указанных сферах за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг такими организациями, осуществляются организациями, с которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключены государственные (муниципальные) контракты на выполнение работ, оказание услуг по сбору и обобщению указанной информации.
Согласно ч. 2 Федерального закона N 392-ФЗ операторами не могут являться государственные и муниципальные организации, оказывающие гражданам услуги в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, и федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, а также негосударственные организации, оказывающие гражданам услуги в указанных сферах за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 4) ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Как правильно указано судом первой инстанции, из совокупности приведенных норм не следует, что действующим законодательством предусмотрен запрет по осуществлению соответствующих услуг исключительно юридическими лицами и участниками таких закупок не могут быть индивидуальные предприниматели.
С учетом изложенного, судом отклоняются доводы жалобы о том, что поскольку податель жалобы является индивидуальным предпринимателем, то в силу нормы статьи 23 ГК РФ, данное лицо занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, следовательно, индивидуальный предприниматель не может прировнять свой статус предпринимателя к юридическому лицу и соответственно, не может осуществлять деятельность от лица организации.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, антимонопольным органом был сделан обоснованный вывод, что отказ в допуске по основаниям, указанным в протоколе от 25.06.2020, противоречит требованиям ст. 69 Закона о контрактной системе.
В апелляционной жалобе также указано, что выводы, изложенные в решении, основываются на протоколе рассмотрения единственной заявки от 25.06.2020, данный протокол не имеет никакого отношения к закупке проводимой учреждением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указание в решении антимонопольного органа на том, что заявителю было отказано в допуске согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 25.06.2020, свидетельствует о допущенной опечатке (технической ошибке), не влияющей на законность оспариваемого решения, поскольку в нем правильно изложено содержание протокола от 25.06.2020, которым фактически были рассмотрены вторые части 7 заявок участников аукциона.
Таким образом, решение Краснодарского УФАС N 1289/2020-КС от 13.07.2020 соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу, в связи с чем предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления Министерства труда и социального развития Краснодарского края отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 15.12.2020 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2020 по делу N А32-44144/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44144/2020
Истец: Министерство труда и социального развития КК, Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Артемихин Л Г, ГКУ КК "Дирекция государственных закупок", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок", ООО РТС-тендер