Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2021 г. N Ф05-11270/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А40-101498/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валюшкиной В.В.,
судей Алексеевой Е.Б., Левченко Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2020 по делу N А40-101498/19,
принятое по иску Департамента городского имущества города Москвы к ООО "Лакол-Н" о взыскании денежных средств,
по встречному иску о признании права на применение льготной ставки, обязании произвести перерасчет арендной платы
при участии в судебном заседании представителя истца: Ефизов К.Р. по доверенности от 18.12.2002, диплом N 107724 0141136 от 15.06.2015,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лакол-Н" о взыскании задолженности за период с 01.11.2018 по 31.12.2018 в размере 140 108,72 руб. по договору аренды от 05.10.2006 N 07-00712/06.
Определением от 04.07.2019 судом в порядке ст. 132 АПК РФ принято к рассмотрению встречное исковое заявление ООО "Дом моды Лакол" к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства, в виде предоставления льготной ставки арендной платы в период с 31.10.2016 по 31.12.2016 ставки арендной платы 3 500 руб. за 1 кв.м в год и в размере 4 500 руб. за 1 кв.м в год в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения) находящегося в собственности г. Москвы N 07-00712/06 от 05.10.2006, об обязании Департамент городского имущества г. Москвы произвести перерасчет арендной платы по договору аренды от 05.10.2006 N 07-00712/06 начиная с 31.12.2016, исходя из ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м в год, и с 01.01.2017 по 31.05.2019, исходя из ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м в год.
Протокольным определением от 19.11.2020 суд на основании ст.ст. 124, 159 АПК РФ, произвел процессуальную замену ответчика с ООО "Дом моды Ларисы Колмогоровой" на правопреемника вследствие реорганизации путем выделения - ООО "Лакол-Н" (ОГРН 1207700014598, ИНН 7736326170) - и передачей прав по договору аренды о 05.10.2006.
Решением арбитражного суда от 02.12.2020 в удовлетворении первоначального искового заявления отказано в полном объеме, встречный иск удовлетворен в полном объеме.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель заявителя (истца по делу) поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о производстве по спору, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Заслушав представителя истца, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, истцом в качестве арендодателя и ответчиком в качестве арендатора заключен договор аренды от 05.10.2006 N 07-00712/06.
Выявив неисполнение обязанности по внесению арендной платы, истец после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании денежных средств за период с 01.11.2018 по 31.12.2018 в размере 140 108,72 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, подлежащие установлению в данном деле, истцом в порядке ст. 65 АПК РФ не доказаны.
В обоснование встречных исковых требований ООО "Лакол-Н" указывает на то, что ООО "Лакол-Н" соответствует критериям, указанным в постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" для предоставления льготной арендной ставки, в связи с чем истец по встречному иску просит суд признать право истца на предоставление имущественной поддержки субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы, а также произвести перерасчет арендной платы с учетом льготной ставки арендной платы.
Удовлетворяя встречный иск, суд первой инстанции исходил из того, что общество, как субъект малого предпринимательства, добросовестный арендатор объекта нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находившегося в спорный период в имущественной казне города Москвы и в аренде у общества по договору аренды, заключенному без проведения торгов, вправе претендовать на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в период с 01.11.2018 по 31.12.2018 в размере 4500 руб. за 1 кв.м. в год.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия положительного решения Комиссии о предоставлении ООО "Лакол-Н" имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы на 2018 год, в связи с чем истцом правомерно произведены начисления арендной платы в спорный период, исходя из рыночной ставки арендной платы.
Суд отклоняет приведенные доводы апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено, что в рамках дела N А40-21714/2019 рассматривался спор по иску ООО "Дом моды Лакол" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи объекта недвижимости, расположенного по 2 адресу: г.Москва, Ленинский пр-кт, д. 95 (цоколь, помещение I, комнаты 1-2, цоколь, комнаты ж1, ж3), с кадастровым номером 77:05:0001009:7433, общей площадью 38,2 кв. м.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2019 по делу N А40-21714/2019 урегулированы разногласия, возникшие между департаментом и обществом при заключении договора купли-продажи спорного нежилого помещения. Указанное решение суда вступило в законную силу 10.02.2020 и с этой даты общество утратило обязанность по внесению арендной платы по договору.
ООО "Лакол-Н" обратилось в Департамент с заявлением о перерасчете арендной платы по договору, в котором просило признать за ним, как субъектом малого предпринимательства, арендовавшим помещение площадью 60 кв. м, право на применение ставки арендной платы на основании пункта 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Письмом от 18.03.2019 N ДГИ-1-12830/19-1 Департамент сообщил ООО "Лакол-Н" об отсутствии правовых оснований для пересчета ставки арендной платы по договору.
ООО "Лакол-Н", полагая, что решение Департамента об отказе в имущественной поддержке нарушило его права и, указывая на то, что оно как субъект малого предпринимательства, арендовавший объект нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, с 05.11.2015 имеет право на ставку арендной платы, установленную пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, предъявило встречный иск о признании за ним права на имущественную поддержку в виде установления на период с 05.11.2015 по 31.12.2016 льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год, с 01.01.2017 по 11.09.2018 в размере 4500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год, об обязании департамента произвести перерасчет арендной платы по договору за названные периоды.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов: 1. арендующим объекты площадью до 300 кв. м; 2. арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления N 800-ПП была изменена 16 раз. При этом Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3500 руб., условия и порядок предоставления поддержки. Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв. м, согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим до 20.10.2015, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по декабрь 2016 года, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в пунктах 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв. м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы. Такое обращение арендатор может также направить непосредственно в Департамент (пункт 5.1 Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением N 424-ПП).
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год, в том числе субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
В части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Поскольку по условиям договора аренды от 05.10.2006 N 07-00712/06 и дополнительного соглашения от 31.10.2016 размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП.
Таким образом, общество, как субъект малого предпринимательства, добросовестный арендатор объекта нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находившегося в спорный период в имущественной казне города Москвы и в аренде у общества по договору аренды, заключенному без проведения торгов, вправе претендовать на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в период 01.11.2018 по 31.12.2018 - в размере 4500 руб. за 1 кв.м. в год.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении первоначального искового заявления, удовлетворил встречный иск. Приведенные в апелляционной жалобе доводы истца направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2020 по делу N А40-101498/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Валюшкина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101498/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "ДОМ МОДЫ ЛАРИСЫ КОЛМОГОРОВОЙ"
Третье лицо: ООО "ЛАКОЛ-Н"