г. Саратов |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А57-17056/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" февраля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А57-17056/2020 по исковому заявлению акционерного общества "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232)
к товариществу собственников жилья-3 Фрунзенского района (ИНН 6455031010, ОГРН 1026403682227)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.07.2019 по 31.03.2020 в размере 102 995,27 руб., расходов по оплате государственной пошлины в 4 090 руб.,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "УК Источник",
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Управление отходами" - Нетреба Н.В., по доверенности N 86 от 16.11.2020,
в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами", истец) в лице регионального оператора Саратовской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья-3 Фрунзенского района (далее - ТСЖ-3 Фрунзенского района, ответчик) в лице конкурсного управляющего Галутво Максима Ивановича о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.07.2019 по 31.03.2020 в размере 102 995,27 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 090 руб.
Определением от 10.09.2020 исковое заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 ноября 2020 года (полный текст изготовлен 14 декабря 2020 года) с ТСЖ-3 Фрунзенского района в пользу АО "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.06.2019 по 31.03.2020 в размере 102 995,27 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 090 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ-3 Фрунзенского района обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что требования истца возникли после признания ответчика банкротом и введения в отношении него процедуры конкурсного производства.
ТСЖ-3 Фрунзенского района полагает, что истцом не представлены надлежащие доказательства фактического оказания услуг в пользу ответчика, поскольку спорный договор со стороны должника не подписан, а следовательно, не является заключенным и не порождает никаких правовых последствий для должника.
Кроме того, по мнению ответчика, представленные истцом УПД не являются доказательствами выполнения каких-либо услуг и наличия долга и не могут служить основанием требования оплаты.
Заявитель также указал, что управление спорными МКД прекращено ответчиком ранее искового периода, следовательно, в исковой период ТСЖ-3 Фрунзенского района не является лицом, ответственным за оплату коммунальных ресурсов в отношении указанных домов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Согласно части 6 статьи 268 АПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 19 января 2021 года перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ, поскольку судом первой инстанции было принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, - общества с ограниченной ответственностью "УК Источник" - и привлек последнего к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Как следует из материалов дела, в производстве Арбитражного суда Саратовской области находилось дело N А57-23337/2018 о признании должника - ТСЖ-3 Фрунзенского района несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 19.11.2018 заявление конкурсного кредитора о признании должника - ТСЖ-3 Фрунзенского района несостоятельным (банкротом) было принято к производству; возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ТСЖ-3 Фрунзенского района.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.04.2019 (резолютивная часть от 18.04.2019) должник - ТСЖ-3 Фрунзенского района признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Саратовской области от 24.04.2019 (резолютивная часть от 18.04.2019) конкурсным управляющим утвержден Галутво Максим Иванович. Публикация произведена в газете "Коммерсантъ" N 76 от 27.04.2019.
Согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия: все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" в силу абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
По смыслу этой нормы, текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (договоры аренды, лизинга), длящееся оказание услуг (договоры хранения, оказания коммунальных услуг и услуг связи, договоры на ведение реестра ценных бумаг и т.д.), а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами (за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований о применении мер ответственности за нарушение обязательств (возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, взыскании неустойки, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами) судам необходимо принимать во внимание следующее. Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств. Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявленные требования о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01 июня 2019 по 31 марта 2020 года в размере 102 995,27 руб., согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63, относятся к текущим платежам и подлежат рассмотрению в рамках искового производства.
Как следует из материалов дела, министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с "Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами", утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 56/112/0005491 на условиях типового договора, согласно которому истец обеспечивает прием ТКО в объеме и месте, определенные договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а ответчик обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Объемы принимаемых ТКО определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области и установлены министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в Приказе N 47 от 05.02.2018 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
02.10.2018 между АО "Управление отходами" (Региональный оператор) и ТСЖ-3 Фрунзенского района был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 51/112/0005491.
Разделом 2 указанного договора предусмотрено, что расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Расчет размера платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется региональным оператором с даты начала оказанная услуг, указанной в пункте 1.4 договора.
В период с 01 июня 2019 года по 31 марта 2020 года Региональный оператор регулярно обеспечивал прием ТКО от ответчика. За указанный период было оказано услуг на общую сумму 102 995,27 руб.
Таким образом, задолженность ответчика перед Региональным оператором за период с 01 июня 2020 года по 31 марта 2020 года составляет 102 995,27 руб.
Истцом была направлена претензия N 5694/161 от 20.04.2020, которая осталась без ответа и удовлетворения, досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный п. 5 ст. 4 АПК РФ истцом соблюден.
До настоящего времени ответчиком долг не погашен, на основании чего истец обратился в суд с исковым заявлением.
Заключенный сторонами договор N 51/112/0005491 от 02.10.2019 является договором возмездного оказания услуг, регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представленный апелляционному суду договор и документы, приложенные к нему, позволяют определить, об оказании каких услуг договорились стороны, период оказания услуг, стоимость услуг.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании статьи 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48).
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора уплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
В связи с тем, что в нарушение требований части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ сторонами не заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, услуги оказываются истцом в соответствии с типовым договором и нормами накопления.
Пунктом 8 (15) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Пунктом 8 (17) Постановления N 1156 установлено, что в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы, либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Если между сторонами не заключен договор в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
02.10.2018 между АО "Управление отходами" (Региональный оператор) и ТСЖ-3 Фрунзенского района был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 51/112/0005491.
Поскольку АО "Управление отходами", являясь региональным оператором, оказывает услуги и по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании типового договора, потребитель обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
При таких обстоятельствах обязательство по оплате оказанных услуг возникло у ответчика как стороны по договору.
В период с июня 2019 г. по март 2020 г. Региональный оператор Саратовской области АО "Управление отходами" оказывало услуги по обращению с ТКО в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем согласно доводам ответчика управление спорными МКД прекращено ответчиком ранее искового периода, следовательно, ТСЖ-3 Фрунзенского района не является лицом, ответственным за оплату коммунальных ресурсов в отношении указанных домов.
Суд апелляционной инстанции полагает данный довод ответчика несостоятельным в силу следующего.
Третье лицо, привлеченное по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представило отзыв на исковое заявление, в котором указало, что ООО "УК Источник" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Между ООО "ТСЖ-3" (после переименования - ООО "УК Источник") и ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова был заключен договор управления многоквартирными домами N 1 от 18.07.2016.
На основании соглашения от 01.08.2018, заключенного между ООО "ТСЖ-3" и ТСЖ-3 Фрунзенского района, указанный договор был расторгнут с 01.09.2018.
Между ООО "ТСЖ-3" и АО "Управление отходами" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 12.08.2018 N 56/112/0001255.
В первоначальном варианте договора в перечень домов, входящих в предмет договора, были включены также дома, обслуживаемые на основании договора N 1 от 18.07.2016.
24.10.2018 ООО "ТСЖ-3" обратилось к Региональному оператору об исключении из объекта договора домов по следующим адресам: пер. Мирный, д. 25, ул. Рахова, д. 126, ул. Рахова, д. 128, ул. Астраханская, 118 (литер Г,Д.Е), ул. Вавилова, д. 18 - в связи с тем, что собственники помещений указанных многоквартирных домов выбрали иной способ управления МКД.
За период с 01.07.2019 по 30.03.2020 АО "Управление отходами" выставляло счета ООО "УК Источник" на основании договора от 12.08.2018 N 56/112/0001255.
Согласно детализации начислений, прилагаемой к каждому счету, на обслуживании ООО "УК Источник" находятся перечисленные в детализации многоквартирные дома. Иных МКД в управлении ООО "УК Источник" на дату выставления счета не имелось.
Кроме того, в апелляционный суд от ТСЖ-3 Фрунзенского района поступило ходатайство о приобщении к материалам дела Протокола N 1 от 28.06.2018 общего собрания членов ТСЖ-3 Фрунзенского района по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, дом 118, согласно решения которого поручено правлению ТСЖ-3 Фрунзенского района заключить договор н содержание и техническое обслуживание многоквартирных домов по адресу: г. Саратов, Мирный пер., дом 25; Мирный пер., дом 21; ул. Рахова, дом 126; ул. Рахова, дом 128; ул. Вавилова, дом 18; ул. Астраханская, дом 118Г; ул. Астраханская, дом 118Д; ул. Астраханская, дом 118Е с ООО "ТСЖ-3" сроком на 3 года с "01" июля 2018 года.".
Впоследствии на основании ответчика в адрес последнего истцом был направлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 51/112/000549102.10.2018 в отношении спорных домов.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в период с июня 2019 г. по март 2020 г. ТСЖ-3 Фрунзенского района являлся лицом, ответственным за оплату коммунальных ресурсов в отношении указанных домов.
Расчет начислений за период с 01.06.2019 по 31.03.2020 был произведен в соответствии с условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 51/112/0005491 от 02.10.2018.
Согласно статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так, норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлен Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 февраля 2018 года N 47.
Согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 31 июля 2018 года N 420-П "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Саратовской области" регламентировано, что на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах следует определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 9 (2) Приложения N 2 "Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) закрепляет, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения N 2 к Правилам.
Пункт 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные часть 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1 утвержден Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года N 28/1 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" www.g-64.ru 1 августа 2018 года).
Таким образом, федеральным законодателем определена формула расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей - физических лиц, проживающих в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, получающая плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязана осуществлять расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В спорный период с 01.06.2019 по 31.03.2020 Региональный оператор Саратовской области - АО "Управление отходами" оказывало услуги по обращению с ТКО на основании норм действующего законодательства и заключенного в последующем договора, вследствие чего ответчику были направлены акты оказанных услуг и счета на оплату за указанный период.
Мотивированных возражений против актов выполненных работ ответчиком не заявлено, факт оказания, объем и качество спорных услуг не оспорены.
Публичный характер договора с Региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Доказательств того, что ТКО вывозились ответчиком собственным транспортом либо иной специализированной организацией в материалы дела не представлено.
Ответчику направлялись счета для оплаты оказанных услуг, что подтверждается материалами дела.
Истец произвел начисления платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Факт оказания АО "Управление отходами" услуг ТСЖ-3 Фрунзенского района по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Ответчик не предъявил истцу претензией по стоимости и объему оказанных услуг.
Неисполнение ответчиком обязательства по своевременной оплате оказанных услуг по заключенному договору в полном объеме послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Согласно нормам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
По смыслу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги.
При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата и связанная с совершением действий, не имеющих материального воплощения.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года N 28/1.
Истец оказал ответчику услуги в предусмотренном договором объеме и на основании норм действующего законодательства. Ответчик не доказал обратное.
Апелляционный суд находит подтвержденными совокупностью указанных выше доказательств обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а исковые требования - подлежащими удовлетворению.
Расчет задолженности, представленный истцом, апелляционным судом проверен и признан соответствующим условиям договора и требованиям закона и считает его правильным.
При таких обстоятельствах требование АО "Управление отходами" в лице Регионального оператора Саратовской области о взыскании с ТСЖ-3 Фрунзенского района задолженности за оказанные услуги по ТКО за период с 01.06.2019 по 31.03.2020 в размере 102 995,27 руб., обоснованы и подлежат удовлетворению.
Данный вывод основан арбитражным судом апелляционной инстанции на представленных и исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судом первой инстанции принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, - общество с ограниченной ответственностью "УК Источник", решение суда первой инстанции в силу положений пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене по безусловным основаниям.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2020 года по делу N А57-17056/2020 отменить по безусловным основаниям.
Взыскать с ТСЖ-3 Фрунзенского района в пользу АО "Управление отходами" в лице Регионального оператора Саратовской области задолженность за оказанные услуги по ТКО за период с 01.06.2019 по 31.03.2020 в размере 102 995,27 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 4 090 руб.
Взыскать с ТСЖ-3 Фрунзенского района в доход федерального бюджета Российской Федерации 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В. Б. Шалкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17056/2020
Истец: АО "Управление отходами"
Ответчик: ТСЖ 3 Фрунзенского района г. Саратова
Третье лицо: Галутво М.И., ООО "УК "Источник"