Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июня 2021 г. N Ф08-5755/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
24 февраля 2021 г. |
дело N А53-28871/2020 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Филимонова С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоград-Н"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2020 по делу N А53-28871/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экоград-Н"
к Административной комиссии при администрации Аксайского района Ростовской области
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 "Об административных правонарушениях",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экоград-Н" (далее - общество, ООО "Экоград-Н") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Административной комиссии при администрации Аксайского района Ростовской области (далее - Административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2020 N 211/390 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 15.12.2020 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Экоград-Н" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что график вывоза ТКО ежедневный; доказательств, подтверждающих нарушение обществом периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, административным органом не представлено; заявки на дополнительный вывоз мусора отсутствуют; отходы, расположенные на прилегающей к контейнерной площадке классифицируются как несанкционированная свалка.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 07.07.2020 в 13 час. 59 мин. ООО "Экоград-Н", являющееся юридическим лицом и будучи ранее привлеченным к административной ответственности (11.11.2019 протокол N 508) по части 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", повторно совершило нарушение "Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Аксайское городское поселение", утвержденных решением Собрания Депутатов Аксайского городского поселения от 18.06.2013 N 63, а именно на момент проверки территории контейнерной площадки, расположенной на пер. Ландышевый/ул. Киевская и прилегающей к ней территории, ООО "Экоград", являющееся исполнителем услуг по вывозу твердых бытовых отходов с контейнерных площадок г. Аксая, в том числе с вышеуказанной контейнерной площадки, не обеспечило своевременную и качественную очистку и уборку контейнерной площадки и прилегающей к ней территории от строительного и бытового мусора, отходов от обрезки деревьев (ветки) и сухой травы в течение двух календарных дней, таким образом, ООО "Экоград-Н" нарушило требования пунктов N 18.5.10 Главы 4, N 29.6, N 7.12.5.6 "Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Аксайское городское поселение", утвержденных решением Собрания Депутатов Аксайского городского поселения от 18.06.2013 N 63, то есть совершило виновное противоправное деяние, предусмотренное частью 2 статьи 5.1. Областного закона Ростовской области от 25.10.2002.
По факту выявленных нарушений начальником сектора муниципального жилищного контроля отдела ЖКХ администрации Аксайского городского поселения в присутствии понятых и с применением фотосъемки, был составлен протокол осмотра N 211 от 08.07.2020.
14.07.2020 был составлен протокол об административном правонарушении N 211/390 по признакам наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 стать 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
17.08.2020 комиссией было рассмотрено дело об административном правонарушении и постановлением N 211/390 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 года N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - Областной закон N 273-ЗС) предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контроль за использованием земель на территории муниципального образования относится к ведению муниципальных образований как вопрос местного значения.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Решением городской Думы города Новочеркасска N 224 от 24.11.2017 утверждены Правила благоустройства территории г. Новочеркасска (далее - Правила благоустройства).
Вопросы благоустройства являются вопросами местного значения и согласно статье 1 Правил направлены на повышение уровня благоустройства и содержания территории муниципального образования "Аксайское городское поселение" и создание благоприятной для жизни и здоровья людей среды обитания.
Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, в том числе, устанавливают требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, по организации благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, а также определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, порядок уборки и содержания территории города Аксая.
На основании пункта 20 статьи 2 Устава муниципального образования "Аксайское городское поселение", принятого решением Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 26.05.2016 N 275, к вопросам местного значения города Аксая относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями пункта 18.5.10 главы 4 Правил, удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории (10 метров по периметру) твердых крупных отходов, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусоровозный транспорт, надлежит производить работникам организации, осуществляющей транспортирование отходов.
На основании норм главы 7 Правил благоустройства сбор, вывоз и утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов осуществляется специализированными организациями на основании договоров с ответственными лицами.
Согласно статье 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", пункты 5, 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, ООО "Экоград-Н" обязано было направить в течение месяца предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
В случае, если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
Согласно пункту 29.6 главы 7 "Правила благоустройства", при временном хранении отходов в контейнерах на контейнерных площадках должно быть исключено их загнивание и разложение. Предельный срок хранения отходов в холодное время года (при минусовой температуре) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре) не более одних суток (ежедневный вывоз). Уборка контейнерных площадок должна осуществляться ежедневно. Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в специализированный транспорт, а также скопившихся в результате нарушения графика вывоза, производится исполнителем услуг по обращению с отходами.
В соответствии с пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержание территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88) при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом осмотра N 211 от 07.07.2020 и N 211 от 08.07.2020, фото таблицами, протоколом об административном правонарушении N 211/390 от 14.07.2020 подтверждается, что ООО "Экоград-Н" допущено нарушение приведенных Правил благоустройства, выразившееся в не обеспечении своевременной и качественной очистки и уборки контейнерной площадки и прилегающей к ней территории от строительного и бытового мусора, отходов от обрезки деревьев (ветки) и сухой травы в течение двух календарных дней.
ООО "Экоград-Н" на контейнерной площадке, расположенной в г. Аксай, на пер. Ландышевой/ул. Киевская и прилегающей к ней территории не организовало должным образом сбор и вывоз бытовых отходов населения, а именно: территория контейнерной площадки находится в неудовлетворительном санитарном содержании, на ней присутствуют отходы производства и потребления, работы по их удалению в период с 07.07.2020 с 13 часов 59 мин. по 08.07.2020 15 час. 03 мин., включительно, не производились, чем нарушен допустимый суточный срок хранения таковых отходов в местах временного хранения на территории жилой застройки.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС является доказанным.
ООО "Экоград-Н", будучи специализированной организацией, осуществляющей на основании договора вывоз отходов с территории по адресу:
г. Аксай, пер. Ландышевый/ул. Киевская и прилегающей к ней территории с нарушением Правил благоустройства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 5.1 Областного закона N 273-ЗС.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В материалы дела с учетом требований статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено надлежащих доказательств, опровергающих выявленные нарушения правил благоустройства.
В обоснование жалобы общество указало, что 07.07.2020 отходы были вывезены в соответствии с графиком, доказательств, подтверждающих нарушение периодичности вывозов отходов, не представлено.
Между тем, изучив приложенную к материалам дела об административном правонарушении фото таблицу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что зафиксированное в ней подтверждает захламление территории контейнерной площадки и свидетельствует о том, что обществом "Экоград-Н", являющимся оператором по обращению с ТКО, не было принято достаточных и необходимых мер по недопущению захламления территории и соблюдению Правил благоустройства.
При этом, обществом не мотивировано неисполнение обязанности по уборке строительного и бытового мусора на контейнерной площадке и прилегающей к ней территории.
Факт захламления контейнерной площадки свидетельствует о ненадлежащем исполнении ООО "Экоград-Н" обязанности по своевременному вывозу мусора.
Довод ответчика о том, что захламление территории, прилегающей к контейнерным площадкам, является несанкционированной свалкой, подлежит отклонению как основанный на неверном понимании норм материального права.
Установленная частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела об административном правонарушении доказано виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Нарушений прав и законных интересов ООО "Экоград-Н" при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, данный факт обществом не оспаривается.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
При назначении обществу административного наказания административная комиссия правомерно применила к обществу штраф в размере 70 000 рублей, определенный санкцией части 2 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Судом не установлено оснований для признания правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовых обязанностей и важности охраняемых отношений, обеспечивающих надлежащее санитарное состояние территории.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное решение об отказе в удовлетворении заявления ООО "Экоград-Н".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2020 по делу N А53-28871/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28871/2020
Истец: ООО "ЭКОГРАД-Н"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации Аксайского района Ростовской области, АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ АКСАЙСКОГО Р-НА РО