г. Челябинск |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А07-13370/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2020 по делу N А07-13370/2020.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Сакаева Фарита Саляхетдиновича - Нуруллин Д.А. (доверенность от 31.07.2020 сроком действия три года, удостоверение адвоката).
Индивидуальные предприниматели Сакаев Фарит Саляхетдинович и Ахмерова Зугра Газизьяновна (далее - заявители, предприниматели, ИП Сакаев Ф.С., ИП Ахмерова З.Г.) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, администрация) и к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020707:713 незаконным (л.д. 11-17).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление архитектуры, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2020 (резолютивная часть объявлена 24.12.2020) заявленные требования удовлетворены: признан незаконным, как несоответствующий статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, отказ администрации в предоставлении в собственность предпринимателей земельного участка с кадастровым номером 02:55:020707:713, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Лесотехникума, выраженный в письме Управления от 25.05.2020 исх. N С-5590. Суд обязал администрацию в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения направить в адрес предпринимателей проект договора купли-продажи земельного участка (л.д.102-111).
Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм материального права. Так, апеллянт указывает, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020707:713 частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий. Красные линии установлены в составе проекта планировки территории общего пользования проспекта Салавата Юлаева, улиц Адмирала Макарова, Интернациональной, Восточного обхода города Уфа, улицы Сельской Богородской в Кировском, Советском, Октябрьском, Орджоникидзевском и Калининском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением администрации от 18.10.2017 N 1450. Публикация постановления администрации от 18.10.2017 N 1450 осуществлена на официальном сайте администрации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу www.ufacity.info.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители ИП Ахмеровой З.Г., администрации, Управления и Управления архитектуры не явились.
С учетом мнения представителя ИП Сакаева Ф.С. и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанных выше лиц.
До начала судебного заседания от подателя апелляционной жалобы во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 29.01.2021 представлены доказательства направления жалобы лицам, участвующим в деле.
Документы приобщены к материалам дела.
Также подателем жалобы представлено письмо начальника информационно-аналитического управления - пресс-службы администрации в адрес начальника Управления от 28.01.2021 N 35-21/А о публикации 20.10.2017 постановления администрации от 18.10.2017 N 1450 на официальном сайте администрации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу www.ufacity.info. В приложении к письму содержится скриншот с соответствующего сайта о публикации постановления.
Указанные документы в отсутствие возражений присутствующего в судебном заседании представителя ИП Сакаева Ф.С. приобщены к материалам дела, как доказательства, которые должны были быть исследованы судом первой инстанции с учетом содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов об отсутствии публикации.
В судебном заседании представитель ИП Сакаева Ф.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявители являются собственниками объектов недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020707:813 площадью 303,8 кв. м и нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020707:812 площадью 274,1 кв. м, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, район Октябрьский, ул. Лесотехникума, д. 47.
Данные объекты недвижимости расположены в нежилом здании с кадастровым номером 02:55:020707:144, которое, в свою очередь, расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020707:713 по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Лесотехникума.
Письмом от 28.04.2020 ИП Сакаев Ф.С. и ИП Ахмерова З.Г. с целью реализации права, предусмотренного статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, обратились с совместным заявлением к администрации о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:020707:713, на котором расположено недвижимое имущество, принадлежащее заявителям на праве общей долевой собственности.
Рассмотрев заявление, администрация в лице Управления отказала заявителям в предоставлении земельного участка письмом от 25.05.2020 N С-5590, указав, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020707:713, частично расположен в границах красных линий.
ИП Сакаев Ф.С. и ИП Ахмерова З.Г., не согласившись с указанным отказом, обратились в суд с заявлением о признании отказа незаконным и обязании администрации направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела сведений о планируемом размещении на спорном земельном участке объектов местного значения городского округа или федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, планируемых к строительству дорог, улиц, проездов, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, равно как отсутствует и обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости заявителей. Также суд указал, что факт законного расположения земельного участка в границах красных линий согласно проекту планировки, утвержденных постановлением администрации от 18.10.2017 N 1450, опровергается обстоятельством отсутствия публикации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Иных доказательств, отвечающих принципу допустимости, установления красных линий, в границы которых входит испрашиваемый земельный участок, органом местного самоуправления не представлено.
Рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Вместе с тем, статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3), и вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции. Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории; проект межевания территории.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В соответствии с письмом Управления архитектуры от 11.08.2020 (л.д. 50) и приложенной к данному письму схемы расположения земельного участка (л.д. 51) спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020707:713 частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий. Красные линии на данную территорию установлены в составе проекта планировки территории общего пользования проспекта Салавата Юлаева, улиц Адмирала Макарова, Интернациональной, Восточного обхода города Уфа, улицы Сельской Богородской в Кировском, Советском, Октябрьском, Орджоникидзевском и Калининском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением администрации от 18.10.2017 N 1450.
Соответствующее постановление, вынесенное по результатам публичных слушаний, оформленных протоколом от 18.05.2017, с учетом заключения о результатах публичных слушаний от 24.05.2017 по проекту планировки и проекту межевания территории, представлено в материалы настоящего дела (л.д. 74-76).
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что заинтересованными лицами доказан факт частичного нахождения спорного земельного участка в пределах границ красных линий.
В соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в области градостроительной деятельности, органы местного самоуправления утверждают документы территориального планирования поселений и правила землепользования.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, в том числе, если необходимы установление, изменение или отмена красных линий (часть 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (пункт 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (пункт 2).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;
3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (пункт 3).
В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
В силу части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В силу части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи
Согласно части 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В рассматриваемом случае проект планировки территории общего пользования проспекта Салавата Юлаева, улиц Адмирала Макарова, Интернациональной, Восточного обхода города Уфа, улицы Сельской Богородской в Кировском, Советском, Октябрьском, Орджоникидзевском и Калининском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан прошел процедуру публичных слушаний 18.05.2017, утвержден и опубликован в установленном порядке с учетом действующего на момент его утверждения решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.12.2005 N 3/6 "Об Уставе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан".
Как следует из представленных администрацией пояснений и доказательств, постановление администрации от 18.10.2017 N 1450 осуществлена 20.10.2017 на официальном сайте администрации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу www.ufacity.info.
Согласно части 3 статьи 34 Устава городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (в редакции, действующей на дату публикации постановления - 20.10.2017) муниципальные правовые акты, подлежащие опубликованию (обнародованию), направляются на опубликование в течение 7 рабочих дней после дня их подписания, если иное не установлено федеральными законами либо самим муниципальным правовым актом.
Официальным опубликованием муниципального правового акта администрации считается первая публикация его полного текста в газетах "Вечерняя Уфа" и (или) "Киске Эфэ" и (или) первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" www.ufacity.info.
Учитывая изложенное, следует признать доказанным факт надлежащей публикации постановления администрации от 18.10.2017 N 1450 с учетом действующего на дату публикации (20.10.2017) порядка.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии публикации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации следует признать несостоятельным, поскольку судом первой инстанции применена часть 3 статьи 34 Устава городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в недействующей на дату публикации редакции.
Так, суд применил редакцию по состоянию на 30.09.2020, притом что постановление принято 18.10.2017 и опубликовано 20.10.2017.
Учитывая доказанным факт частичного нахождения спорного земельного участка на территории общего пользования, спорный земельный участок следует признать ограниченным в обороте.
При этом в соответствии с правовой позицией, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 по делуN 308-КГ17-2697, факт формирования земельного участка до утверждения соответствующего документа территориального планирования сам по себе не свидетельствует о незаконности отказа в предоставлении участка заявителю.
Таким образом, отказ администрации в лице Управления, оформленный письмом от 25.05.2020 N С-5590, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020707:713 в собственность заявителей соответствовал закону, в связи с чем оснований для удовлетворения требований ИП Сакаева Ф.С. и ИП Ахмеровой З.Г. у суда первой инстанции не имелось.
Доказательств, опровергающих факт частичного расположении спорного земельного участка в пределах границ красных линий, заявители не представили, достоверность сведений, содержащихся в письме третьего лица от 11.08.2020 и приложенной к письму схеме расположения земельного участка не опровергли.
Красные линии установлены в соответствии с проектом планировки территории, который в этой части не оспорен и недействующим не признан. Несогласие заявителей с установлением красных линий может стать предметом самостоятельного судебного спора с иным составом участников.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы, понесенные при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела, что при подаче заявления в суд первой инстанции в доход федерального бюджета в качестве государственной пошлины заявителями уплачено по 1 500 руб., что подтверждается чеком-ордером от 30.06.2020 (операция 1225) - плательщик ИП Сакаев Ф.С. (л.д. 8а) и чеком-ордером от 30.06.2020 (операция 1226) - плательщик ИП Ахмерова З.Г. (л.д. 8б).
Исходя из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, для данной категории спора в доход федерального бюджета подлежит уплате государственная пошлина в сумме 300 руб.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, на ИП Сакаева Ф.С. и ИП Ахмерову З.Г. подлежат отнесению расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 300 руб., то есть по 150 руб. на каждого.
Следовательно, из федерального бюджета применительно к подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату государственная пошлина:
- ИП Сакаеву Ф.С. в размере 1 350 руб., уплаченная по чеку-ордеру от 30.06.2020 (операция 1225);
- ИП Ахмеровой З.Г.. в размере 1 350 руб., уплаченная по чеку-ордеру от 30.06.2020 (операция 1226).
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы с ИП Сакаева Ф.С. и ИП Ахмеровой З.Г. в доход федерального бюджета не взыскивается с учетом разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2020 по делу N А07-13370/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Сакаева Фарита Саляхетдиновича и индивидуального предпринимателя Ахмеровой Зугры Газизьяновны отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Сакаеву Фариту Саляхетдиновичу из федерального бюджета 1 350 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 30.06.2020 (операция 1225).
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ахмеровой Зугре Газизьяновне из федерального бюджета 1 350 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 30.06.2020 (операция 1226).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13370/2020
Истец: Ахмерова Зугра Газизьяновна, Сакаев Фарит Саляхетдинович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УФЫ, УЗИО Администрации ГО г. Уфы РБ, Юсупов Д Б