г. Владимир |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А11-18211/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10 ноября 2020 года по делу N А11-18211/2019, принятое по заявлению Колхоза им. Кирова (601024, Владимирская область, Киржачский район, с. Филипповское, ОГРН 1023300998269, ИНН 3316008636) к администрации Киржачского района Владимирской области (601010, Владимирская область, г. Киржач, ул. Серегина, д. 7, ОГРН 1033301001216, ИНН 3316300581); третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (600033, г. Владимир, ул. Офицерская, д. 33 А); филиал Федеральной государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области" (600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Луначарского, д. 13а); администрация муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области (601024, Владимирская область, Киржачский район, с. Филипповское, ул. Советская, д.1), о признании недействительным постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 23.07.2019 N 995, о признании недействительным постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 31.10.2019 N 1472, о признании незаконным отказа администрации Киржачского района Владимирской области, выраженного в письме от 07.11.2019 N 5025-01-13, об обязании администрации Киржачского района Владимирской области в течение 5 дней с момента вступления в законную силу решения суда внести изменения в пункт 1 постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 26.06.2019 N 896.
при участии:
от заявителя - Иванов О.М. на основании приказа от 15.10.2019 N 01л/с и выписки из протокола от 15.10.2019, Борисичев В.Н. по доверенности от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021;
от ответчика - Сухарева А.А. по доверенности от 11.01.2021 N 19-01-01-26 сроком действия до 31.12.2021; Семенова М.А. по доверенности от 11.01.2021 N 17-01-01-26 (специалист); Сальников А.И. по доверенности от 22.01.2021 N 270-01-01-26 сроком действия до 31.12.2021;
от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - Курдюков В.В. по доверенности от 31.12.2020 N 87 сроком действия до 31.12.2021;
от третьего лица администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области - Гусева Т.Ю. по доверенности от 22.01.2021 сроком действия до 01.07.2021; Громозденков М.В. на основании доверенности от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021;
от третьего лица Филиала Федеральной государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области" - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Колхоз им. Кирова (далее по тексту - заявитель, Колхоз) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, в котором просил признать недействительным постановление администрации Киржачского района Владимирской области (далее - ответчик, Администрация) от 23.07.2019 N 995, признать недействительным постановление администрации Киржачского района Владимирской области от 31.10.2019 N 1472, признать незаконным отказ администрации Киржачского района Владимирской области, выраженный в письме от 07.11.2019 N 5025-01-13, обязать администрацию Киржачского района Владимирской области в течение 5 дней с момента вступления в законную силу решения суда внести изменения в пункт 1 постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 26.06.2019 N 896, изложив его в следующей редакции: "Утвердить Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером 33:02:000000:482 общей площадью 1760000 кв.м, имеющего следующие характеристики: Категория земель - земли населенных пунктов Территориальная зона - СХЗ Площадь - 556557 кв.м Адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область, р-н Киржачский, Центральная усадьба Колхоз им. Кирова д. Филипповское."
Определением Арбитражного суда Владимирской области от 09.01.2020 к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области).
Определением Арбитражного суда Владимирской области от 21.07.2020 к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены филиал Федеральной государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области" (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Владимирской области); администрация муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области (далее - администрация МО СП Филипповское).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 10 ноября 2020 года по делу N А11-18211/2019 требования удовлетворены. Постановление администрации Киржачского района Владимирской области от 23.07.2019 N 995, постановление администрации Киржачского района Владимирской области от 31.10.2019 N 1472 признаны недействительными, отказ администрации Киржачского района Владимирской области, выраженный в письме от 07.11.2019 N 5025-01-13, признан незаконным. Администрацию Киржачского района Владимирской области суд обязан в течение 5 дней с момента вступления в законную силу решения суда внести изменения в пункт 1 постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 26.06.2019 N 896, в отношении категории земель, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования сельского поселения Филипповское. С администрации Киржачского района Владимирской области в пользу Колхоза им. Кирова взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Киржачского района Владимирской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда от 10 ноября 2020 года по делу N А11-18211/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик считает вынесенное решение суда незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление Росреестра по Владимирской области представило отзыв на апелляционную жалобу, а также дополнение к отзыву, в которых третье лицо поддерживает доводы апелляционной жалобы ответчика, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителя - отказать.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, а также дополнительный отзыв на апелляционную жалобу, в которых Колхоз просит решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.11.2020 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Киржачского района без удовлетворения.
Третьим лицом Администрацией МО СП Филипповское представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддерживает позицию ответчика, просит решение отменить, в удовлетворении требований заявителя - отказать.
В судебное заседание представители третьего лица филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Владимирской области, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считал решение суда законным и обоснованным.
Представитель Управления Росреестра по Владимирской области, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считал решение суда незаконным и необоснованным, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители администрации поселения Филипповское поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе администрация Киржачского района, считали решение суда незаконным и необоснованным, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, земельный участок общей площадью 1 760 000 кв.м, с кадастровым номером 33:02:000000:482, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область. Киржачский район, Центральная усадьба Колхоз им. Кирова д. Филипповское, принадлежит Колхозу им. Кирова на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с Проектом внутрихозяйственного землеустройства от 29.12.1977, что установлено постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 по делу N А11-7229/2011.
15 октября 2018 Колхоз им. Кирова обратился в администрацию Киржачского района Владимирской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 556 557 кв.м (исходный земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:482).
Администрация Киржачского района, рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, в письме от 13.11.2018 исх. 3641-01-13 сообщила, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям, предоставленным Колхозу им. Кирова в постоянное (бессрочное) пользование.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Колхоз им. Кирова обратился в суд с заявлением в рамках дела N А11-1786/2019.
Решением от 8 мая 2019 года по делу N А11-1786/2019 суд признал незаконным отказ администрации Киржачского района Владимирской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 556 557 кв.м (исходный земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:482), выраженный в письме за подписью и.о. главы администрации Киржачского района Чуб С.Ф. от 13.11.2018 за N 3641-01-13 и обязал администрацию Киржачского района Владимирской области в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 556 557 кв.м (исходный земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:482).
Во исполнение указанного решения суда администрацией Киржачского района издано постановление от 26.06.2019 N 896 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область. Киржачский район, Центральная усадьба Колхоз им. Кирова д. Филипповское".
Данным постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель сельскохозяйственного назначения по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область, р-н Киржачский, Центральная усадьба колхоз им. Кирова д. Филипповское, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, площадью 556557 кв.м.
Колхозу им. Кирова постановлено обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Кроме того, Администрацией Киржачского района Владимирской области изданы постановления от 23.07.2019 N 995 и от 31.10.2019 N 1472, которыми внесены изменения в пункт 1 постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 26.06.2019 N 896 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область. Киржачский район, Центральная усадьба Колхоз им. Кирова д. Филипповское".
С учетом внесенных изменений, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:482 из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в территориальной зоне СХ-3 Зона, предназначенная для сельского хозяйства, садоводства и огородничества (в границе населенного пункта) по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область, р-н Киржачский, Центральная усадьба колхоз им. Кирова д. Филипповское, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, площадью 556 557 кв.м.
Управление Росреестра по Владимирской области уведомило Колхоз им. Кирова о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (уведомление от 02.10.2019 N 33-0-1-105/3002/2019-1585 N 33/022/004/2019-1824), в связи с тем, что постановление от 26.06.2019 N 896 не соответствует положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Уведомлениями от 14.11.2019, от 25.11.2019, от 02.12.2019 Управление Росреестра по Владимирской области сообщило о невозможности возобновления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, поскольку в нарушение пункта 3 части 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации 11 постановление от 26.06.2019 N 896 не содержит всех необходимых сведений для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
8 октября 2019 года Колхоз им. Кирова обратился в администрацию Киржачского района Владимирской области с заявлением об отмене постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 23.07.2019 N 995 и приведении пункта 1 постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 26.06.2019 N 896 в соответствие со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и изложении его в следующей редакции: "Утвердить Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером 33:02:000000:482 общей площадью 1 760 000 кв.м, имеющего следующие характеристики: Категория земель - земли населенных пунктов Территориальная зона - СХЗ Площадь - 556 557 кв.м адрес: - местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область, р-н Киржачский, Центральная усадьба Колхоз им. Кирова д. Филипповское."
Администрация Киржачского района Владимирской области, рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, в письме от 07.11.2019 N 5025-01-13 сообщила об отсутствии оснований для отмены постановления от 23.07.2019 N 995, поскольку данное постановление принято в соответствии с нормами статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Для сведения сообщила, что постановление администрации Киржачского района Владимирской области от 26.06.2019 N 896 действует в редакции постановлений администрации Киржачского района Владимирской области от 23.07.2019 N 995 и от 31.10.2019 N 1472.
Полагая, что постановление от 23.07.2019 N 995, постановление администрации Киржачского района Владимирской области от 31.10.2019 N 1472 и отказ администрации Киржачского района Владимирской области, выраженный в письме от 07.11.2019 N 5025-01-13 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Колхоз им. Кирова обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением.
В обоснование заявленных требований Колхоз указывает, в своих постановлениях ответчик указывает неверную категорию спорного земельного участка, указывая, что он относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, что не позволяет осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, поскольку он фактически находится в черте населенного пункта - с. Филипповское Киржачского района Владимирской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Постановление от 23.07.2019 N 995 содержит противоречия в сведениях о категории земельного участка, не позволяющие произвести постановку земельного участка на кадастровый учет, поскольку в данном постановлении указана категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, но указана зона "СХ-3" в границе населенного пункта. Постановление от 26.06.2019 N 896 не содержит всех необходимых сведений для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. Недостатки, допущенные администрацией Киржачского района Владимирской области, не устранены, в связи с чем действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, образованного в результате раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером 33:02:000000:482 не осуществлены. При этом, суд установил, что формируемый земельный участок, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположен в границах населенного пункта - с. Филипповское, в связи с чем относится к категории земель - земли населенных пунктов. Таким образом, у администрации Киржачского района Владимирской области отсутствовали основания для отказа Колхозу им. Кирова в части внесения изменения в пункт 1 постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 26.06.2019 N 896. При этом, суд в соответствии со статьей 201 АПК РФ, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя возложил на администрацию Киржачского района Владимирской области обязанность в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу решения суда внести изменения в пункт 1 постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 26.06.2019 N 896 в отношении категории земель, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования сельского поселения Филипповское.
Апелляционная инстанция не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно пункту 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Из анализа изложенных норм следует, что использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 ЗК РФ, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Статьей 1 постановления Губернатора Владимирской области от 14.06.2005 N 341 "О реализации Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что актом о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо об отказе в таком переводе, об отнесении земель или земельных участков к землям определенной категории является постановление Губернатора области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:482, площадью 1 760 000 кв. м., расположенный по адресу: Владимирская область, Киржачский р-н, Центральная усадьба колхоз им. Кирова, д. Филипповское относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения" и имеет вид разрешённого использования "для сельскохозяйственного производства".
Испрашиваемый земельный участок площадью 556 557 кв.м входит в исходный земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:482.
Таким образом, в спорной ситуации Кооператив фактически просит о разделе земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:482 путем образования земельного участка площадью 556 557 кв. м и об изменении вида разрешенного использования вновь образуемого земельного участка - вместо земли сельскохозяйственного назначения - земли населенных пунктов.
Между тем, по правилам пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевое назначение и разрешенное использование образуемых при разделе земельных участков сохраняется.
Согласно пункту 3 части 11 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка, если в соответствии с требованиями ЗК РФ образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из их категории в категорию земли населенных пунктов.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков (пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ).
В рассматриваемом случае, доказательства перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории - земли населенных пунктов, отсутствуют.
Довод заявителя о том, что заявленная цель использования испрашиваемого земельного участка не противоречит его разрешенному использованию, поскольку земельный участок фактически находится в черте населенного пункта - с. Филипповское Киржачского района Владимирской области., судебной коллегией не принимается в силу следующего.
На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 3 статьи 85 Кодекса установлено, что землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельный участок площадью 556 557 кв.м. (исходный земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:482) относится к категории земель населенного пункта, согласно документам градостроительного зонирования территория вблизи с данным земельным участком находится в черте населенного пункта с. Филипповское, в зоне СХ-З зона, предназначенная для сельского хозяйства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства (в границе населенного пункта).
В то же время, применение к рассматриваемым правоотношениям ч. 13 ст. 14 Закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" неправомерно, поскольку названная норма относятся к случаям, когда производится уточнение границ существующего земельного участка и по сведениям ЕГРН земельный участок расположен в границах населенного пункта (в отличие от сведений, содержащихся в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах), и не может служить основанием к изменению категории земель земельного участка, образованного путём раздела земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:482.
Кроме того, границы земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:482 не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельною участка не проводились.
Ссылки заявителя на часть 15 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не могут быть приняты во внимание, поскольку данная норма относится к случаям, указанным в частях 4, 9 и 13 статьи 14 Закона N 172-ФЗ.
Учитывая изложенное, повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 23.07.2019 N 995 и от 31.10.2019 N 1472, вынесены уполномоченным органом, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Относительно требований колхоза им. Кирова о признании незаконным отказа Администрации Киржачского района Владимирской области, изложенного в письме от 07.11.2019 N 5025-01-13, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В обоснование доводов о незаконности оспариваемого отказа заявитель указывает, что содержание постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 23.07.2019 N 995 и пункт 1 постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 26.06.2019 N 896 не позволяет осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, поскольку он фактически находится в черте населенного пункта - с. Филипповское Киржачского района Владимирской области.
Действительно, в уведомлениях о невозможности возобновления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права N 33-0-1-105/3002/2019-1585, 33/022/004/2019-1824 от 14.11.2019, 25.11.2019, от 02.12.2019 государственными регистраторами дополнительно указывалось, что: в представленном межевом плане, в разделе "Общие сведения об образуемых земельных участках", указана категория земель земли населённого пункта, также по координатам, представленным в межевом плане, образуемый земельный участок расположен в границах населённого пункта с. Филипповское МО Филипповское (с/п), тогда как в постановлении администрации Киржачского района от 26.06.2019 N 896 об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории указана категория земель земли сельскохозяйственного назначения, категория земель исходного земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:482 - земли сельскохозяйственного назначения.
В рассматриваемом случае, в представленном колхозом им. Кирова межевом плане, в разделе "Общие сведения об образуемых земельных участках", категории земель указано - земли населённого пункта.
В силу пункта 50 Требований к подготовке межевого плана, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (приложение N 2 к приказу), сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" должны соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости о категории земель исходного земельного участка. Сведения о категории земель земельного участка, образуемого из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, указываются при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (копия такого документа включается в состав Приложения).
Таким образом, указанная в межевом плане категория земель образуемого земельного участка не соответствовала категории земель исходного земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, в связи с чем, у ответчика отсутствовали основания для изменений постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 23.07.2019 N 995 и приведении пункта 1 постановления администрации Киржачского района Владимирской области от 26.06.2019 N 896.
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ администрации Киржачского района Владимирской области, выраженный в письме от 07.11.2019 N 5025-01-13, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания недействительными постановлений администрации Киржачского района Владимирской области от 23.07.2019 N 995, от 31.10.2019 N 1472, а также для признания незаконным отказа администрации Киржачского района Владимирской области, выраженного в письме от 07.11.2019 N 5025-01-13.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что определением Арбитражного суда Владимирской области от 24.08.2018 возбуждено производство по делу N А11-10180/2018 о признании колхоза имени Кирова несостоятельным (банкротом). Определением арбитражного суда от 16.01.2019 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Шелуха Александр Кузьмич.
В соответствии с пунктом 43 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" рассмотрение в ходе наблюдения исков имущественного характера, истцом или ответчиком по которым является должник, в том числе рассмотрение указанного в пункте 28 настоящего постановления иска в общем порядке после введения наблюдения, может иметь значение для дела о банкротстве, в связи с чем рассматривающий его суд по своей инициативе или по ходатайству временного управляющего либо должника привлекает временного управляющего к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне должника (статья 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При рассмотрении таких исков следует также иметь в виду, что после введения наблюдения в отношении должника признание руководителем должника иска или его отказ от иска могут нарушить интересы других кредиторов; в этом случае они не должны приниматься судом (часть 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из анализа указанных положений следует, что участие в деле временного управляющего должника обусловлено необходимостью защиты интересов кредиторов должника и недопустимостью принятия судом признания руководителем должника иска или его отказ от иска, если это нарушает интересы других кредиторов.
К участию в настоящем деле временный управляющий должника не привлечен, однако данное обстоятельство с учетом обстоятельств дела не является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов кредиторов либо самого временного управляющего, о правах и обязанностях которых было бы принято решение суда первой инстанции, в материалах дела не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 10 ноября 2020 года по делу N А11-18211/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных Колхозом им. Кирова (601024, Владимирская область, Киржачский район, с. Филипповское, ОГРН 1023300998269, ИНН 3316008636) требований отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-18211/2019
Истец: КОЛХОЗ ИМ. КИРОВА, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Ответчик: Администрация Киржачского района Владимирской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИППОВСКОЕ КИРЖАЧСКОГО РАЙОНА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Гусева Т Ю